Чем грозит России амнистия для бизнесменов?

На модерации Отложенный

На днях президент отклонил проект амнистии для предпринимателей, который предложил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Путин назвал его сырым: мол, так на свободу выйдут те, кто сидит за чистую уголовщину – фальшивомонетчики, торговцы материалами для производства оружия массового поражения и т. п. нарушители.

В общем, очередной замкнутый круг. Надо скрасить унылое существование бизнеса, иначе экономику не поднять – это и младенцу в нашей стране ясно. С другой стороны, народ в основном живет от зарплаты до зарплаты и совсем не с любовью смотрит на тех, кто строит себе дворцы и покупает элитные квартиры... Есть еще и третья сторона: правосудие у нас таково, что отделить сидящих безвинно (жертвы заказных дел, рейдерских захватов и т.п. вещей) от настоящих мошенников крайне сложно. Вот и выходит капкан – куда ни кинь, всюду клин.

Пробовали проводить судебную реформу – не вышло. Милиционеров переименовали в полицейских – тоже особой разницы не увидели. Прокуратуру отделили от следствия – нареканий к работе как тех, так и других по-прежнему предостаточно. Видимо, выход действительно остался один – отпустить всех на волю, не разбираясь.

Глядь, среди трех виноватых один невинный отыщется. Решение логичное, но, судя по всему, Титов перестарался. И дело тут, мне кажется, не столько в том, что Путин не хочет отпускать Ходорковского, который по проекту Титова точно должен будет выйти на свободу (такие вещи решаются одной-двумя поправками), сколько в том, что президент пока не готов так явно и однозначно выступить на стороне бизнеса. Ведь, по опросам социологов, треть страны (33%) – «за», чуть больше трети – «против» (36%) и примерно трети – все равно (31%).

Можно ли доамнистироваться в России до бунтов? Легко. Терпение у россиян не вечное. Особенно когда в маленьком городке новый владелец еще недавно дававшего стабильный доход и рабочие места предприятия безжалостно его банкротит, уводит деньги в офшоры – и вот его наконец схватили за руку, посадили... И вдруг – отпускают. И это, как ни крути, надо учитывать. С другой стороны, хочется быть в белом, отпуская на свободу тех, кто пострадал безвинно... Вот в этой роли президент был бы не прочь выступить, если бы можно было отделить зерна от плевел. Но это не получится.

Так что выбирать, на чьей он стороне, все же придется.