Странная война не такая уж и странная

На модерации Отложенный

Как известно, 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, а 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция. Повернувшись спиной к Рейну, Гитлер двинулся на восток громить Польшу, в то время как англичане-французы за Рейном сидели тихо и не шевелили пальцами, чтобы помочь полякам, хотя, вроде бы, имели подавляющее превосходство в войсках. Кто-то говорит о 110 дивизиях против 25 немецких, кто-то о 90 против 20.




Исходя из столь огромного перевеса, некоторые, некритически мыслящие граждане делают вывод о том, что англичане с французами просто не хотели воевать и предали своих польских союзников. Правда, не очень понятно, зачем войну-то объявляли в таком случае.

Откуда же взялась картина настолько впечатляющего превосходства союзников?

 

Базируются эти цифры, видимо, на словах Альфреда Йодля во время Нюрнбергского трибунала - «Если мы не потерпели, крах в 1939 году, то только благодаря тому, что во время польской кампании приблизительно 110 французских и английских дивизий, дислоцированных на Западе, ничего не предпринимали против 23 немецких дивизий». Вторил ему и Франц Гальдер – «Успех в Польше стал возможен лишь благодаря тому, что на нашей западной границе войск почти не было»

Практически те же цифры Йодля приводит советская «История ВОВ» в шести томах (накинув союзникам еще немножко) – «Франция мобилизовала 110 дивизий, ей на помощь был направлен английский экспедиционный корпус в составе 5 дивизий. Германия на Западном фронте имела всего лишь 23 дивизии»

 

Сложно сказать, с какого потолка взял генерал Йодль столь поразительные цифры. Можно лишь предположить метод вычислений. Если за Германию посчитать лишь расположенные на западе дивизии 1-й и 2-й волны на 1 сентября 1939 года, а за союзников ВСЕ дивизии на континенте (включая и развернутые против Италии) на (!!!) 10 мая 1940 года – то получится примерно такое соотношение. Очень изящная подтасовка, что и говорить J))

 

Мне неизвестно, какими словами отреагировали на это заявление Йодля английские и французские обвинители в Нюрнберге, но можно примерно оценить реальное соотношение сил в 1939 году.

 

На 1 сентября германская армия состояла из 103-х дивизий. Практически укомплектованных, если учесть, что первоначально нападение на Польшу планировалось на 26 августа и уже 25-го началась тайная мобилизация. Из этого числа на западном фронте, в составе группы армий «Ц» находилось 34 дивизии, и в первые дни войны были переброшены еще 9. Таким образом, к 10 сентября немцы держали на западе 43 дивизии или примерно 42% всех войск (что «почти ничего», если верить генералу Гальдеру J))).

 

А какие силы угрожали немцам с той стороны? Во-первых, надо начисто исключить из расчетов Англию – к началу войны на континенте не было ни одной английской дивизии, первые две прибыли лишь в начале октября. Французская же армия теоретически включала 86 дивизий, из которых 49 существовали лишь на бумаге и должны были формироваться в ходе мобилизации (которая началась 1 сентября). Из оставшихся 37 реальных, 4 дивизии находились в колониях, а еще 5 прикрывали франко-итальянскую границу.

 

Таким образом, на момент начала войны 28 французским дивизиям (из которых значительную часть составляли «крепостные», т.е. предназначавшиеся лишь для обороны линии Мажино) противостояли 34 немецкие. В дальнейшем, по ходу мобилизации, соотношение менялось в пользу французов, достигнув максимального значения в 20-х числах сентября – 61 французская дивизия против 43 немецких. Соотношение, особенно, если учитывать опыт первой мировой, и близко недостаточное для прорыва укрепленных позиций противника. Но и сама попытка прорыва, чтобы помочь полякам, к тому времени уже утратила смысл – 14 сентября была окружена Варшава, 17-го Польшу атаковал Советский Союз, а начиная с 18-го немецкие войска уже в массовом порядке поехали на запад.

 

С этого момента, Франции оставалось только сидеть за линией Мажино, надеясь, что огромные ресурсы обеих империй, вкупе с морской блокадой Германии, со временем позволят выиграть войну и без кровопролитных сражений. К сожалению для союзников, немцы это тоже хорошо понимали.