Сергей Гуриев известный экономист покинул Россию.Категорически против Путина.

Известный российский экономист покинул страну
 ("The Wall Street Journal", США)
Грегори Уайт (GREGORY L. WHITE), Александр Коляндр (ALEXANDER KOLYANDR)
Экономист Сергей Гуриев
 
Контекст

29/05/2013

 

Москва – Известный российский экономист и правительственный советник внезапно покинул свои посты и уехал из страны в условиях растущего давления со стороны Следственного комитета, сообщили осведомленные источники во вторник.  

Сергей Гуриев стал одним из знаменитых россиян, которые уехали из страны в течение года с тех пор, как Владимир Путин вернулся в президентское кресло, а его правительство начало новую атаку на критиков.

Гуриев уехал в то время, когда правоохранительные органы расследовали его роль в деле, связанном со скандальным преследованием нефтяного магната Михаила Ходорковского, сообщают источники. 

Однако, хотя Гуриев часто критиковал Кремль за его репрессивный подход и публично поддерживал оппонентов режима, его давно считали лоялистом, регулярно принимающим участие в заседаниях высокопоставленных правительственных советников и конференциях,  а также встречах советов директоров государственных компаний. 

Гуриев является ректором Российской экономической школы, московского университета, признанного одним из лучших в стране. В числе его выпускников – высокопоставленные чиновники. В ходе своего визита в Москву в 2009 году президент Обама произнес речь в этом университете. 

Гуриев подал заявление об уходе с поста ректора на этой неделе, сообщили осведомленные источники. Представитель университета заявила, что заявление об уходе еще не получено, и что официально Гуриев остается на своей должности и находится в отпуске. 

Во вторник ОАО «Сбербанк», государственный банковский гигант, сообщил, что Гуриев исключил свое имя из списка кандидатов в наблюдательный совет. Давая комментарии из Франции, где его жена и дети живут уже несколько лет, Гуриев назвал «личные обстоятельства» причиной своего ухода из банка. 

Гуриев, которого часто можно было видеть в компании первых лиц государства, таких, как премьер-министр Дмитрий Медведев, должен был в июне стать спикером на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Этот форум – кремлевское показательное мероприятие для зарубежных бизнесменов. Гуриев отменил и эти планы, сообщил один чиновник. 

«Если Гуриев считает, что ему нужно покинуть Россию, это настоящая катастрофа для страны»,  - считает Андерс Аслунд (Anders Aslund), специалист по России и старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона. 

Как рассказали осведомленные люди, давление на Гуриева начали оказывать ранее в этом году, когда правоохранительные органы начали проводить расследование в отношении группы специалистов, включавшую в себя и Гуриева, подготовившей доклад для президентского совета по правам человека по вопросу обвинений и приговора Михаилу Ходорковскому. В этом докладе приговор бывшему нефтяному магнату был назван несправедливым. 

В этом году Следственный комитет также искал информацию о возможном финансировании Ходорковским и его сторонниками организаций  по развитию гражданского общества и экспертов, сообщил источник, знакомый с делом. 

Когда-то богатейший россиянин Ходорковский был приговорен к тюремному заключению и находится за решеткой по обвинению в мошенничестве и уклонении от налогов в деле, которое многие называют политическим. Российские власти отрицают эти обвинения. Ходорковский настаивает на том, что невиновен.

Как говорят осведомленные источники, в текущем расследовании Гуриеву не были предъявлены обвинения, однако он не имел права разглашать подробности дела. Сам Гуриев отказался давать какие-либо комментарии по поводу этих расследований. Получить  комментарий от российского Следственного Комитета,  который ведет это дело, во вторник вечером не удалось. Два правительственных чиновника подтвердили, что следователи оказывают на Гуриева давление. 

«Многие надеются на то, что Сергей просто слишком бурно реагирует», - сказал один знакомый с ситуацией источник, добавив, что Гуриев может вернуться в Россию при условии прекращения расследования. 

