Наша недофинансированная высшая школа, оказывается, приносит неплохие деньги тем, кто ею управляет. Если судить по доходам ректоров российских вузов, которые они задекларировали по итогам 2012 года, их с полным основанием можно отнести к клану миллионеров.
Данные, опубликованные Российским студенческим союзом, в очередной раз демонстрируют, насколько огромен разрыв в зарплате между вузовскими начальниками и простыми педагогами.
Так, ректор Дальневосточного федерального университета (ДвФУ) Сергей Иванец заработал за прошлый год 15,2 млн. рублей, он имеет в совместной собственности две квартиры, владеет двумя жилыми домами и автомобилем BMW 320.
Доход ректора Тамбовского государственного университета (ТГУ) Владислава Юрьева в прошлом году составил 9,3 млн. рублей. Ректора Московского инженерно-физического института (МИФИ) Михаила Стриханова - 6,8 млн. рублей. Ректора Пермского государственного педагогического университета (ПГПУ) Андрея Колесниченко - 4,1 млн. Последним в списке значится ректор Кемеровского государственного сельскохозяйственного института (КемГСХИ) Виктор Мяленко - всего 2,8 млн. рублей.
«Проблема диспаритета в оплате труда в высших учебных заведениях, действительно, очень острая. Но долгое время она была закрыта для дискуссий, что порождало серьезное недовольство в студенческо-преподавательской среде», - рассказал «СП» лидер Студсоюза Артем Хромов. – Теперь у нас хотя бы есть возможность увидеть реальные цифры – сколько на самом деле получают ректоры. Поскольку закон с этого года обязывает всех чиновников и руководителей государственных учреждений публиковать сведения о своих доходах и имуществе в открытом пространстве».
«СП»: - Но в вашем списке всего пять фамилий. Почему остальные ректоры не спешат раскрывать эти сведения?
- Изначально предполагалось, что они должны это сделать до конца апреля, т.е. опубликовать декларации на сайтах своих вузов. Ливанов, министр образования, говорил об этом еще в марте. Однако указом президента срок был сдвинут на начало июня. Поэтому формально ректоры еще не обязаны предоставлять эти сведения и выкладывать их в информационном пространстве. Наш рейтинг составлен на основании деклараций, которые некоторые из них все-таки выложили у себя на сайтах. Кроме того, некоторые ректоры являются региональными депутатами, и они были обязаны раньше вывесить всю эту информацию на сайтах органов законодательной власти. Где, собственно, мы ее и нашли.
«СП»: - Трудно не обратить внимания на то, что доходы руководителей вузов, прямо скажем, не маленькие. Почти все в вашем списке – миллионеры. А некоторые даже заработали больше, чем президент и премьер вместе взятые. Откуда такие зарплаты?
- Кто-то больше заработал, кто-то – меньше, но в целом, если говорить, то доходы у ректорского корпуса существенные. И тут, конечно, важно учесть, из чего складывается этот доход. У некоторых это указывается в декларациях, у некоторых – нет (по крайней мере, в публичном пространстве). Могу сказать, что пути получения ректорами денежных средств в больше степени связаны с их профессиональной деятельностью. Также они получают определенные дивиденды от своей научной работы, депутатской деятельности или коммерческой. В сумме получается крупный доход.
«СП»: - Что подразумевается под научной деятельностью? Чтение лекций, научные публикации?
- Да. И любая их деятельность, она, безусловно, должна оплачиваться. Прохоров, например, в юности разгружал вагоны, а ректоры у нас занимаются чтением лекций, чтобы получить деньги. Но хочу подчеркнуть, что здесь очень важной проблемой является то, что мы в полной мере не можем это установить. Потому что в большинстве деклараций не указано, как они эти средства получили. У тех, у кого указаны, я могу сказать, что этот дополнительный доход незначительный. Большая часть – это все-таки доход на должности ректора.
«СП»: - А из чего складывается ректорская зарплата?
Откуда такой «перебор», учитывая мизерные цифры студенческих стипендий и преподавательских зарплат?
