Фильм об "обезяньем процессе"

На модерации Отложенный

Завтра в субботу 25 мая с 23 час. 20 мин.до 01час.30 мин. (две серии) по каналу «Россия-Культура»  будет показан фильм Стэнли Крамера «Пожнёшь бурю». Полагаю, участникам сообщества было бы интересно обсудить этот фильм после его просмотра.

А пока предлагаю краткую информацию о фильме из Энциклопедиисайта Кино-Театр.РУ

Режиссер Стэнли Крамер рассказал в своем фильме о знаменитом "обезьяньем" процессе 1925 года, когда узколобые фанатики отдали под суд учителя за преподавание дарвинизма.

Но режиссера волновала более общая и нестареющая тема - столкновение силы права и права сил. Авторы отстаивают здесь право человека на самостоятельное мышление, выступают против духовного рабства, подменяющего разум верой, критическое размышление - безрассудным повиновением.

Зрители сразу погружаются в атмосферу исступленного фанатизма. Толпа на улице. Пронзительные вопли ревнителей веры. Плакаты, требующие наказания безбожника.

Да, это 1925 год, маленький городок Хиллсборо на юге Америки. Но смотря эти кадры, наблюдая сцену вечернего моления - искаженные гневом лица фанатиков, взметнувшиеся в воздух кулаки, призывы к мести - понимаешь, что режиссер, поставивший эти сцены, помнит о факельных шествиях в Мюнхене, кострах из книг на площадях и взбесившихся расистах Америки. Этот исторический опыт художника просвечивает и в изображении духовного вождя этой швали - кандидата в президенты Мэтью Брейдли (Фредерик Марч). Он дал согласие быть прокурором на "обезьяньем" процессе.

Крамер не показывает своих героев упрощенно, однолинейно. Его отрицательные персонажи вовсе не злодеи. Не случайно в фильме несколько раз подчеркивается бывшая дружба адвоката Генри Драммонда (Cпенсер Трейси) и Мэтью Брейдли. Эти люди находили между собой общий язык. Да в сущности, брейдли лично человек не плохой.

Он общителен, весел, добр. Он даже стремится помочь дочери пастора Рейчел, когда отец собирается ее проклясть за любовь к Бертраму Кейтсу. Но - такова логика жизни - защищая злую, неправедную идею, человек неизбежно в конце концов и сам становится негодяем. И Крамер великолепно это показал.

Мэтью Брейдли, который вчера по-отцовски утешал обиженную Рейчел, сегодня, стремясь вырвать у нее показания против Кейтса, ведет себя в зале суда как провокатор и палач. Отечески нежные интонации сменяются полицейско-приказными.

И вот этих людей Стэнли Крамер сталкивает в зале суда в борьбе за судьбу и репутацию скромного учителя биологии Бертрама Кейтса и в борьбе за нечто большее - за право человека на то, чтобы свободно высказывать свои мысли. В отчаянной схватке сходятся логика, система неопровергаемых аргументов и демагогия, обман.

Сцены суда поставлены с огромным темпераментом, заставляют неотрывно следить за ходом судебного поединка. Неопровержимо и блистательно Генри Драммонд доказывает правоту Бертрама Кейтса и неосновательность нападок Брейди.

 

Награды и номинации:

1960 — Берлинского кинофестиваля

Серебряный медведь за лучшую мужскую роль (Фредерик Марч)

Серебряный медведь за лучший фильм для детей

1960 — премия Оскар - номинации в четырёх категориях (лучшая мужская роль, лучшая операторская работа в чёрно-белом фильме, лучший монтаж, лучший адаптированный сценарий)

1961 — премия BAFTA - номинации в трёх категориях

1961 — премия Золотой глобус - номинации в двух категориях