Гуриев также является одним из известных россиян, открыто поддерживающих оппозиционного лидера Алексея Навального, которого сейчас обвиняют в растрате. Гуриев ранее заявлял, что он и его жена жертвовали 10 тысяч рублей в антикоррупционный фонд Навального в прошлом году. Навальный назвал обвинения сфабрикованными, а все дело – политической «охотой на ведьм». 

«Не боюсь ли я поддерживать оппозиционного политика? Нет. Я – свободный человек. Я знаю, что до тех пор, пока я не нарушаю закон, никто не может запрещать мне что-то говорить и что-то делать. Могу ли я заблуждаться? Конечно. Вполне возможно, что я не прав. Вполне возможно, что в сегодняшней России те, кто говорят то, что думают, и те, кто дает деньги оппозиционным политикам, должны опасаться за свое благополучие»,  - написал тогда Гуриев в своем блоге.

Оригинал публикации: Prominent Russian Economist Flees Country

Опубликовано: 28/05/2013 21:21



Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20130529/209463184.html#ixzz2Unzs80h1 
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook


Почему отъезд Гуриева будет трагедией для системы образования

http://slon.ru/russia/pochemu_otezd_gurieva_budet_tragediey_dlya_sistemy_obrazovaniya-946890.xhtml

Сергей Гуриев. Фото: PhotoXPress.ru 

Информационные агентства вчера объявили об отставке Сергея Гуриева с поста ректора Российской экономической школы. Возможно, Гуриев и вовсе может уехать из России. Если это произойдет, то страна не только потеряет одного из самых ярких отечественных экономистов и талантливых менеджеров в сфере науки: урон отечественному сектору современного образования будет сравним с уроном бизнес-климату от ареста фигуры вроде Ходорковского. 
 
Для отечественной экономической науки РЭШ – это на самом деле чудо. Для консерваторов – объект зависти, для новаторов – пример для подражания. РЭШ была сильным брендом и до того, как Гуриев стал ее ректором, однако именно при нем вышла на совершенно новый виток свершений. Лучшие магистерские программы по экономике в стране, профессора, публикующиеся в лучших экономических журналах России и Запада, абсолютно уникальная сеть контактов с лучшими умами экономической науки по всему земному шару и так далее, и тому подобное.
 
Если где-то на мировом горизонте появляется талантливый экономист с корнями из бывшего СССР, РЭШ моментально вовлекает его в свою орбиту, убеждая и демонстрируя, что в новой России есть места, где можно творить экономическую науку на высочайшем уровне. В то время как СМИ распространяют ламентации об утечке мозгов, о тех, кого страна «потеряла», и рассуждают о том, как переломить тенденцию, РЭШ решает задачи иного, более высокого уровня: школа привлекает в Россию, причем не только соотечественников, но и звезд экономики самых различных национальностей.
 
Именно РЭШ первой в России опробовала и реализовала проекты, которые на Западе делают университеты заметными и более близкими простому обывателю – тут и публичные лекции, в которых обычным языком популяризируется экономическая наука, и участие в программах по содействию ликвидации финансовой безграмотности населения, и ведение регулярных колонок в популярной деловой прессе с экспертными комментариями, и создание сообщества выпускников, помогающих своей alma mater и чувствующих себя частью бренда настолько, что многие готовы дружно и одновременно выходить на старт ежегодного забега РЭШ, вне зависимости от города, в котором они в данный момент находятся (Москва, Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сидней и так далее).
 
РЭШ – один из немногих оазисов академического мира России, где могут разговаривать представители отечественного и зарубежного бизнеса на понятном им языке: там почти не чувствуется провала между наукой и реальной жизнью, которым наша страна печально славится (по данным Global Competitiveness Report, Россия находится позади всех развитых стран, а также Индии, Китая и Бразилии по степени взаимодействия университетов и реальных секторов экономики).
 
Многие из этих успехов РЭШ напрямую и тесно связаны с ректорством Гуриева. При этом при всей загруженности административной работой Гуриев сам продолжает писать научные статьи, хлесткость и популярность которых недостижима для подавляющего большинства отечественных экономистов (да простят меня коллеги!).
 
