Кровь, Пол Пот и слезы

На модерации Отложенный

Можете ли вы представить, как выглядит ад на земле — кошмар, от которого кровь стынет в жилах, волосы седеют, а психика бесповоротно ломается?.. Несомненно, фантазии, "изображающие" пекло как очень жаркое место со смолой, котлами, чертями и грешниками — ужасны. А теперь дополните эти фантазии реальностью Бухенвальда и Освенцима, с ужасами мировой войны, потом «добавьте» сюда безысходность и отчаяние голода — 1932-1933 (Украина) или 1941-1944 (Блокада Ленинграда) — картина становится значительно  страшнее Дантевых семи кругов ада, и в сравнении с которой библейский ад «выглядит» как курорт. Но даже все ЭТИ ужасы померкнут, если узнать о том, ЧТО сотворил герой данной темы. Да, перед вами "великий камбоджиец" по имени Салот Сар, известный в миру под псевдонимом Пол Пот (по свидетельству некоторых уцелевших бывших его соратников, имя было ничем иным, как … сокращением французских слов «politique potentielle» - «перспективный политик» - и являлось одной из форм термина «вождь» - прим.)

Пол Пот

Кипучая, могучая,
Никем не победимая,
Страна моя – Кампучия, 
Ты – самая любимая!

Исходя из предпосылки, что любое зверство человека есть результат пережитых потрясений в детстве, некоторые историки ужасно хотели найти свидетельства того, что Пол Пот – невинная жертва обстоятельств, игрушка в руках судьбы, которая превратила «доброго мальчика в страшное чучело». Но все выжившие знакомые и родные Пол Пота хором уверяли, что это был милый и тихий ребенок, которого любили родные, который получил весьма приличное образование на государственную стипендию (отправлен учится во Францию, а Камбоджа была колонией этой страны) и который меньше всего на свете походил на несчастное оборванное дитя третьего мира.

Да, во французском колледже его заставляли говорить по-французски и играть на скрипке, но следов других империалистических истязаний в жизни Пол Пота обнаружить не удалось. Итак, в 1947 году он уехал учиться в Париж, стал там убежденным антизападником, вступил в Коммунистическую партию Франции и даже напечатал пару статей об угнетенности рабочих, хотя по-прежнему оставался ровным, доброжелательным и приятным в общении юношей без особых амбиций и без особых же талантов.

Вернувшись домой, Пол Пот стал активно сотрудничать с местными коммунистами, работая в то же время учителем в лицее, до тех пор, пока в стране не развернулась полномасштабная война. Именно после этой войны «милого мальчугана Сара» станет героем таких карикатур…

Трагедия Камбоджи — прямое следствие вьетнамской войны, впервые вспыхнувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. Принц Сианук (имел левые взгляды на жизнеустройство) в 1966 году широким жестом разрешил вьетконговцам и войскам Северного Вьетнама проходить по камбоджийским территориям и устраивать там базы. С одной стороны, это настроило население против красных партизан, которые вели себя в Камбодже не особо дружелюбно по отношению к крестьянам. (Потом и янки надоело, что вьетнамцы успешно прячутся от них в Камбодже, начиная с 1969 по 1973 год американские бомбардировщики сбросили на эту крошечную страну почти столько же тонн взрывчатки, сколько было сброшено ими на Германию за последние два года Второй Мировой войны).

Ко всему, принц Сианук начал забирать у крестьян хлеб, чем оказал огромную «услугу» Камбоджийской компартии (на первые роли в которой начинает выходить наш герой). Потом принца свергли его же министры, во главе с премьер-министром Лон Нолом, который потребовал от северных вьетнамцев в 72 часа вывести войска с территории Камбоджи (тут можно говорить о руке Вашингтона). Северные вьетнамцы высказались примерно в том духе, что, мол, «не пошел бы ты, сам, любезный, топиться в Меконге!» В общем, в стране начался полный хаос. В этой мутной воде власть постепенно начинает перехватывать Салот Сар, который возглавляет левое течение компартии камбоджи – Красные Кхмеры. На фото показаны боевики Салот Сара.

