Христианство как аномалия

 Атака "актвисток" Femen на бельгийского архиепископа

Ни сегодня, ни вчера появились голоса о том, что последователи Иисуса Назарянина - подозрительная (мягко говоря) группировка. Христианство - это «новое и преступное предубеждение» - констатировал в начале II века римский патриот, Гай Светоний Транквил.

«Что за неслыханная глупость и что за бесстыдная наглость! - восклицал в адрес христиан его современник, образованный африканец по имени Фронтон. - На храмы они смотрят с презрением, осмеивают жертвоприношения, сочувствуют жрецам, хотя им самим нужно сочувствие (если вообще можно сочувствовать таким людям), пренебрегают должностями и сторонятся богатства, ходят себе полуголые. (...) С корнем надо вырвать и прочь выбросить эту секту».

«Христианский Бог - это настолько абсурдный Бог, что его нужно отменить, даже если он существует» - предлагал Фридрих Ницше.

«Христианство - это изобретение больных мозгов. Настанет день, когда война закончится. И тогда я буду считать, что завершающим делом моей жизни станет решение религиозного вопроса», - обещал Адольф Гитлер. Но обещания своего не сдержал, так как не смог сдержать...

Очередная сцена борьбы с христианством в «просвещенной» Европе произошла в конце ХХ века. Проповедники «нового атеизма», во главе с профессором Докинзом и журналистам Хитченсом постановили продолжить дело «решения религиозного вопроса» и начали готовить для этого соответствующую почву. Религиозная вера - это своеобразный «вирус ума» [virus of the mind], инфекционное заболевание, которое ведет к дегенерации умственных способностей - убеждает на страницах «Иллюзии Бога» профессор Докинз.

Как видим, Новая (т.е. Христова) Эра обозначена ярым сопротивлением против христианской веры. Колоритные эпитеты: «глупость», «наглость», «абсурд», «изобретение больных мозгов», «вирус», «паразит» не имеют ни описательного, ни выразительного достоинства, но имеют, однако, свое значение как информация об эмоциональном состоянии авторов этих эпитетов. За этими эпитетами прочитывается иррациональный страх перед неведомой силой, которая не вписывается в обычные рамки понятий и объяснений различных явлений этого мира.



Христианство видится - и старым, и новым атеистам - как одна из наиболее чудовищных аномалий. И такая реакция вполне понятна. Я полностью согласен с тем, что христианская религия - это аномалия. Разве это нормально, что Господь, Владыка Вселенной, позволяет себя прибить к кресту? Нормально ли это, что христиане - брошенные голодным львам, в смертельной агонии - молятся за своих преследователей и не проклинают их, а благословляют? Нормально ли это, что люди, чью высшую ценность - связь с Богом - называют «вирусом» и «паразитом», вместо того чтобы учинить погром, ограничиваются несколькими вербальными протестами?

Любимая тема старых и новых борцов с христианством - инквизиция, крестовые походы, охота на ведьм и, конечно же, «клерикальная педофилия». Что касается способа освещения этой проблематики, то здесь почти никакие каноны описания, разъяснения, контекстуализации не действуют. Поэтому рациональная дискуссия об этих делах бывает крайне сложной.

Есть, однако, что-то информативное и знаменательное в этой частоте обращения к этим темам и в этом упрощенческом подходе к ним. Дело в том, что такие явления, как инквизиция или крестовые походы, - это как раз те моменты, когда Церковь приближалась к логике этого мира. Это нормально (с позиции этого мира), что определенная группа, ловя случай, закрепляет политическую власть и ослабляет позиции противников.

Институт Церкви - в своем человеческом измерении - иногда поддавался этому искушению власти. И вот эти моменты, когда Церковь приближалась к логике этого мира, то есть, если она становилась «нормальной», - наиболее любимые для борцов с христианством. Здесь они оживают и пафосно изобличают «преступность» инквизиции или крестовых походов. Проблема, однако, в том, что упомянутые явления были преступными, только если смотреть на них с позиции христианства. С позиции этого мира инквизиция или крестовые походы - это нормальные явления, эквиваленты которых мы находим во всех эпохах и всех цивилизациях (притом только, что размах и брутальность этих эквивалентов намного превосходили христианские версии).

Уважаемые антихристиане, старые и новые. Можете высмеивать нас и пополнять свой лексикон новыми, еще более едкими, эпитетами. Не сомневаюсь, что у вас хватит креативности изобрести еще что-то более грязное и едкое. Советовал бы - если тут вообще разрешено советовать - семь раз задуматься перед тем, как цинично высмеивать такие ценности, как прощение, любовь и вера. Нас ваш цинизм не уничтожит; вас - может изъесть. Именно «изнутри».

Автор: Петр Рудковский