ЕГЭ как диагноз. Дети мигрантов учатся на инженеров, наши – на юристов
ЕГЭ как диагноз. Дети мигрантов учатся на инженеров, наши – на юристов
31.05.2013 Сергей Петухов
Выбор школьниками предметов для сдачи ЕГЭ и статистика поступления в вузы дали Сергею Петухову основания предположить, что интеллектуальной элитой будущей России будут дети мигрантов.
Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Разрастающийся скандал с появлением в интернете заданий ЕГЭ заслоняет собой более серьезную проблему российских абитуриентов – выбор ими предметов для сдачи ЕГЭ.
Судя этому выбору, уже можно прогнозировать, что самая большая доля абитуриентов-2013, как в прошлые годы, пойдет учиться по гуманитарно-социальным специальностям – на экономистов, юристов, журналистов, дизайнеров и всевозможных менеджеров. Одновременно иностранные абитуриенты, значительную долю которых составляет молодежь из стран СНГ, в этом году опять пойдут в наши вузы за российскими дипломами врачей и инженеров, которые везде, кроме России, имеют ограниченное действие.
Если так пойдет и дальше, то мигранты с российскими дипломами создадут серьезную конкуренцию образованной части российской молодежи на ее же собственной родине.
Что показывает выбор предметов для сдачи ЕГЭ
Обществознание осталось самым популярным предметом среди сдающих ЕГЭ
Рособрнадзор уже подсчитал, какие предметы выбрали наши дети для сдачи ЕГЭ. Кроме обязательных математики и русского языка среди пяти других дисциплин-лидеров обществознание, историю и английский язык для сдачи ЕГЭ выбрали 780 тысяч выпускников-2013, а физику, химию и биологию – 510 тысяч. Пропорция "лирики/физики" – 60% на 40%.
На самом деле выбор предметов для сдачи ЕГЭ – это выбор будущей профессии. Понятно, что с результатами ЕГЭ по физике, химии или географии заявление о приеме на юридический факультет никто не понесет. Точно так же, человек, сдающий ЕГЭ по истории и литературе, не подаст заявление о приеме в институт стали и сплавов или в медицинский вуз.
Рособрнадзор отмечает, что картина предпочтений ЕГЭ в этом году не отличается от прошлых лет. С большой вероятностью не будет принципиально отличаться от прошлых лет и финальная картина зачисления в этом году в вузы. Лидерами по числу выбравших их первокурсников опять станут два направления: "080000 Экономика и управление" и "030000 Гуманитарные науки" (цифры – код направления в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию).
И так много лет подряд. 60% первокурсников российских вузов начинают учебу по социально-гуманитарным специальностям. При этом самая большая доля из них через 4-6 лет выучится на дипломированных экономистов, управленцев или гуманитариев. Остальные 40% первокурсников более или равномерно "размажутся" по примерно пятистам другим специальностям – от врача и инженера до топографа и молекулярного генетика.
И Бог бы с ними, пусть учатся тому, что им нравится. Дети – наше все! Пусть становятся экономистами, юристами, журналистами, дизайнерами, философами. Но с чего вдруг Минобрнауки, и так превратившийся в жупел для граждан, опять нарывается на грубость, отбирая у философского факультета РГГУ все бюджетные места?
Общественность возвысила голос, и места для будущих философов в РГГУ вернули, не все, правда, а только десять. Но в целом в стране контрольные цифры приема (КЦП) Минобрнауки все-таки откорректировало. По экономике и управлению КЦП в этом году сокращены на 19,8%, а по образованию, медицине, техническим специальностям и естественно-научным направлениям – увеличены (на 6,1%, 5,9%, 5,3% и 2,5% соответственно).
Иными словами, Минобрнауки стимулирует наших детей учиться не на экономистов и менеджеров, а становиться учителями, врачами, инженерами и даже дипломированными ботаниками.
К счастью, Минобрнауки не в силах вообще запретить нашим детям учиться по социально-гуманитарным специальностям. Он может только сократить число бюджетных, то есть бесплатных, мест по этим специальностям в вузах. Что ж, будем учить детей на юристов, экономистов, менеджеров, философов, дизайнеров, креативных директоров за деньги. Сократить платные места, тем более в частных вузах, у Минобрнауки пока руки коротки. Дети – наше все, пусть их мечты о заветном дипломе сбываются.
