Так и не прояснилось за 200 лет

На модерации Отложенный

Очередное празднование 9 мая еще более обострило развивающийся последние годы конфликт между суперпатриотами и теми, кто не так настойчиво противопоставляет Россию остальному миру. Снова оказаться в изоляции - неприятная, мягко говоря, перспектива, но, судя по нарастающему давлению власти на свободы граждан, по раскручиванию ею антидемократической пропаганды, использованию судебных фальсификатов для подавления инакомыслия -  вполне реальная.
Одним из оснований в здании нового патриотизма оказалась отечественная война 1812 года. Хотя ни ее масштабы, ни последовавшие за ней события нашей и европейской истории не позволяют говорить о ней как об однозначно позитивном событии. Е.Понасенков сообщил нам много нового, но был убедителен: победа над Наполеоном была личным интересом династии Романовых, но не соответствовала интересам народа России. Именно это осознали декабристы, восставшие вслед за испанским пронунсиаменто 1820 и итальянским Пьемонтом и наименее успешно из трех.
Стремясь поскорее избавиться от марксистских исторических схем, большинство оказалось вообще без возможности объяснять ход событий. Любое событие просто получает ярлык в зависимости от его выгодности стране или народу, к которым принадлежит автор. Выгодности, понимаемой узко и примитивно. Мне довелось в советское время закончить истфак и тогда еще меня удивила противоречивость оценки 1812 года советскими авторами: признается реакционность российской монархии, прогрессивность процессов, начавшихся во Франции в середине 18-го века, но... слава нам за победу над Наполеоном. Как будто Наполеон - такой же мужик на троне, как и Александр или Фердинанд или какой-нибудь Вильгельм. И дело не столько в ампире, сколько в Гражданском Кодексе Наполеона - основе жизни людей и экономических институтов почти всех буржуазных стран в 19-20 вв. Александру надо было спасать свою шкуру и наплевать на судьбу, на будущее этих стран. Восстановление монархий, "старого порядка" во всей Европе началось с поражения Наполеона в России. Дальше - 150 лет революций, 2-х страшнейших мировых войн, фашизмов, нацизмов и коммунизмов - длинный мучительный путь к единой буржуазной демократической Европе и еще полста для выхода из тупика России.

Ничего этого не было бы, если бы не было этого поражения. Правомерность сослагательного наклонения в истории осуждается теми, кто знает, сколько они проиграют от применения этой частицы "бы".
Все мною сказанное крайне непатриотично. Но, во-первых, это гораздо ближе к истине, чем приклеивания патриотических ярлыков, а во-вторых, откуда он берется этот патриотизм, какова чистота его происхождения? Первое, что ясно - это религия госаппарата, это механизм защиты своего исключительного права распоряжаться всем здесь и сейчас (типа "суверенная демократия"). Чем менее абсолютна власть, тем меньше ей нужен патриотизм. А дальше решается задача навязывания этой религии всем слоям общества. Для чего появляются профессиональные патриоты. Любовь к родине за деньги - очень прочная (чуть не написал "порочная") штука. Применение внутренней ксенофобии не обязательно, но тоже встречается. Ни Маркс, ни Ленин так и не получили убедительных опровержений их тезисов о естественном интернационализме низших классов. Ничего кроме низкопробной ругани гитлеровских шавок и нынешних российских фашиков, "государственников" и прочих патриотов.
Что потеряли народы от объединения Европы? Национальную идентичность - центр патриотических воздыханий? Ничуть не уменьшилась.
Каковы перспективы новой самоизоляции России?
Несмотря на обладание большими сырьевыми ресурсами, Россия лишена (или скоро будет лишена) других, более важных: возможность проявления частной инициативы в экономике и возможность объединять свой интеллектуальный ресурс с другими странами, свободное обращение информации и людей, ее производящих и потребляющих. Без этих ресурсов неизбежно нарастание научно-технического отставания, что равносильно ослаблению военных позиций. Приближаются времена войн роботов, которых на уралвагонзаводе делать не умеют.