Новое микроскопическое устройство сыграло для света роль воронки, не только концентрирующей поток, но и меняющей его частоту.
Воронка в данном случае — это не просто механическая аналогия. Группа учёных из Южной Кореи, Германии и США действительно построила пустотелый конус из серебра. Этот конус длиной в несколько микрометров был заполнен ксеноном.
В ходе опыта с широкой стороны воронки в неё поступали импульсы инфракрасного излучения. Электромагнитные силы от световых волн производили в поверхностном слое металла волны плотности электронов (поверхностные плазмонные поляритоны), которые принимались бежать к узкому концу воронки, попутно концентрируясь.
Усиленные поляритоны, в свою очередь, формировали внутри воронки очень мощные поля, в несколько сотен раз сильнее, чем поля в падающем инфракрасном свете. В результате от атомов ксенона отрывались электроны и вновь возвращались к ним, генерируя при этом мощные импульсы ультрафиолета.
Ультрафиолетовое излучение с длиной волны до 20 нм выходило из узкого конца воронки, который также служил преградой для инфракрасных волн, ведь диаметр выходного отверстия серебряного конуса составлял 100 нм, а длина исходного ИК-излучения – 800 нм.
Схема работы конуса. Слева поступает инфракрасный луч (показан красным цветом). Он возбуждает в воронке поверхностные поляритоны, которые концентрируются воронкой и резко наращивают свою силу (красно-жёлтые волны). Эти поляритоны влияют на атомы ксенона (зелёный цвет), генерирующие сверхкороткие импульсы ультрафиолета (фиолетовый цвет). Последние покидают воронку с узкого конца (иллюстрация Christian Hackenberger).
По информации PhysOrg.com, на выходе своей установки физики получили импульсы ультрафиолета длительностью всего несколько фемтосекунд каждый (фемто – 10-15) с очень высокой частотой следования — 75 миллионов раз в секунду.
Авторы эксперимента предполагают, что эти фемтосекундные вспышки на деле представляю собой пакеты импульсов, длящихся аттосекунды (атто — 10-18).
Вместе с высокой частотой повторения это свойство генерируемого воронкой излучения открывает заманчивые перспективы для физических исследований. Учёные говорят, что источник света с такими экстремальными параметрами пригодится при изучении динамики электронов в атомах и молекулах. Ультрафиолет в таком случае сыграет роль субатомной фотовспышки, помогающей остановить «неуловимое мгновение».
(О своей работе авторы эксперимента отчитались в Nature Photonics.)
Комментарии
Если подобрать параметры воронки, то по идее, плазмонные поляритоны, должны не бежать к узкому концу воронки, а формировать стоячие волны.
Однако здесь волновое сопротивление меняется плавно и КСВ должен быть очень низким.
Не понятно, почему отсутствуют зеркала резонатора на входе и выходе воронки.
Там не всё удаётся объяснить "на пальцах". Поэтому стоило бы с ней познакомиться, прежде чем отпускать такие "шутки".
Это не так уж и сложно.
Если поставить в широкой горловине воронки отражатель, чего на рисунке нет, то излучение и будет, как на рисунке только в узкой части.
Здесь речь идёт об эффекте трансформации энергии излучения, о неком аналоге трансформатора, изменяющего частоту пучка ЭМ излучения, которое в технике реализуется весьма трудоёмкими способами. Это похоже на крупное открытие.
Здесь дело в том, что пучок, входящий в широкую часть устройства, выходит из узкой поголубевшим, и наоборот.
Нужны дополнительные исследования. Если это действительно так, то данный эффект произведёт переворот в технике СВЧ и оптике.
Ничего нового особо нет.
Просто в популярной статье не учли или автор не знал, что есть отражатель, а возможно их и два.
Это не так, как утверждаете вы, что это один и тот же пучок.
"Эти поляритоны влияют на атомы ксенона (зелёный цвет), генерирующие сверхкороткие импульсы ультрафиолета"
Идет накачка атомов ксенона, которые и переизлучают, если коротко.
Т. е. это вид лазера. А вот характеристики уникальные.
Однако более высокий диапазон волн воздействуя на газовый диэлектрик, производит возбуждение его молекул, вызывая довольно интересный эффект, который позволяет постановку вопросов о его получении в более низких диапазонах частот.
--------------------------------------------------------------------------------
Об отражении электромагнитного импульса от докритического сужения волновода и от плазмы со сверхкритической плотностью в волноводе
А.А. Рухадзе, a В.П. Таракановb
a Институт общей физики им. А.М. Прохорова РАН, г.Москва, Российская Федерация
b Объединенный институт высоких температур РАН, г. Москва. Российская Федерация
Аннотация
Методом численного моделирования с использованием программы КАРАТ исследуются две родственные задачи: отражение ТМ01-моды электромагнитного импульса от докритического сужения сечения круглого волновода и отражение такого же импульса от "холодной" бесстолкновительной плазмы с плотностью, нарастающей вдоль оси волновода до сверхкритического значения. Показано, что в первом случае происходит полное отражение импульса с незначительным искажением его формы в соответствии с линейной теорией. Во втором случае характер отражения существенно зависит от длины нарастания плотности плазмы,
http://www.quantum-electron.ru/php/paper_rus.phtml?journal_id=qe&paper_id=13290
Похожая статья.
Физически всё просто.