Религия в школе: у них и у нас

На модерации Отложенный

1

 

Обучение основам религиозной культуры в светских школах является одним из главных способов вернуть в систему образования воспитательный компонент – к такому выводу пришли участники пресс-конференции, посвященной обмену опытом по преподаванию религиозных дисциплин в России и Литве.

 

Открывая пресс-конференцию, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион особо отметил, что в Литве уроки религии преподаются в течение всех десяти лет обучения детей в школе. В этой стране имеется большой опыт ведения религиозных дисциплин.

Гость из Литвы архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс рассказал журналистам, что еще в 1990-е годы там началось обсуждение возможности вернуть религию в школу. Многие учителя проводили уроки религии и до официального на них разрешения, их не пугала даже угроза тюремного заключения – в Литве были сильны национальные религиозные традиции. Митрополит Иларион, в свою очередь, рассказал собравшимся, что и сам архиепископ Сигитас Тамкявичюс провел несколько лет в лагерях. «В 1983 году, при Андропове, его арестовали, и он стал “узником совести”», – сказал митрополит Иларион.

Так как накоплен большой опыт, сейчас в Литве уже хватает квалифицированных школьных преподавателей основ религии. Специалистов готовят в университетах, а те, кто имеет теологическое образование, могут закончить специальные педагогические курсы и работать в школе.

– Преподавателями работают как священники, так и миряне. Чаще всего, как и в России, в школах работают женщины, – рассказал архиепископ Сигитас. – У родителей и детей есть выбор: посещать уроки религии или светской этики.

По его словам, всего не менее 52 % детей выбирают основы религиозной культуры, а в младших и средних классах, с 1-го по 6-й, религию хотят изучать 70–80 % учащихся. Обязательным в государственных школах является один урок религиозной направленности либо светской этики в неделю во всех классах. В частных школах таких уроков может быть и два, но оплату работы педагога за второй урок в этом случае берет на себя Церковь.

– Право изучать в школе основы своей религии имеют все традиционные конфессии, – пояснил архиепископ Сигитас.

Но, так как 80 % населения исповедуют католицизм, подавляющее большинство школьников выбирает для изучения именно эту религию. В некоторых школах, если находится достаточное количество желающих, есть примеры, когда дети изучают и Православие. Представителей других конфессий в Литве совсем немного, поэтому курсы других религий в школах преподаются крайне редко. Людей православного вероисповедания в Литве, по словам архиепископа Каунасского, около 5 % процентов, то есть примерно половина от всего русскоязычного населения.

При этом архиепископ особо отметил, что попытка преподавания религиоведения в Литве не прижилась. Разговоры о том, что дети должны изучать разные религии одновременно, конечно, были, но и родители, и учителя, и общественность все же пришли к мнению, что главное – это познание собственной идентичности, возвращение к своим корням.

– Это позволяет, как показала практика, адекватно оценивать и относиться к другим религиям и избежать конфессиональной вражды, – заявил архиепископ Сигитас. – Иначе у человека будут знания, но не будет веры, личного нравственного опыта, – подчеркнул он.

По мнению католического архиепископа, более чем десятилетний опыт преподавания религии в школе помог прихожанам храмов стать гораздо более грамотными в духовных вопросах, внимательнее воспринимать богослужение; в Церковь приходит теперь гораздо больше молодых людей.

По мнению митрополита Волоколамского Илариона, тема преподавания религии в светской школе является важнейшей и для Католической, и для Русской Православной Церкви, поскольку «это напрямую затрагивает проблему сохранения христианской идентичности подрастающим поколением».

Он заявил, что преподавание основ религии в течение всего одного года в 4-м классе явно недостаточно.

– Мы приветствуем эту инициативу как первый шаг, но будем работать, чтобы в сетку учебных часов включалось бы больше уроков о религии, – подчеркнул владыка.

Владыка Иларион вспомнил и о своем собственном опыте преподавания религии в русской школе в Литве в 1990-х годах. Ему довелось преподавать во всех десяти классах.

– Везде был большой интерес к этому предмету, – отметил он. – Этот первоначальный опыт очень много для меня значил и, прежде всего, открыл совершенно неоспоримый факт: в каждом классе и в любом возрасте преподавание религии очень актуально и значимо.

– Ученики, конечно, очень по-разному воспринимали то, что я говорил, – рассказал митрополит Иларион. – Дети начальных классов все воспринимали с радостью, но из-за особенностей их возраста уроки напоминали скорее развивающую игру, чем лекцию. Ученикам с 4-го до 8-го класса я рассказывал об истории Церкви, о Евангелии. Эти рассказы воспринимались очень хорошо. Со старшеклассниками было, конечно, труднее всего, так как нужно было отвечать на их многочисленные вопросы, в том числе вопросы нелицеприятные и провокационные. Но как дети, так и юноши и девушки нуждаются в том, чтобы им рассказывали о религии, об основах христианства и христианской культуры, – заключил митрополит Иларион.

Представитель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Герман Демидов рассказал журналистам о трудностях, с которыми сталкивается внедрение в российских школах курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ).

Главными из них по-прежнему остаются вопросы подготовки учебных пособий и преподавателей. В Русской Церкви считают важным добиться, чтобы учителя, которые будут преподавать религию в школе, проходили бы не только профессиональную аттестацию в Министерстве образования, но и особую конфессиональную аттестацию.

– Так как курс теперь будет преподаваться в течение всего учебного года в 4-м классе, то потребуется дополнительная доработка уже существующих учебных пособий и разработка новых, – сообщил Герман Демидов. – Ранее планировалось преподавать ОРКСЭ в последней четверти 4-го класса и первой четверти 5-го. Но теперь такая явно неудачная с точки зрения педагогики инициатива пересмотрена: курс будет изучаться в течение одного года.

Также Герман Демидов обратил внимание на статистические данные, которые были собраны социологическим центром Российской академии государственной службы в 2010 году, когда эксперимент по преподаванию ОРКСЭ только начинался. 60,2 % родителей относятся к введению этого курса положительно, 31,3 % – скорее положительно. Также «за» высказалось большинство педагогов (положительно – 71,7 % и скорее положительно – 26,3 %). Среди учеников 42,1 % опрошенных изучали в ходе эксперимента модуль «Основы светской этики»; 30,6 % – «Основы православной культуры»; 20,0 % – «Основы мировых религиозных культур»; 5,2 % – «Основы исламской культуры»; 2,0 % – «Основы буддийской культуры»; 0,1 % – «Основы иудейской культуры».

В ноябре 2011 года замминистра образования и науки Игорь Реморенко на заседании Общественного совета Минобрнауки РФ привел данные, согласно которым модуль «Основы светской этики» выбрали 42 % семей; «Основы православной культуры» – 30 %; «Основы мировых религиозных культур» – 18%; «Основы исламской культуры» – 9 %; «Основы буддийской культуры» – 1 % и «Основы иудейской культуры» – менее 1 %.

 

Антон Леонтьев