Чем обернулся эксперимент с отправкой Александра Хлопонина в СКФО

08:54, 30 мая 2013
Кавказ подо мною

Чем обернулся эксперимент с отправкой Александра Хлопонина в СКФО

Почему Россия и дальше будет "кормить Кавказ"
 

Тогда-то Хлопонин и проявился впервые как человек команды Владимира Путина: президент назначил его и.о. руководителя края особым указом, поставив точку в выборной борьбе. Губернатор Хлопонин переподчинил краю Таймыр и обеспечил макрорегиону высокий промышленный рост за счет добычи полезных ископаемых, строительства энергообъектов и привлечения инвестиций. В Красноярске заработал представительный экономический форум, тот самый, на котором в 2013 году приветствовал челябинский метеорит премьер-министр Дмитрий Медведев. Очевидно, подобных инициатив и решений ждали от Хлопонина и на Кавказе.

Деликатный и сдержанный полпред не сразу был воспринят своенравными местными элитами. Практически открытым стал его конфликт в 2010 году с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, которого Хлопонин критиковал и за молодежную политику, и за поездки в арабские страны. Руководство Чечни опасалось, что полпред будет активно участвовать в распределении средств по округу не в пользу республики. Как оказалось, напрасно. В 2011 году Кадыров и Хлопонин уже играли в одной команде, причем в прямом смысле: в футбол. В составе возглавленной полпредом команды «Кавказ» они сразились со сборной звезд Диего Марадоны на открытии «Ахмат-Арены» в Грозном. Конфликт был замят с участием федеральной власти, сменились лишь замы Хлопонина. В 2011 году из их числа исчез силовик Аркадий Еделев, курировавший ранее в МВД вопросы Кавказа. В конце 2012 года ушел в правительство Московской области Юрий Олейников, давний соратник Хлопонина еще по «Норникелю», а еще ранее отправился в Думу начальник департамента полпредства Михаил Маркелов.

В полном соответствии с исторической моделью, серьезную карьеру через службу на Кавказе делают чиновники среднего профиля — увязает в кавказской тине лишь Александр Геннадьевич. Сегодня в его аппарате уже который по счету призыв московских управленцев и силовиков: Субботин, Ведерников, Быстров. Интересам Чечни тоже нашлось свое место: экономическими и инвестиционными вопросами ведает Одес Бейсултанов, бывший кадыровский премьер-министр.

Прожектор перестройки

Сегодня, когда российские СМИ активно обсуждают отставку кабинета Дмитрия Медведева, вице-премьер Хлопонин выглядит в нем устойчивее других министров. Практика последних месяцев показывает, что в правительстве не осталось нерушимых фигур. Потерял же свой пост вице-премьер Владислав Сурков, которому теперь как «брату», «много для нас сделавшему», предлагает то ли в шутку, то ли всерьез уступить пост главы Чечни Рамзан Кадыров. Однако ситуация с зависшим «курортным проектом» может значительно понизить рейтинг Хлопонина в глазах власти и общества.

В социально-экономическом развитии Кавказа ставка изначально была сделана на курортный сектор. В итоге, чем закончилась история корпорации «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и его руководителя Ахмеда Билалова, знает каждый: обвиненный в нецелевом расходовании средств глава госкорпорации Билалов, по последним сообщениям, укрылся в Лондоне, оставив после себя недостроенный курорт Архыз и призрачные, в стиле миллионера Корейко, стройки в Дагестане, Чечне и Ингушетии.

Александр Хлопонин и Рамзан Кадыров
Александр Хлопонин и Рамзан Кадыров
Фото: Александр Вильф / РИА Новости

В этих условиях Александр Хлопонин принял спорное решение, фактически вызвав огонь на себя. Новым главой КСК назначен бывший замминистра регионального развития Сергей Верещагин, а вот его замом — вчерашний выпускник Финансового института при правительстве РФ Никита Шашкин, по совместительству зять полпреда. Обнародовавшая эти данные газета «Ведомости» также сообщила, что в корпорации трудится и отец Никиты Артем Шашкин. Теперь именно им предстоит ответить на вопрос, когда же отдыхающие устремятся на пляжи Махачкалы, а лыжники наполнят пока знаменитые лишь спецоперациями ущелья Чечни и Ингушетии. Самому Хлопонину деловые СМИ прочат пост председателя совета директоров КСК.

Но будущее и кавказских курортов, и экономики округа в целом выглядит как никогда туманным. Программа развития 2013-2025, принятая под занавес минувшего года, рассчитана так, что обещанные Северному Кавказу триллионы рублей в лучшем случае поступят в СКФО лишь после 2020 года, то есть далеко за горизонтом нынешнего бюджетного планирования. На ближайшие семь лет распределены лишь 235 миллиардов рублей, не выходящие за рамки ставшего традиционным «кормления Кавказа». Из этих денег 90 процентов, по заверениям Хлопонина, поступят из внебюджетных источников. «Это прежде всего программы госмонополий, крупных корпораций и компаний, включая корпорации развития Северного Кавказа и "Курорты Северного Кавказа"», — объясняет полпред — вице-премьер.