На этом можно было бы поставить точку, если бы в наших российских вузах учились только наши дети. Но там еще учатся дети иностранцев, и когда видишь, чему они там учатся, невольно возникают разные мысли.
Какие российские диплому ценят иностранцы
Низкие места, а порой и вообще отсутствие российских вузов в международных рейтингах сильно расстраивает нашу власть. Чтобы поднять ей, власти, настроение, Минобрнауки даже готов заплатить 25 млн рублей за создание собственного мирового рейтинга, в котором наши вузы займут достойные их места.
Но если смотреть не на рейтинги, а в списки студентов российских вузов, то они выглядят не так уж безнадежно. По крайней мере, государственной квоты на прием в них иностранных студентов на всех желающих иностранцев не хватает. В 2008 году квоту даже пришлось увеличить с 7 тысяч до 10 тысяч человек.
Сейчас и этого уже мало, многие ректоры предлагают вообще отменить квоту на иностранцев. Всего же сейчас в российских вузах учится 250 тысяч иностранных студентов, причем 40 тысяч из них учится бесплатно, за счет российского бюджета.
Не так уж мало у нас студентов из Европы и США (примерно каждый седьмой из всех иностранных студентов). Не в Сорбонну, Оксфорд и Гарвард они едут за знаниями, а в Москву, Брянск или Тюмень. Перечисление этих городов – не случайность, в здешних университетах учится больше всего
иностранцев.
Почти 250 тысяч иностранных студентов обучаются в вузах России
Правда, большинство иностранцев (40,9%) приезжает к нам за высшим образованием из стран СНГ. Среди них, в свою очередь, большинство – из Казахстана, Туркмении и Украины. Далее этот список (в порядке убывания студентов) продолжают Белоруссия, Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан. А ведь еще совсем недавно, в 2006 – 2010 годах, в первую тройку входили Китай, Казахстан и Индия.
С китайцами и индийцами все понятно, их вполне устраивает соотношение цены и качества российского образования. Получив наш диплом, они отбывают домой, чтобы с ним занять достойное место в истеблишменте своих стран. Вопросы появляются насчет студентов из стран СНГ: для чего нужен им российский диплом и чему они у нас учатся?
Зачем иностранцу нужен российский диплом
Лавров предложил увеличить число стипендий для иностранных студентов
18% иностранцев учатся в российских вузах на экономистов и менеджеров. Еще 18% – на врачей, 20% – на инженеров. На ученых, программистов, учителей, сельскохозяйственных специалистов – 11%. Диплом гуманитария, юриста и искусствоведа получат 19% иностранных студентов. Русский язык в наших вузах учат 13% иностранцев, вероятно, в основном как раз те самые европейцы и американцы, которых "великому и могучему" в Сорбонне и Гарварде не научат.
Итак, техническое, медицинское, педагогическое и естественно-научное образование (те самые специальности, овладевать которыми принуждает наших детей Минобрнауки) без всякого принуждения выбирают себе половина иностранных студентов. Вторая половина учит экономику, юриспруденцию, менеджмент и гуманитарные специальности. Но если исключить из этой второй половины русский язык (не будет же, в самом деле, иностранец, получивший в Барнауле диплом филолога, учить русскому языку нас с вами), то расклад специальностей "двойного предназначения" (годных для иностранных студентов на их родине и у нас в России) получается зеркально противоположным предпочтениям российских студентов.
Примерно 40% иностранных студентов выучиваются у нас на экономистов, менеджеров и гуманитариев, а 60% – на врачей, инженеров, учителей, агрономов, ветеринаров, ученых.
Все ли они, получив российский диплом, уезжают на родину? Те 40 тысяч, которые учатся у нас по межправительственным контрактам за счет нашего бюджета, наверное, все-таки уезжают. На родине их ждут хотя бы для того, чтобы они отметились в местных минобрнауках в получении российского диплома за казенный счет.
