Самопознание и психогенетика. Зри в корень!

На модерации Отложенный  

Самопознание и ПсихогенетикаВ предыдущей статье мы начали разговор о том, как самопознание и самосовершенствование соотносятся с тем, что мы унаследовали. Продолжим.

В большинстве случаев (по крайней мере, в тех, о которых я знаю), идя по пути самопознания, человек не в состоянии объективно и точно увидеть какую-то свою модель поведения. А тем более — найти корень и причину этой модели в своих предках. Почему?

Это самый большой и неподъемный камень на пути познания себя. Потому что унаследованная от своих предков модель получена человеком без его осознанного участия в этом. То есть наследственна. Поясним: его сознание и он сам не участвовали в формировании его самого и его жизни.

Из-за этого человек подвергнуть себя объективному анализу на 100 процентов фактически не может. Он рожден с определенным набором моделей, он думает, живет и поступает в соответствии с ними, не догадываясь в большинстве случаев даже об их существовании.

Его разум не может подвергнуть себя объективному изысканию по причине, что именно в нем эта модель и находится.

Люди — в большинстве случаев — рефлекторно живут, женятся, рожают детей и даже влюбляются. Двигаясь, как поезд по рельсам. Живут по сценарию, созданному еще до их рождения.

До тех пор, пока в нас не сформируется желание избавиться от определенных «проблем», все окружающие будут поддерживать и даже способствовать существованию этих моделей в нас, осознанно или неосознанно. Как это видно из истории Михаила в предыдущей статье.

Обращаться за помощью к специалистам разного плана: «бабкам», психологам и психотерапевтам — необходимость есть, но все эти науки в своем учении и методологии не призваны находить суть проблемы и корень ее. Поэтому я взял бы на себя ответственность сказать, что они не эффективны. Приведу пример.

Психогенетика, история из практики

Ко мне обратилась женщина за консультацией. С просьбой помочь разрешить ей серьезный вопрос: большую часть своей жизни она не может заснуть ночью. Тем же недугом страдали ее мама и бабушка. Это же стало проявляться и у ее сына, пока изредка, но достаточно часто, чтобы уже начать переживать.

Составив генограмму ее рода, я обнаружил интереснейший факт. Во время второй мировой войны бабушка с мамой пережили серьезнейший стресс. Бабушку знакомые пригласили на свадьбу в другое село. Ее мама, будучи в детском возрасте, боялась идти на такое длинное расстояние, но и дома одна оставаться не хотела. Свадьба в то время была большой редкостью, а тут еще и у родственников. Хотелось и нужно было идти.

Добрались с опозданием, естественно, все было весело, еды много, но вернувшись в свое село, они обнаружили воронку вместо своего дома.

В дом попала авиабомба. Бабушка, как и необходимо было в тот момент, не акцентировала свое внимание на том, что они остались живы благодаря своему отсутствию, а сконцентрировала свое внимание на том факте, что с ними могло произойти, если бы они остались.

Она сделала для себя фактом то, что, по сути, фактом не являлось. Воображаемая сцена гибели стала для нее фактом.

Дом-то отстроили, а сна в нем лишились. Не спят, стерегут свою жизнь и дом в ожидании очередного авиационного налета. Что впоследствии закрепилось в сознании бабушки и передалось дочке, внучке и правнуку как: «Отдыхать ночью небезопасно». Вот они и стерегли свою жизнь. Лишь бодрствуя, чувствовали себя в безопасности.

Семья достаточно обеспеченная — и обращались к специалистам разного плана. Ни один специалист не удосужился постараться понять, что происходило с этой семьей. Наверное, часто разводили руками. Никто и не признавался, что ничего не понимает в ситуации. Естественно, от назначенных и принятых медикаментов здоровье ухудшалось.

А тем временем война в этой семье продолжалась.

Это еще один мой камень в огород тем, кто советует: «Пойми, прости и отпусти». Универсальный совет, но если его перевести дословно, то он звучит так: «Сам виноват».

Представьте, три поколения искали всевозможные способы избавления от своего недуга. К сожалению, все известные науки понимания и решения ситуации не дали. По одной очень важной причине — ни в одной из известных традиционных методик изначально не учат в институтах искать причину происходящего. Этого нет — и, как следствие, нет результатов.

В психотерапии есть нацеленность на поиск причины, но рассматривается только детский биографический опыт клиента. А это лишь небольшая «верхушка айсберга».

Внучка расскажет психотерапевту, что она с детства боится темноты или спать ночью. Но разве это выведет на причину?

Не в моих правилах кого-то унижать, выставляя себя, но я бы хотел отметить здесь не свой талант консультанта, а показать, что психогенетика эффективна как методика.

Добавлю, что, идя на консультацию, мне не нужно предварительно знать особенных событий, которые происходили в семье. Пройдя определенное обучение и составив подробную генограмму, возможно увидеть общую картину фактов. Каждый факт из истории рода, на первый взгляд, не причастный к происходящему в настоящем, может объяснить и дополнить всю картину происходящего в настоящем моменте.

Итак, важно признать, что для самопознания помощь необходима. Но помощью мы можем воспользоваться при нашей полной ответственности за свою жизнь. Об этом читайте в продолжении.