Генезис русской нации как результат образования вертикали власти - Руси

На модерации Отложенный

  1.    Российское государство не является славянским государством, в том смысле, что оно не основано славянами. Российское государство создано варягами, как частное торгово-пиратское предприятие Рюриков, и оно унаследовало все родовые черты этого предприятия.     Государство является политической формой управления. В качестве такой формы оно может возникнуть снизу - как способ самоорганизации и самоуправления, так и сверху - как способ господства и подчинения. Государство, как способ самоорганизации и самоуправления, это всегда национальное или гражданское государство, оно является политической формой жизни этноса или граждан (граждане города Рим), становящихся нацией. Этнос становится нацией, когда союз родственных племен или союз людей, объединенных общей национальной идентичностью, перерастает в государственный союз. Граждане становятся нацией, когда объединяются для защиты своей свободы против общего врага (история города Рим, история США, история Французской Республики). Государство, как орган подчинения, возникает когда одна группа лиц ставит в политическую от себя зависимость другую группу лиц, так образовались Англия, Россия, Китай, Япония.    До вторжения варяжских дружин на территорию расселения славян, у славян складывалась система родового и городского самоуправления. Во главе родов стояли старейшины, во главе городов - выборные вече. Для решения военных задач роды и города создавали союзы, которые являлись предтечей славянской государственности. Приход варягов на Русь подавил зарождающиеся формы политической самоорганизации славянских племен, что не позволило славянским племенам подняться до уровня нации и создать самостоятельное славянское государство.    

2.    Варяги разрушили естественно самоорганизующиеся славянские социально-политические структуры и создали новую, строго иерархическую структуру - "Торговый дом Рюриковичей", в которой власть принадлежала варяжским князьям. Новая структура власти противоречила политическому этногенезу славянских племен, затормозила его, и, с принятием христианства, свела на нет.    Почему так произошло? Почему славяне отдали власть чужеземцам? Почему чужеземцы смогли подчинить себе славянские племена и установить на славянской земле варяжские порядки?    История представляется следующей. Селились славяне вдоль рек, которые выполняли в то время важную функцию транспортных артерий. Все грузы шли по рекам, вся торговля велась вдоль рек. Поэтому тот, кто владел рекой - владел миром. Помимо торговли славяне занимались лесными промыслами, продукты которых обменивали на товары в торговых городищах, которые возникали на пересечении водных и сухопутных путей, а также занимались набегами и разбойничали на реках, грабя торговые караваны заезжих купцов. Грабежи торговых караванов были в то время обычным делом и приносили торговым людям немало беспокойства.    Однажды на славянские реки пришли варяги. Пришли с целью поживиться, однако, встретившись со славянскими племенами, у которых уже были начала социальной организации и которые умели поддерживать порядок на подконтрольных им транспортных путях, вынуждены были прийти к некоему союзу, в котором, со временем, им удалось взять верх. Почему так произошло и какие это имело последствия для тех и других?    Видимо, сначала варяги были союзниками славян в военных походах и торговле. В связи с тем, что варяги были на чужой для них земле, возможности расслабиться и почивать на лаврах у них не было. Враждебное окружение требовало от них постоянной военной мобилизованности, чтобы в любой момент можно было дать противнику военный отпор. Поэтому варяги были более организованны и дисциплинированны чем славяне и представляли собою военные дружины во главе с конунгом (князем, витязем), которые кормились разбоем и торговлей награбленной добычей. Видимо с каких-то пор богатые славяне стали нанимать варяжские дружины для совместных военных походов и для охраны своих торговых караванов от набегов других варяжских дружин - как это делали, например, в 90-е годы ХХ века крупные российские бизнесмены, когда нанимали одних бандитов для охраны себя и своего бизнеса от других бандитов.    В то время на Руси было много варягов. По терминологии Гумилева они переживали пассионарный подъем - и излишнее мужское население Скандинавии, организовавшись в вооруженные пиратские шайки - варяжские дружины, рыскало в поисках приключений и добычи по берегам Европы (аналогичный пассионарный подъем переживают сейчас народа Кавказа и Средней Азии). В Европе их называли данами, у нас - варягами. У них не было цели найти обетованную землю, чтобы растить на ней хлеб, разводить скот и заниматься ремеслами. Варяжские дружины состояли из мужской части племен, которые специально отправлялись за море с целью получения военной добычи путем грабежа.    