Российские дети индиго шокировали учёных

На модерации Отложенный

В последние годы всё чаще звучит словосочетание «дети индиго» - их популяция поднимет нашу цивилизацию на более высокий уровень развития. К этой идее можно относиться по-разному, но трудно отрицать наплыв талантов в поколении нынешних детей и подростков.



В очередной раз довелось в этом убедиться на выставке инноваций школьников «Шаг в будущее», которую проводит МГТУ им. Баумана.

Тарелка для Венеры

Возле стенда Ани Швецовой, одиннадцатиклассницы из Ногинска, всегда многолюдно. По полу с шумом ползает серебристая «тарелка», напоминающая то ли НЛО, то ли сложенные вместе две алюминиевые миски, каких и в общепите-то давно не сыщешь. Аня переключает на пульте тумблеры, и, подчиняясь её воле, тарелка, урча, ползает под ногами.



Называется эта игрушка «модель автономного спускаемого аппарата в условиях Венеры», а на сленге - венероход. Постояв минуту-другую, начинаешь испытывать недоумение: да как же эта штуковина ползает - ведь двигателя как будто и нет?

Аня на этот привычный вопрос отвечает уверенным тоном отличницы: «Внутри аппарата размещён двигатель, изготовленный на основе инерциоида Толчина». В переводе с наукообразного, внутри «тарелки» размещены два асимметричных зубчатых колеса, которые вращаются за счёт электричества (настоящий венероход будет получать его от солнечной батареи). А вот как их внутреннее вращение приводит в движение весь аппарат - загадка для современной механики.

Но Аня тревожится отнюдь не о своём возможном имидже «лжеучёной», но о более земных, точнее венерианских, проблемах: как научить венероход преодолевать уклоны, превышающие 15 градусов; достаточна ли жаропрочность выбранного ею материала, чтобы выдерживать 475 градусов Цельсия - именно такова температура на поверхности «утренней звезды». Первые советские исследовательские станции, запущенные и посаженные на Венеру, работали не больше двух часов.

Расчётный срок жизни венерохода Швецовой - 50 суток. Это очень дерзкий замысел.

И в Сибири будут яблони цвести

Даниил Бибнев из города Усолье-Сибирское Иркутской области своим энергоэффективным домом занимается два года. Идея, подсказанная ему учителем Юрием Рябченко, современна и красива: спроектировать такой дом для суровых условий Сибири, который в идеале даже отапливать не придётся - за счёт оптимальной конструкции и эффективной системы обогрева он будет всю долгую зиму хранить запасённое тепло.



Даниил выбрал вихревой обогреватель, замечательная особенность которого в том, что энергия электричества, затраченного на раскрутку воды, меньше энергии полученного от неё тепла. Традиционные физики с этим парадоксом смириться не готовы, обвиняют конструкторов в нарушении закона сохранения энергии и всех разработчиков вихревой теплотехники скопом записали в лжеучёные. Даниила, как и Аню, такой вердикт не смущает - почему же не воспользоваться тем, что так эффективно! А что теория пока отстаёт от практики - не беда.

Кроме умелого использования чужих изобретений школьник добавил в проект и свой новаторский элемент: пустил рамку обогревательной трубы по цоколю здания, причём трубу с горячей водой вложил внутрь другой трубы большего диаметра, чтобы вода отдавала своё тепло воздуху. Так он использовал принцип матрёшки.

Девятиклассник уже освоил и выбор оптимального материала - им оказался пенобетон, и расчёт теплопотерь всего дома в целом - они втрое ниже, чем в обычных домах. Впереди расчёт потребного диаметра труб и стоимостного баланса: ведь это не сказочный терем, а реальный дом, он должен быть по карману людям.

Жаль только, что продолжить обучение в Бауманском университете Даниилу вряд ли удастся: семейный бюджет не позволит уехать в столицу. Разве что года через два появятся специальные гранты для способных ребят. Скажем, «гранты индиго» - по цвету ауры одарённых детей, каковых, к счастью, всё больше.