Харизматичный лидер, хорошо известный в стране и на Западе ученый, а также управляющий, обладающий цепкой хваткой бизнес-менеджера – явление чрезвычайно редкое для современного ландшафта российского образования. Бесспорно то, что если Гуриев на самом деле решит сейчас покинуть Россию, то абсолютно без проблем найдет себе работу в любом университете мира, включая учреждения из первой десятки по любому из мыслимых рейтингов университетов. Многие ли из наших экономистов какой угодно школы могут с уверенностью сказать то же самое?
 
Имея возможность уехать и раньше, Гуриев оставался в России и работал на благо страны, развивая бренд РЭШ. При этом он активно принимал участие в консолидации ученых-экономистов различных направлений и научных школ на всем пространстве России, способствовал своей работой укреплению связей между различными экономическими центрами. Он открыто выступает с критикой и экономических программ правительства, и политической и экономической ситуации в стране, поддерживает Навального (вот его текст на Slon «Почему я дал деньги Навальному») и не пытается этого скрывать. Неудивительно, что многим это не нравится, и на него оказывается давление. Мы не знаем точных мотивов возможного отъезда Сергея Гуриева, но совершенно очевидно, что определенную роль в таком решении может играть история с вызовом его для дачи показаний в Следственный комитет по правительственному гранту, полученному официально из правительственных же источников.
 
Таковы реалии бескомпромиссной публичности в любой стране, но особенно в России. Дикий капитализм нашей страны не любит играть по правилам и побеждать в открытой конкуренции: любую птицу, способную взлететь высоко, не стараются обогнать на самолете или хотя бы на воздушном шаре, а пытаются ей подрезать крылья и раздавить танком.
 
Если это произойдет с Гуриевым, то последствия для имиджа страны будут серьезными. На первый взгляд, не столь громкими и очевидными, как в случае убийств журналистов или притеснения отдельных бизнесменов. Однако гораздо более длительными. В XVIII веке правительство России смогло сделать страну привлекательной для лучших умов современности: ученые такого калибра как, например, Бернулли и Эйлер предпочитали работать в Санкт-Петербурге, а не Базеле. Тот период способствовал становлению российских университетов и создал условия для расцвета сектора образования и науки в России XIX века. В XXI веке мы пытаемся остановить «утечку мозгов», хотя реальная проблема не в утечке самой по себе, а именно в неспособности создать условия для притока лучших мозгов, русских или нерусских. РЭШ во главе с Сергеем Гуриевым и харизматичными личностями вроде Екатерины Журавской, Константина Сонина и других решают именно эту, более сложную задачу. Так или иначе, обезглавив этот институт, лишив его лидеров, живущих в России, мы наступим на грабли, от которых пострадаем лишь мы сами. 
 
Известный экономист Екатерина Журавская некоторое время назад уже перебралась из Москвы в Париж. Теперь есть вероятность потерять и Сергея Гуриева. События с притеснением известных бизнесменов негативно сказываются на бизнес-климате страны и ее привлекательности на международном финансовом рынке, однако бизнес-среда гибкая и способна быстро реагировать на изменение ситуации к лучшему. Сектор науки и образования в целом не столь динамичен, и, раз запустив в нем негативные процессы, повернуть их вспять гораздо сложнее. Отъезд Гуриева из страны будет сигналом усиления таких процессов, последствия которых ликвидировать придется очень долго. 
 
Почему я дал деньги Навальному
http://slon.ru/russia/pochemu_ya_dal_dengi_navalnomu-787921.xhtml 
Почему я дал деньги НавальномуФото: РИА Новости/Андрей Стенин

Владимир Ашурков и Алексей Навальный предложили мне пожертвовать средства на уставную деятельность учрежденного ими «Фонда борьбы с коррупцией». Фонд – это организационная и юридическая платформа для общественной деятельности Навального, для развития как существующих проектов «РосПил» (контроль за закупками госорганизаций), «РосЯма» (контроль за состоянием автодорог), «РосВыборы» (координация наблюдателей и борьба со злоупотреблениями на выборах), так и новых проектов. И я, и моя жена Екатерина Журавская решили поддержать Фонд собственными деньгами и вечером 10 мая перечислили на счет Фонда десять тысяч рублей. Мы считаем, что этот Фонд – это очень важная для России инициатива. И вот почему.