Везде, где варяги встречали организованное сопротивление местных племен, они жестоко с ними расправлялись. Других подчиняли своему разбойничьему ремеслу, заставляя платить дань. Жестокость, высокая организованность, сплоченность, товарищество и взаимовыручка, отличные навыки владения оружием - все эти качества позволили им утвердиться по берегам морей и рек, где они находили для себя неготовых для отпора местных жителей. Со временем варяжские походы превратились из набегов в устойчивый и доходный бизнес. Для контроля за ним варяги стали по берегам рек занимать существующие и организовывать новые города - крепости. Хочешь проплыть со своим товаром по "нашей" реке - плати. Ежедневно варягам требовалась еда, поэтому местные жители были обложены данью. Вот эти "варяжские города" с подчиненными им местными племенами и подконтрольными водными и сухопутными транспортными артериями стали превращаться в "варяжские княжества".    Вот как описывает А.О.Ключевский процесс укоренение варягов на славянских землях: "Появлением этих варяжских княжеств вполне объясняется занесенное в "Повесть о начале Руси" сказание о призвании князей из-за моря. По этому сказанию, еще до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племен славянских и финских, кривичей, чуди, мери, веси и брали с них дань. Потом данники отказались ее платить и прогнали варягов назад за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомленные этими ссорами туземцы собрались и сказали: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по правде". Порешив так, они отправили послов за море к знакомым варягам, к Руси, приглашая желающих из них прийти владеть пространной и обильной, но лишенной наряда землей. Три родных брата откликнулись на зов и пришли "с роды своими", т.е. с дружинами земляков" (В.О.Ключевский, "Русская история").    Там же: "Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы "оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его". Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, "храброго Вадима", и перебил многих новгородцев, его соумышленников".    Из сказанного в Повести временных лет видно, что Рюрик со своими земляками чем-то не угодил призвавшим его племенам и для сохранения власти применил к ним насилие. Чем Рюрик мог вызвать недовольство новгородцев? Читаем дальше:    "Наемные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооруженной рукою. Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей, а свое наемное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада...область вольного Новгорода стала варяжским княжеством".    Из сказанного следует - так называемое "призвание варягов" таковым в действительности не было. Повесть временных лет написана рюриковским летописцем с целью оправдания появления варягов среди славянских племен, которые в Повести названы туземцами. Видимо, для такой трактовки истории появления варягов была политическая необходимость, поскольку вольный Новгород никак не хотел уступать свою волю своим бывшим наемным охранникам. Борьба Новгорода за волю длилась еще не одно столетие, лишь Ивану Грозному, последнему Рюриковичу в варяжской династии владетелей Руси, невиданной до тех пор на Руси жестокостью по отношению к собственным подданным, удалось сломить волю новгородцев к свободе.    Итак, походы варягов на Русь носили колониальный характер ограбления территории. Закрепившись на территории славянских племен и подчинив их своей власти, варяги создали колониальное государство - по сути, варяжское торговое предприятие, прервав цивилизационное (политическое, экономическое, духовное) развитие славян.    Для духовного порабощения славян-данников викинги силой внедрили в душу славян византийскую версию христианства - слащаво-золоченую оболочку византизма, т.е. восточного утонченного деспотизма, использующего артефакты эллинской культуры в качестве приманки. Религиозно-политический византизм стал инструментом духовного порабощения свободной славянской души и тормозом для развития славянского социума.    С подпаданием Руси под власть Золотой Орды на Руси укоренились азиатские способы политического управления, которые привели к закрепощению до того свободного крестьянства, ликвидации независимых от центральной власти (царя) феодов (удельных княжеств), созданию тоталитарной (самодержавной) политической системы где вся власть принадлежит одному лицу - самодержцу.

Ордынские порядки легко легли на порядки заведенные на Руси. Ордынцам даже не потребовалось ставить в русских городах собственных наместников. Вместо них Орда давала князю ярлык (грамоту) на княжение; в ответ князь поручался передавать Орде часть собранной со славян дани (ясак).    