Боевики Пол Пота

Почему на предыдущем фото дети? Салот Сар был учителем, и он хорошо понял, что легче всего управлять детьми. Это наиболее революционно настроенная часть общества, именно на детей крестьян он опирался при приходе к власти. Средний возраст у бойцов Красных кхмеров составлял 14 лет. На фото изображена радость Камбоджийцев при входе боевиков в столицу Пномпень. Неужели гражданская война закончится? Да, она закончилась! Но их радость будет недолгой. Очень недолгой!

 

Салот Сар — коммунист, приступивший к строительству коммунизма максимально быстрыми темпами. В лозунгах, с которыми он приходил к власти, не было ни лжи, ни фальши. И он устранил коррупцию, в принципе устранил. Как и устранил вместе с ней начисто все буржуазное общество. И создал общество, в котором все равны… как зеки в тюрьмах. К слову, после захвата власти Салот Сар вдруг скоропостижно «скончался», и тут же, ему на смену «появился» Пол Пот.
На первом же заседании политбюро «верхних товарищей» – Ангка – Пол Пот объявил, что отныне Камбоджа будет называться Кампучией, и пообещал, что за несколько дней страна превратится в коммунистическую. А чтобы в этом благородном деле ему никто не помешал, Пол Пот сразу отгородил свою Кампучию "железным занавесом" от всего мира, разорвал дипломатические отношения со всеми странами, запретил почтовую и телефонную связь и наглухо закрыл въезд и выезд из страны.

СССР "горячо приветствовал" появление на карте мира еще одной маленькой ячейки, закрашенной красным цветом. Но очень скоро "кремлевских старцев" ждало разочарование. На приглашение советского правительства посетить с дружеским визитом СССР руководители "братской Кампучии" ответили грубым отказом: приехать не можем, очень заняты. КГБ СССР пытался создать в Кампучии агентурную сеть, но даже советским чекистам это оказалось не под силу. О том, что творилось в Кампучии, практически никакой информации не поступало.

Едва армия "красных кхмеров" вошла в Пномпень, Пол Пот сходу издал декрет об отмене денег и приказал взорвать национальный банк. Всех, кто пытался собирать разлетевшиеся по ветру банкноты, расстреливали на месте.

А уже на следующее утро жители Пномпеня проснулись от выкрикиваемого в громкоговорители приказа Ангки незамедлительно покинуть город. Красные кхмеры, одетые в традиционную черную форму, колотили в двери прикладами и беспрерывно стреляли в воздух. Одновременно с этим была прекращена подача воды и электричества.

Однако было невозможно сразу вывести из города организованными колоннами три миллиона горожан. "Эвакуация" растянулась почти на неделю. Отделяя детей от родителей, расстреливали не только протестующих, но и непонятливых, красные кхмеры обходили жилища и стреляли в каждого, кого находили. Другие же, безропотно подчинившиеся, в ожидании эвакуации оказались под открытым небом без еды и воды. Люди пили из пруда в городском парке и из сточных канав. К числу павших от рук красных кхмеров добавились еще сотни умерших "естественной" смертью – от кишечной инфекции. Через неделю-другую в Пномпене остались лишь трупы и стаи собак-людоедов.

Инвалидов, не способных идти, обливали бензином и поджигали. Пномпень стал городом-призраком: находиться там запрещалось под страхом смерти. Только на окраине уцелел квартал, где поселились вожди "красных кхмеров". Рядом находился "объект S-21" – бывший лицей, куда привозили тысячами "врагов народа". После пыток их скармливали крокодилам или сжигали на железных решетках.

Та же участь постигла и все остальные города Кампучии. Пол Пот объявил, что все население превращается в крестьянское. Интеллигенция объявлялась врагом номер один и подвергалась поголовному уничтожению или каторжным работам на рисовых полях.

