Конституционный суд РФ встанет на пути у Европейского суда?

Фото: ИТАР-ТАСС

Российский судья Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Дмитрий Дедов выступил за наделение Конституционного суда РФ (КС) полномочиями по проверке конституционности действий государственных органов, включая решения судов в конкретных делах граждан, чтобы снизить количество обращений в ЕСПЧ – сообщает «Коммерсант».

Европейский суд на прошлой неделе также подтвердил, что национальные Конституционные суды могут стать эффективным средством внутригосударственной правовой защиты.

При этом в Высшем арбитражном и Верховном судах идею не поддерживают, а в самом Конституционном суде считают, что радикальное расширение его полномочий приведет к перегрузке (сейчас КС рассматривает в среднем 30-50 дел в год).

Господин Дедов, предлагая новые полномочия для КС, ссылается на опыт других европейских стран, где «граждане могут обжаловать в КС нарушение своих конституционных прав в конкретном деле, причем не только нормативными актами, но и любыми действиями государства». По мнению господина Дедова, дискуссия по поводу разграничения компетенции Конституционного, Высшего арбитражного (ВАС) и Верховного (ВС) судов привела к тому, что они отказались вообще от какого-либо рассмотрения вопросов нарушения конкретных статей Конституции в конкретном деле. Господин Дедов предлагает устранить "этот перегиб", от которого "начинают страдать граждане", чтобы меньшее число жалоб попадало в ЕСПЧ. «Невозможно, чтобы данная огромная сфера находилась вне юрисдикции судебной системы государства. Это очень важно с точки зрения дальнейшего движения жалобы в ЕСПЧ, чтобы на национальном уровне мы имели эффективные средства правовой защиты и меньше жалоб попадало в ЕСПЧ»,— считает господин Дедов.

Судья Конституционного суда Сергей Князев не согласен на юридическом форуме, что, по крайней мере, сегодня КС должен получить полномочия по проверке конституционности подзаконных нормативных актов любого уровня и судебных решений. «КС — не панацея и не единственный инструмент обеспечения прямого действия Конституции. На это должны работать в меру своих полномочий и другие органы, причем не только судебныеОднако в тех случаях, когда очевидно нарушены конституционные права заявителя, суд не должен оставаться в стороне,— согласился он.— Поскольку следующий шаг в ЕСПЧ непременно приведет к тому, что России в очередной раз будет поставлено в вину нарушение Конвенции» - цитирует «Коммерсант» слова судьи.

Кроме того, по словам Князева, реализация предложения Дмитрия Дедова невозможна без внесения поправки в Конституцию.

Председатель Верховного Арбитражного суда Антон Иванов заявил «Коммерсанту», что предложение Дедова можно трактовать двояко: «В первом варианте, если в деле поставлен вопрос о конституционности нормы, КС становится экстраординарной инстанцией после ВАС и ВС, куда можно обращаться со ссылкой на нарушение конституционных прав.

Примерно по такому принципу действует КС Германии. Но он является четвертой инстанцией по пересмотру дела, а КС РФ станет пятой после ВАС РФ и шестой — после ВС РФ. А это уже вступает в противоречие с принципом правовой определенности, которому следует ЕСПЧ.

Второй вариант предполагает, что в КС РФ можно будет обратиться по любому делу. Сегодня через надзор проходит 120-150 тыс. дел в год. Практически в каждом можно найти конституционно-правовой вопрос и пожаловаться в КС. Как КС будет рассматривать эти жалобы? Сейчас Конституционный суд рассматривает от 30 до 50 дел в год, и даже при этих показателях о неприемлемости жалобы заявителям сообщают сотрудники аппарата, а не судьи. Можно, конечно, установить фильтр, но в этом случае доля дел, подлежащих пересмотру КС, составит одну сотую процента. Суд практически не будет влиять на ситуацию».

«Трибуна Общественной палаты» спросила мнения эксперта по поводу наделения дополнительных полномочий Конституционный суд. Директор института мониторинга эффективности правоприменения при Общественной палате РФ, адвокат, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. ЛомоносоваЕлена Лукьянова разъяснила тонкости предложенного реформирования КС:

- В предложении Дедова о наделении новыми полномочиями Конституционный суд есть рациональное зерно. С одной стороны, остальные суды выступили «против», потому что у нас есть такое правило в законе «Об основах судебной системы» о том, что у нас Высшие суды равны и получается, если полномочия расширяться, то у нас Конституционный суд становится высшим среди равных.  С другой стороны, дать Конституционному суду право быть высшей инстанцией по рассмотрению отдельных категорий дел – это сократить возможность нашим гражданам обращаться в Европейский суд по правам человека. Хотя, тут опять же, не все так точно – нужно очень внимательно читать предложение Дедова и встраивать его в закон «О Конституционном суде» и смотреть, что будет выгоднее, прежде всего, гражданам.

В-третьих, Конституционный суд – это самый «ленивый» суд. Если во все суды общей юрисдикции, в Арбитражные суды стоит огромная очередь, то у Конституционного суда есть замечательное правило рассматривать только одно дело одновременно. Раньше, когда у КС было две палаты, это еще хоть как-то годилось, там была довольно высокая пропускная способность. А сейчас ситуация никуда не годиться. В то время, как все суды у нас перегружены, Конституционный суд достаточно ленив.

Мне кажется, что Общественная палата должна очень серьезно обсудить этот вопрос. Нужно точно встроить формулировки предложения в закон «О Конституционном суде» и посмотреть, что даст большей эффект. Наш институт мониторинга эффективности правоприменения готов к обсуждению и спокойно может этим заняться.