3.    О том же писал историк Г.В. Вернадский и пишут современные православные историки. Например, в книге "Русская доктрина", вышедшей под общей редакцией А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова, сделан акцент на том, что история становления Руси была историей частного предприятия Рюриковичей. "Политическая история Киевской Руси открывается столетием смелого предприятия", - начинает свое изложение этого периода русский историк Г.В. Вернадский. Здесь звучит ключевое слово, кочующее из работы в работу по русской истории Киевского периода, слово "предприятие", иногда окрашиваемое и в более резкие тона - "авантюра" (особенно часто это слово применяется к периоду правления Святослава). В Киевский период русская государственность и русская нация - это авантюра в архаическом и средневековом смысле этого слова, то есть одновременно военное, купеческое и пиратское предприятие, в котором успех - это смесь отваги, дерзости, расчета, безрассудства, помощи свыше, случайной удачи, умения владеть мечом и умения торговаться...    В результате активной военной деятельности Киевская Русь объединила под своей властью значительную часть Балтийского и Черноморского побережий, отвечая за их торгово-военно-пиратское "обслуживание" и, что еще важнее, за транзитные пути между этими двумя торговыми регионами (знаменитый "Путь из варяг в греки"), а также третьим, Каспийским регионом ("Путь из варяг в персы", имевший, возможно, не меньшее экономическое значение). Основу могущества Киевской Руси составлял именно военный контроль над исключительно важными торговыми путями.    Еще раз обратимся к "Повести временных лет". Там все вертится вокруг добычи, грабежей (походы Олега и Игоря), торговли (их договоры с Царьградом), даней (полюдья), переборов дани (смерть Игоря Старого), упорядочения дани (мудрая Ольга), многократного авантюристического увеличения доходов (Святослав). Даже ключевой момент истории - принятие Православной Веры подается летописцем как своеобразное коммерческое предприятие (и предварительный выбор веры производится с деловой приценкой). Русская земля на своей заре была напоена пафосом "предприятия". Киевская Русь, и как государство, и как предприятие, считалась совместным семейным владением "торгового дома Рюриковичей". Всякий сметливый человек стремился оказаться в походе с князем, войти в его дружину, торговать с заморскими купцами, сделать доходным свое ремесло.    Предпринимательский дух Киевской Руси осознается ныне очень слабо, несмотря на тысячи свидетельств его в исторических и археологических памятниках. Причиной тому является один из закоренелых русофобских предрассудков, одинаково влияющих и на либеральную, и на патриотическую интеллектуальные традиции. Даже "либерал-рыночник" А. Чубайс, регулярно заявляющий, что мы должны быть такими же капиталистами, "как на Западе", парадоксальным образом попадает под влияние старого предрассудка о "непредприимчивости" русских, заявляя: "В России "делать деньги" никогда не станет национальной идеей, а менталитет русского предпринимателя никогда не будет американским. Поиск правды, истины, справедливости для России и русского народа всегда стоит выше первичных материальных импульсов человека" - сформулировано аккуратно и с возможностью дать задний ход, но по сути ясно: "русский человек - не предприниматель по своей природе".    Истиной же является прямо противоположное. По своей природе русский - предприниматель, однако поднявший свою предприимчивость на новую ступень, на служение высшим религиозным и политическим задачам. Ничего "непредпринимательского" в русском менталитете нет. Только больное либеральное понимание советской индустриализации как изнасилования русского народа мешает увидеть, что "первые пятилетки" были огромной "авантюрой", смелым и рискованным предприятием, завораживавшим своей мощью и страну, и мир. Образы стахановцев и "красных директоров" подавались советской пропагандой по лекалам образов "творцов своей судьбы" и "сделавших себя миллионеров" в предпринимательской культуре Запада. И один из главных провалов "либерального проекта" в России 1990-х гг. состоял в том, что в нем не было ничего от настоящего предприятия. Он и воспринимался и был по существу Большой Кражей, в которой если и существует риск, то совсем иного, неприемлемого для русского большинства толка. Воры не были и не стали варягами...    