Пол Пот не стал, подобно коммунистам других стран, отделять религию от государства, он попросту ее отменил. Монахи были безжалостно уничтожены, а храмы превращены в казармы и скотобойни.
С той же простотой был решен и национальный вопрос. Все другие нации в Кампучии, кроме кхмеров, подлежали уничтожению.

Отряды красных кхмеров при помощи кувалд и ломов уничтожали по всей стране автомобили, электронику, промышленное оборудование и строительную технику. Уничтожались даже бытовые приборы: электробритвы, швейные машинки, магнитофоны, холодильники.

За первый год своего правления Пол Поту удалось полностью разрушить всю экономику страны и все ее политические и социальные институты. Были уничтожены библиотеки, театры и кинотеатры, запрещены песни, танцы, традиционные празднества, сожжены национальные архивы и "старые" книги.

Подверглись уничтожению и деревни, так как отныне крестьянам надлежало жить в сельских коммунах. Население тех деревень, которые не соглашались на добровольное переселение, истреблялось почти полностью. Прежде чем столкнуть в яму, жертве наносили лопатой или мотыгой удар в затылок. Когда ликвидации «подлежало» слишком много людей, их собирали в группы по несколько десятков человек, опутывали стальной проволокой, пропускали ток от генератора, установленного на бульдозере, а затем сталкивали потерявших сознание людей в яму. Детей,  связанных по рукам и ногам «в цепь», сталкивали в залитые водой ямы, где те тут же тонули.

Красные кхмеры

По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и буржуазными взглядами, заражено "симпатиями" к западным демократиям, которые он объявил чуждыми национальному образу жизни.

Городское население сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, в которых сотни тысяч людей были до смерти замучены непосильным трудом. Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски – самое большое преступление в глазах "красных кхмеров" - это считалось проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны. В огромных лагерях, без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в качестве подстилки для сна а также миски риса в конце рабочего дня, в условиях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей, трудились торговцы, учителя, предприниматели, выжившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также тысячи других горожан.

Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством "естественного отбора" избавиться от стариков и больных, беременных женщин и малолетних детей. Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, от дубинок жестоких надсмотрщиков. Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе короткой.

На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвоевать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняемые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса, жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную усталость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеологии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправившиеся "буржуазные элементы". А остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радостях жизни в новом государстве.

Через каждые десять рабочих дней полагался долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов идеологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали работать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных партийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных "бойцов революции".


Красные кхмеры 

Каждой коммуной руководил сельский староста, камафибал, который, по собственному произволу, назначал мужчинам партнерш. Однако мужчины и женщины жили раздельно в разных бараках и могли встречаться лишь один раз в месяц, в выходной день. Правда, и этот - единственный - день можно было назвать выходным лишь условно. Вместо работы на рисовых полях коммунары по двенадцать часов подряд работали над повышением своего идеологического уровня на политзанятиях. И лишь на исходе дня "партнерам" предоставлялось время для краткого уединения.

Существовал всеобъемлющий свод запретов, который распространялся на всех кхмеров. Запрещалось плакать или каким-либо еще образом демонстрировать негативные эмоции; смеяться или радоваться чему-либо, если для того не было должного социально-политического повода; жалеть слабых и больных (автоматически подлежащих уничтожению), читать что-либо, кроме составленной Пол Потом "Маленькой красной книги", являющейся его творческой переработкой цитатника Мао Цзэдуна; жаловаться и просить для себя какие бы то ни было льготы…

Порой виновных в несоблюдении запретов зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения с табличками: "Я – предатель революции!". Но чаще всего людей попросту забивали мотыгами: в целях экономии пуль расстреливать "предателей революции" запрещалось.