Но остается еще 210 тысяч иностранцев, и 40% из них, то есть больше 80 тысяч, имеют паспорта стран СНГ. Что они делают со своими российскими дипломами?
Дети мигрантов как интеллектуальная элита будущей России
Кто они, эти 80 тысяч иностранных студентов в российских вузах, не подпадающие под регулирование Минобрнауки? Кто они по гражданству, мы уже знаем: главным образом казахи, туркмены, украинцы, белорусы, азербайджанцы, узбеки. Статистики по их социальному статусу нет, но с очень большой долей уверенности можно предположить, что доля детей гастарбайтеров среди них значительна.
Вероятно, это и есть то самое пресловутое второе поколение мигрантов, о судьбах которого у нас очень любят сейчас рассуждать. Они, как и наши дети, стремятся получить высшее образование, только немного другое, ориентированное на утилитарность, а не на престиж и моду. Им не до моды, им надо выжить, а врач и учитель без куска хлеба не останутся в любом обществе. А вот менеджер или дизайнер – могут запросто.
Есть и другая особенность их профессионального выбора. Диплом российского медицинского вуза годен только в России и странах СНГ. В Европе или США работать врачом с ним не возьмут, придется несколько лет переучиваться. То же самое касается многих инженерных специальностей, слишком велика разница в технических регламентах. Практическая польза российского диплома экономиста и менеджера на Западе тоже близка к нулю. А с дипломом российского госслужащего или юриста и вовсе глупо пытаться устроится на работу даже на Украине.
Вот, собственно, и все. Продвинутые дети мигрантов ориентированы на жизнь и работу в России, причем при инновационном варианте ее развития. "Валить из Рашки" они явно не собираются. А вот наши дети вполне могут попасть в такую ситуацию, что "валить" им особо некуда будет. Пока они имеют перед детьми мигрантов конкурентное преимущество в виде российского паспорта. Но это довольно эфемерное преимущество. Проблема российского гражданства для специалистов, нужных нашей экономике, решается очень просто – через занятость в "оборонке". Правда, пока в индивидуальном порядке. Но если возникнет нужда, может решиться так же просто и в общем порядке.
Вот о чем, наверное, стоит крепко подумать юношам, обдумывающим житье, и их родителям. Девушкам проще. Они могут выйти замуж за успешного мигранта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Комментарии
Пару лет тому, доехав до Парижу и его музеев, наблюдал в течение двух недель двух молодых попутчиц, у которых до этой поездки были смутные намерения "свалить". Приехав, они сразу были ошарашены арабо-африканской экзотикой этого былого центра европейской цивилизации. Дальше - больше...
Конечно, лет 30-40 назад всё было иначе, и было почти так, как мы видели в фильмах с Луи де Фюнесом и с "блондином в одном ботинке", но время изменило Европу... И эти изменения идут с нарастанием.
Молодёжи надо учиться технике - механика, электрика, строительство... Чтоб сам мог всё сделать - сначала и до конца, никого не нанимая. Это те специальности, где уже начинают платить, а дальше - больше. Никуда не денутся!
Строительство: какими бы бездушными к народу не были гос.чиновники России всех рангов, а, в конце концов, придётся начать строить для россиян социальное жильё. Глупо опять нанимать для строительства турок и китайцев.
Также очень перспективны сельскохозяйственные специальности - агроном, ветеринар...
У нас тут одна лечит кошек-собак. Уже и домину отгрохала, и "вся в тюле и панбархате"...
Однако, потомки "братьев" "любезно" создавшие условия, чтоб мы убрались восвояси, приехали за нами вслед, поскольку с нами оказывается все же выгодней, чем без нас. Если в ближайшем будущем не изменится миграционная политика, автор прав: Активные дети мигрантов, при их способности держаться и поддерживать своих при любых обстоятельствах, благополучно займут лучшие места под солнцем и в России, а нашим детям, увы, ехать будет уже некуда. А российский паспорт - уже сегодня почти не преимущество.
Так что правительству нужно думать о том, что прежде всего мотивировать на обучение нужно свою молодежь, и особенно на технические специальности. А мигранты пусть учатся за деньги. Много россиян учатся бесплатно за границей? Думаю, нет таких.