Древнерусский период был временем реализации первого большого проекта в судьбе русской культуры. Для социально активной части общества основными профессиями были профессии дружинника, воина, купца, "ушкуйника", а идеалом были "честь и слава", добыча и социальное признание. Причем силу, распределявшую "честь и славу" между людьми, видели в удаче. Социально-политическая организация общества также в значительной степени была подчинена предпринимательской идее. Вокруг совместного управления семейным предприятием строились отношения Рюриковичей, как локальные предпринимательские образования возникали городские общины многочисленных русских городов, управляемых вечем, наконец, по типу данничества строились отношения этих городов с их сельской периферией.    Не менее важно, что именно этот период установил и оформил существование Русской земли как политического и культурного единства. Это оформление не могло прийти без чувства успеха. Люди собираются в нацию ради успеха, и там, где успеха нет, им нечего делать. Успех Киева был настолько велик, что его энергия перекрыла "темные столетия" распада и татарского ига, - сила и обаяние русской античности помогли зарождающейся нации дотянуть до более удачных времен, сознавая себя не только родоначальниками, но и наследниками общих ценностей, общей культуры.    В результате перекрытия степняками торговых путей "из варяг в греки" торговля по Днепру захирела и, оставив Киевскую землю как зону будущей провинции, князь Андрей Боголюбский начал движение на Северо-Восток, чем уготовил русским континентальное будущее - так произошла первая в истории Руси сдача ее геополитических позиций. Однако фундаментальной причиной бегства Киевского князя с насиженного места, стало обезлюдивание Киевской земли. Непомерными податями Рюриковские князья и их дружинники разорили некогда богатый край и славяне стали массово сниматься с насиженных мест и перекочевывать в свободные от власти Рюриков земли к северу-востоку от Киева. Князья, оставшись без прокорма и без людей, были вынуждены двинуться вслед за славянами.    С закрытием Днепровской пиратской эпохи мощь варяжской Киевской Руси иссякла, но она уже находит новый источник в лице князя Александра Невского, победившего шведов и рыцарей-крестоносцев, однако смирившегося перед силой Орды. В XIII-XIV веках русские испытывали "кризис идентичности", они не очень понимали, зачем жить. Прежняя Русь, городская, вольная, торговая, авантюристическая, отличавшаяся богатством и шумной, бунташной пестротой жизни, погибла невозвратно. Здесь, в междуречье Волги и Оки, стиснутый с запада тевтонскими рыцарями, с юга и востока - монголами, с севера - бескрайними безжизненными пустынями ледовитого океана, образовался новый очаг народной жизни, сформировалось великорусское ядро. Именно здесь в XIV веке произошла кристаллизация основы нации, сложился среднерусский тип, представляющий собой нечто общее между северянами и южанами, сплавивший многие восточнославянские племена в единую общность, давший им единый язык. Здесь мы согласимся с мнением Л.Н. Гумилева, полагавшего, что в этот момент вступил в историю по сути новый "суперэтнос". Если Киевской Руси в итоге многовекового процесса политических проб и ошибок удалось внешне собрать и скрепить племена и земли в целое государственное образование, то Владимиро-Московская Русь "переработала" все это разнообразие в единую нацию. Поэтому мы считаем обоснованным говорить о том, что русская нация складывается именно в этот период, что именно с Владимиро-Московской Руси начинается история современной России, тогда как предыдущий период, несмотря на его огромное значение для нашего происхождения и самосознания, заслуживает имени "русской античности". Поэтому понятие "Древняя Русь" применимо скорее к нашей истории до XIII века, тогда как с XIV века и даже несколько раньше, с эпохи Александра Невского, мы должны говорить уже не о "древней", а о зарождающейся современной России. Эта новая Россия была уже построена на других основаниях, отличных от торгово-пиратских оснований Киевской Руси. Здесь уже крестьянин кормил князя и князь, понимая это, не упустил случая закрепостить славянина в качестве личного данника.    

4.    Так славяне стали русскими, нанизанными на вертикаль власти получившей название Русь (вспоминается потеха царя Ивана Грозного, сажавшего строптивых бояр на вертикально установленный кол).