Трупы преступников также являлись общенациональным достоянием. Их запахивали в болотистую почву в качестве удобрения. Рисовые поля, задуманные Пол Потом как основа трудовой утопии, страны без денег и нужд, очень быстро превратились в огромные братские могилы забитых мотыгами или умерших от истощения, болезней и голода.

Красные кхмеры

Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали
палачи из числа "красных кхмеров", наиболее излюбленными были пресловутая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком.

Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально известным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны. Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв. Выжили только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.

Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуганного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в лагерях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая живность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения. На шею вешали табличку: "Я — предатель революции!"

Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испытания, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме "Поле смерти", в котором перед всем миром с потрясающей обнаженностью впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее повествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь смерти повергло зрителей в ужас.

"В своих молитвах, — рассказывал Пран, — я просил Всевышнего избавить меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Некоторым из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар".

Жертвы красных кхмеров

Программа по развитию Демократической Кампучии, созданная правительством красных кхмеров, сохранилась, ибо была напечатана в единственной оставшейся в стране газете «Революция», которая издавалась раз в десять дней и была предназначена для высших партийцев, имевших несчастье быть грамотными, – для остального населения ее зачитывали по радио.

Документ этот – в высшей степени увлекательный, содержащий массу удивительных сведений. Вот, например, отрывок из главы о культурном развитии:
«Отринув буржуазную, чуждую ему культуру, победивший народ проводит досуг в прослушивании революционных стихов и песен, а также в легком изучении политики и культуры».

А таковы были планы роста благосостояния кампучийского народа:
«В 1977 году будут выдаваться каждому два сладких кушанья в неделю.
В 1978-м — одно сладкое кушанье каждый второй день.
В 1979-м сладкие блюда будут выдавать каждому ежедневно
.

Глава об импорте начинается словами:
«Мы будем импортировать болты, гайки и более сложную технику…»

Впрочем, и язык, которым была написана программа, как и упоминание в ней сладких блюд далеко не случайны. Как уже говорилось, практически все красные кхмеры были детьми, и эти крестьянские дети, выросшие во время войны, не имели вообще никакого понятия об устройстве жизни на Земле. С таким материалом работать было удобно: они не боялись смерти, не задавались сложными вопросами, не страдали излишней цивилизованностью и свято верили всему, что говорили их вожди. Они прекрасно умели обращаться с автоматами, гораздо хуже – с мотыгами, а читать, писать и думать не умели вовсе, но это как раз было плюсом.

Кормились все сообща за длинными столами, так как Пол Пот лично настаивал, что традиции семейных обедов – это буржуазная церемония, рассадник затхлых мещанских идей.

Медиками назначали подростков из числа военных. Так как медикаментов все равно не было, а производить их в Камбодже не умели, то дан был приказ ориентироваться на «давние традиции народной медицины». Конечно, первое время в стране имелись врачи, учителя и даже недобитые инженеры, но интеллигенцию Пол Пот ненавидел с совершенно звериной страстью. Это были официальные враги, которым запрещено было жениться и рожать детей, их использовали на самых тяжелых работах, а тех, кто был слишком слаб или болен, забивали особенно рьяно. Тем из врачей, кто все же сумел выжить, категорически запрещено было заниматься лечением. Книги во многих поселениях были под полным запретом. Преследовалось и ношение очков – надеть стеклышки на глаза было равносильно признанию, что ты - тайный книгочей, практикующий крамольные мысли. Убить человека, подозреваемого в том, что он скрывает свою образованность, можно было даже без согласования с начальством. Единственное, что строго запрещалось, так это тратить на такую дрянь ценные патроны, поэтому юные кхмеры должны были учиться проламывать головы мотыгами и дубинками.

Детей в возрасте 5–6 лет забирали у родителей и отправляли в отдельные детские поселения, где они учились сельскому труду, боевым действиям в условиях джунглей и революционным речевкам. В 11 лет их призывали в армию.