Фонд нового типа

Во-первых, Фонд реализует ключевые гражданские инициативы – в области борьбы с коррупцией, повышения прозрачности и подотчетности власти. Я считаю, что коррупция – это самая главная проблема России. Я не знаю ни одного гражданина России, который заявил бы публично о том, что с коррупцией бороться не надо. Нет ни одной политической партии (включая «Единую Россию»), в программе которой не было бы борьбы с коррупцией. При этом все понимают, что бороться с коррупцией только изнутри органов власти бесполезно – нужны именно гражданские инициативы.

Во-вторых, деятельность Фонда основана на правильных принципах: открытости и подотчетности своим донорам – и вовлеченности общества в его деятельность. Так как Фонд борется с коррупцией, он сам должен быть образцом честности. После того как были взломана электронная почта Алексея Навального, мы все узнали, что у него нет своих скелетов в шкафу. И многолетние попытки скомпрометировать его и его коллег скорее убеждают в том, что Алексей не на словах, а на деле следует своему лозунгу «не врать и не воровать». Более того, успех розничного фандрайзинга для «РосПила» показал, что эту точку зрения разделяют десятки тысяч людей.

В-третьих, исполнительным директором фонда стал Владимир Ашурков, человек с безупречной профессиональной репутацией. Профессионализм – это очень важное и, к сожалению, очень редкое качество в некоммерческом секторе. Будучи ректором негосударственного вуза, я хорошо знаю, как тяжело достаются пожертвования – и как важно тратить их профессионально. Поэтому для меня – как донора Фонда – очень важно знать, что эти деньги не будут потрачены неэффективно.

В-четвертых, тот факт, что власть скорее не любит, чем любит Алексея Навального, означает, что в Фонде не будет людей, которые будут искать легких путей и дешевой славы. По определению, сотрудники Фонда верят в то, что они делают. Например, то, что Владимир Ашурков поддерживает фонд не только деньгами, но и своим временем (а это – самое дорогое, что есть у небедных людей), означает, что для него это очень важный проект.

Политическая конкуренция

Ни для кого не секрет, что Навальный – это не только борец с коррупцией, но и политик. Успех его Фонда внесет вклад и в его политическую карьеру. Означает ли то, что мы пожертвовали деньги на уставную деятельность Фонда (а не, например, «только на РосПил» или «только на РосЯму»), что я, Сергей Гуриев, поддерживаю не только борца с коррупцией, но и политика Навального?

Необязательно. Я даже не уверен, что я знаю точку зрения Алексея Навального по всем вопросам политической повестки дня. Более того, как руководитель образовательного учреждения я не считаю возможным ни заниматься политикой, ни даже публично формулировать свои политические предпочтения.

И, тем не менее, я готов поддерживать его Фонд своими деньгами. Почему? Потому что я считаю, что в сегодняшней России не хватает политической конкуренции. И потому, чтобы создать настоящую политическую конкуренцию, нужны именно такие Фонды. Фонды, не зависящие от государства или одного–двух крупных бизнесменов, а открыто собирающие деньги с граждан и тратящие их средства прозрачно и эффективно. Если бы ко мне как к обычному гражданину обратились другие политики – в том числе и оппоненты, и конкуренты Навального, я был бы готов поддержать своими деньгами и их – просто для того, чтобы в России была цивилизованная политическая жизнь. Но я знаю, что Михаилу Прохорову мои деньги не нужны, Григорий Явлинский не смог баллотироваться, а Дмитрий Медведев – не захотел.

 

Не боюсь ли я поддерживать оппозиционного политика? Нет. Я – свободный человек. Я знаю, что до тех пор, пока я не нарушаю закон, никто не может запрещать мне что-то говорить и что-то делать. Могу ли я заблуждаться? Конечно. Вполне возможно, что я не прав. Вполне возможно, что в сегодняшней России те, кто говорят то, что думают, и те, кто дает деньги оппозиционным политикам, должны опасаться за свое благополучие. Но, как это ни парадоксально, в этом случае нам тем более надо поддерживать оппозиционных политиков – по крайней мере, тех, кто отстаивает наши права и свободы.