- Действительно, зарплаты ректорского корпуса неоднократно вызывали различные кривотолки. Даже руководители страны не раз говорили, что вузовским начальникам необходимо умерить свои аппетиты. Давали какие-то рекомендации на этот счет. Несмотря на это, мы должны понимать, что зарплаты, конечно, они сами устанавливают определенным образом. Но главное, они имеют возможность выписывать дополнительные надбавки. Это достаточно крупные суммы. Но вопросы эти, конечно, надо задавать непосредственно каждому ректору в отдельности, потому что мы в полной мере не можем знать, как они получили эти деньги.
«СП»: - То есть, прозрачности здесь никакой нет. Откуда что берется – непонятно…
- Да, прозрачности в полной мере нет. Хотя я не думаю, что в будущем у руководителей вузов получится как-то это скрывать. Полный перечень данных по доходам они все-таки должны будут предоставить учредителю. А уже учредитель и органы власти обязаны разместить это в публичном пространстве. Возможно, тогда мы сможем предметно говорить о том, как формируется финансовая сторона их жизни.
«СП»: - Но какой будет реакция студентов и преподавателей, когда они увидят эти цифры?
- Нетрудно догадаться, они обалдеют. Нет, понятно, когда великие ученые…Алферов, например, заработал более 16 млн. рублей. Но мы прекрасно понимаем, что это человек, который удостоен Нобелевской премии, который занимается профессионально наукой и даже свои деньги вкладывает в развитие различных научных проектов.
«СП»: - А люди из вашего списка науке хорошо известны? Вы это пробовали выяснить?
- Честно говоря, наша цель была провести мониторинг доходов и имущества ректоров, которое они обязаны согласно новому законодательству декларировать. И мы сделали это безоценочно. Нам кажется, что академическое и студенческое сообщество в конкретном учебном заведении просто должно знать, какие их начальство получает финансовые средства, и соотносить это непосредственно с модернизацией своих вузов. И делать, конечно, определенные выводы. Могу еще напомнить, что президент Путин в 2012 году заработал 5,79 млн. рублей, а премьер-министр Медведев - 5,81 млн. рублей.
«СП»: - Ну, в сравнении с Сергеем Иванцом они просто бедные…
- К нему на самом деле есть ряд вопросов. Большую часть своей жизни Иванец работал в качестве государственного служащего, занимал даже должность заместителя министра образования и науки РФ. Сейчас он является ректором Дальневосточного федерального университета, и в нашем рейтинге занимает по доходам первое место. Но, в общем, мы лишь публикуем эти цифры, а дело уже различных органов власти, служб и академической общественности как-то на них реагировать.
<hr/>
О недопустимости 15-кратной разницы в оплате труда руководителей вузов и простых преподавателей Владимир Путин говорил еще октябре 2012 года во время встречи с представителями Общероссийского народного фронта. Тогда президент пообещал, что будет лично контролировать ситуацию, чтобы таких «перекосов» не было.
Но, судя по всему, с тех пор ничего изменилось. Разрыв между зарплатой ректора и преподавателя по-прежнему огромен. Например, в знаменитой «Мухе» - Санкт-Петербургской художественной академии имени А. Л. Штиглица – зарплата педагога состоит из базового оклада в 5 тысяч рублей, государственной поддержки в размере 9,5 тысяч и дополнительной тысячи за обучение коммерческих студентов. То есть, в итоге, высококвалифицированный специалист получает всего 15-16 тысяч рублей в месяц, что в два раза меньше средней зарплаты по региону. Во сколько раз она меньше зарплаты ректора академии Александра Пальмина трудно сказать - он еще не сделал публичными свои доходы.
О своем унизительном положении преподаватели прославленного вуза говорили в ходе прошедшей 13 мая в Санкт-Петербурге акции протеста. Сдаваться они не собираются… Светлана Гомзикова
Комментарии
Эти материалы не только непотребно дороги, но ещё чисто в коммерческих целях имеют немалый вес. Младшие школьники едва поднимают свои ранцы, будто в них затаился спортивный атрибут - гантель. Вопрос несоответствия для хрупкого детского организма веса и для родительского кармана цены поднимался не раз, но без каких-либо последствий.
Ученикам нужны нормальные книги, нормального веса и содержания, приемлемой цены.
Дети - не рабы. Дети не геноцидный материал. Дети - не объекты для сомнительных экспериментов.
Чиновникам пора навести в стране порядок, причём порядок не заключается в том, чтобы по всем "фронтам" всякими непотребными методами гнобить народ за желание жить по-человечески.