Фактически речь идет о тех же федеральных средствах, но их вряд ли хватит на то, чтобы поднять из руин инфраструктуру региона.

Теснят его грозно немые громады

В числе последних инициатив Хлопонина — попытка затушить зреющий территориальный спор между Чечней и Ингушетией и разобраться со знаменитыми кавказскими стобалльными ЕГЭ. Но по большей части полпредство занято тем, что помогает Кремлю решить кадровый вопрос в руководстве регионов СКФО. За назначением Рамзана Абдулатипова в Дагестан могут последовать смены глав Ингушетии и КБР. Этой осенью непростые выборы губернатора ждут Ставрополье, единственный регион СКФО, не желающий отказываться от восстановленного всеобщего голосования. О них еще не объявлено официально, хотя участковые избирательные комиссии уже работают, и это лишь раскручивает обороты начавшейся подковерной борьбы, из которой на первом этапе внезапно выбыл отставленный краевой премьер Юрий Тыртышов, бывший до того замом Билалова в КСК. Кстати, именно в Ставропольском крае, население которого составляет треть округа, к полпредству накопился максимум претензий.

Требует вмешательства ситуация в центре СКФО Пятигорске. Здесь еще в 2011 году приостановлена приватизация земли, поскольку не проведены четкие границы санитарно-курортной зоны. Под угрозой не только гектары, приватизированные неизвестными счастливцами восемь лет назад на заповедных склонах горы Машук, но и скромные частные владения горожан. Ситуация зависла еще полтора года назад, едва не обернувшись массовыми акциями протеста горячеводских казаков, когда прокуратура пыталась деприватизировать принадлежавший общине рынок. После многочисленных тяжб между прокуратурой и мэрией полпредство наконец вмешалось в процесс, инициировав создание краевой комиссии, сроки работы которой, впрочем, не определены.

Александр Хлопонин и Юнус-Бек Евкуров
Александр Хлопонин и Юнус-Бек Евкуров
Фото: Михаил Мокрушин / РИА Новости

Вмешавшись в свое время в конфликтную ситуацию с выборами в думу города Лермонтова, ставшего на несколько месяцев ставропольским филиалом Болотной площади, полпред высказал идею объединения городов Кавминвод в один крупный, чтобы прекратить разгоравшуюся войну муниципалитетов. Но идея создания первого в СКФО мегаполиса, высказанная им в конце 2011 года, так и повисла в воздухе. Она осталась там же, где и грандиозные планы строительства на Кавминводах спа-отеля Джорджо Армани. Знаменитые минеральные курорты пока даже не вошли в проекты КСК, вернее, место нашлось лишь для мифического «Гран-спа Юца», строительство которого планируется начать с нуля в окрестностях Пятигорска.

Сам город, который Хлопонин недавно назвал «кавказским Баден-Баденом», испытывает катастрофическую нехватку средств на инфраструктуру и ремонт дорог. В запущенном состоянии находится соседствующий с резиденцией полпреда парк «Цветник», украшенный статуей Кисы Воробьянинова. Администрация города просит 60 миллионов на его реконструкцию у федерального центра, а тот по-прежнему предпочитает вкладывать средства в соседние республики.

Но этим список проблем и по одним Кавминводам не ограничивается, если же говорить о масштабах всего округа, то они не уместятся в формат ни одной статьи. Здесь и распространившееся до КБР и Ставрополья за последние десять лет бандподполье, из-за которого тут и там приходится объявлять режим КТО. И информация о финансировании террористов правительством Ингушетии, и боевики-единоросы в Дагестане. И отсутствие квалифицированных врачей и учителей в восточнокавказских республиках, обострившееся с выездом из них русских специалистов. И конфликтные изломы на границах республик: если про осетино-ингушский мы знали с 1992 года, то теперь у крошечной республики назревает «второй фронт» — чечено-ингушский, а президент Чечни публично оскорбляет своего коллегу Юнус-Бека Евкурова. Все это происходит на фоне отсутствия мало-мальской пиар-стратегии округа, позиционируемого как туристический. Более того, телеканал «Россия» своими провокационными сюжетами методично бьет по самым больным точкам СКФО.

Сегодня Александр Хлопонин, по сути, остается единственным реальным символом единого Северо-Кавказского федерального округа. И отношение у местных жителей к нему сложилось крайне неоднозначное. Одни привыкли Хлопонина ругать: так, на него изначально ополчились русские националисты, спорящие с географией своим лозунгом «Ставрополье — не Кавказ». Другие надеются на полпреда как на последнюю инстанцию, как это было в Пятигорске во время нашумевшего съезда кумыков, грозивших пойти на его резиденцию шествием. Но чаще всего, и это грустный факт для представителя федеральной власти, Хлопонина просто не замечают. К нему привыкли, как к капризной предгорной погоде, не воспринимая больше как силу, способную влиять на регион. Это максимально остро ставит вопрос и о перспективах СКФО как административного образования, и о будущем всего Кавказа в составе России.