Смотрели фильм по рассказу Стивену Кингу «Дети кукурузы? Ясно, откуда он взял идею. Но в реальной жизни, дети кукурузы «нервно курят в сторонке» в сравнении с детишками на фото.

Красные кхмеры

Незадолго до своей кончины Мао Цзэдун, встречался с Пол Потом, и очень высоко отозвался о его достижениях: "Вы одержали блестящую победу. Одним ударом вы покончили с классами. Народные коммуны в деревне, состоящие из бедных и средних слоев крестьянства, по всей Кампучии – вот наше будущее".

Страна действительно была в состоянии коллапса. И Пол Пот принял решение - поправить дела, напав на соседний Вьетнам. Когда красные кхмеры принялись за этническую чистку, уничтожая вьетнамцев. Вьетнаму это не понравилось, и в декабре 1978 года вьетнамские войска перешли кампучийскую границу. Мао к тому времени уже умер, и заступиться за Пол Пота было уже некому. Вьетконговские бронетанковые войска, не встречая серьезного сопротивления, дошли до Пномпеня. Пол Пот вместе с уцелевшей десятитысячной армии бежал в джунгли на север страны.

Результат правления красных кхмеров

Как ни странно, но нашлось немало камбоджийцев, которых вполне устраивало положение дел при красных кхмерах. Ведь как приятно осознавать, что у соседа штаны ничуть не лучше твоих; легко жить, когда не надо ни о чем задумываться; тяжкая ноша свободы выбора снята с твоих плеч, а ты знай-расчищай тростник да пой про священную ненависть трудящихся…

Так что когда вьетнамцы изгнали Пол Пота с красными кхмерами с большей части Камбоджи, заперев их в глухих горных районах, не меньше ста тысяч крестьян… ушли следом. Почти двадцать лет кхмеры не сдавались. Кампучия, опять ставшая Камбоджей, давно живет в любви и дружбе с большинством своих врагов, США интегрируют ее в мировую экономику, на троне сидит увлекающийся балетом потомок Сианука, политические партии сменяют друг друга у руля – а красные кхмеры все маршируют у костров с речевками и совершают боевые вылазки на территорию рабов империализма...

Противостояние длилось вплоть до 1998 года, когда больной и старый Пол Пот окончательно выпустил из рук бразды правления. Красные кхмеры сами арестовали своего бывшего лидера и судили – правда, присудили всего лишь к домашнему аресту. Но значения это уже не имело, так как 16 апреля 1998 года Пол Пот умер. За несколько месяцев до смерти он успел дать интервью для гонконгского журнала «Фар истерн экономик ревью», где сказал, что «все, что он делал, он делал из любви и жалости к людям», и категорически отказался признать вину в геноциде своего народа, напирая на то, что все это выдумки врагов.

После его смерти организация кхмеров рассыпалась окончательно. Бывших ее членов, кроме совсем уж одиозных персонажей, особо не преследуют, некоторые из них сегодня даже занимают вполне высокие государственные посты. По негласному общественному договору, пожалуй, всех жителей Кампучии, решено не устраивать шумных процессов над таким, еще недавним и болезненным, прошлым.

Количество жертв геноцида, устроенного Пол Потом, до сих пор окончательно не оценено, по приблизительным оценкам, оно колеблется от полутора до 3,2 миллионов человек.

До прихода Пол Пота к власти в Камбодже проживало приблизительно 7,5 миллионов человек. По самым скромным оценкам, погиб КАЖДЫЙ СЕДЬМОЙ. А по нескромным — 40% населения.

P.S. Зато какой Пол Пот был «эффективный менеджер»!

Результат правления красных кхмеров

Результат правления красных кхмеров

Результат правления красных кхмеров

Результат правления красных кхмеров

Использовались источники:
http://www.maximonline.ru/statji/_article/...ol-pot-i-slezi/
http://mirsensa.org.ua/content/view/53/29/
http://www.jur-jur.ru/articles/articles200.html