Школьники в камуфляже

 

Pesotskiy-megafon2Необ­хо­ди­мость от­ме­на во­ин­ско­го при­зы­ва – дав­няя дис­кус­сия в со­ветст­ко-рос­сий­ском об­ще­стве, на­ча­тая еще в пе­ре­строй­ку, когда со­вет­ские сол­да­ты по­ки­да­ли Аф­га­ни­стан. Во время Пер­вой че­чен­ской кам­па­нии, когда на че­чен­ских го­ло­во­ре­зов бро­си­ли юнцов со всей Рос­сии, при­зыв­ная тема обост­ри­лась и так или иначе не ути­ха­ет до сих пор.

Люди, при­чис­ля­ю­щие себя к про­грес­си­стам (глав­ным об­ра­зом, ли­бе­ра­лы) го­во­рят о необ­хо­ди­мо­сти пе­ре­хо­да к про­фес­си­о­наль­ной, кон­тракт­ной армии, ко­то­рая ого­ро­дит боль­шин­ство граж­дан от «при­зыв­но­го раб­ства». Кон­сер­ва­тив­но на­стро­ен­ная об­ще­ствен­ность (пат­ри­о­ты-дер­жав­ни­ки, боль­шая часть дей­ству­ю­щих ар­мей­цев), на­про­тив, по­ла­га­ет, что лишь при­зыв­ная си­сте­ма поз­во­лит со­хра­нить бое­спо­соб­ность во­ору­жён­ных сил и до­стой­но вос­пи­тать под­рас­та­ю­щие по­ко­ле­ния.

В се­ре­дине ну­ле­вых ге­не­ри­ру­ю­щие много све­жих идей нац­бо­лы пред­ло­жи­ли тре­тий ва­ри­ант ком­плек­та­ции во­ору­жён­ных сил – доб­ро­воль­ная армия. Такой ва­ри­ант пред­по­ла­га­ет от­ме­ну при­зы­ва, од­на­ко в ос­но­ву идео­ло­гии ста­вит­ся не кон­тракт, а пат­ри­о­ти­че­ский дух. Доб­ро­воль­ная армия – это не опо­сты­лев­шая при­ну­ди­лов­ка, а осо­знан­ный выбор муж­чи­ны, это доб­лесть, а не баль­ный ис­точ­ник за­ра­бот­ка.

Имен­но кон­цеп­ция доб­ро­воль­ной армии вы­гля­дит пред­по­чти­тель­ной, од­на­ко су­ще­ству­ет боль­шая про­бле­ма – доб­ро­воль­цев, ско­рее всего, будет не до­ста­точ­но для ре­ше­ния во­ен­ных задач в мас­шта­бах такой огром­ной стра­ны, как Рос­сия. Вы­хо­дом из си­ту­а­ции может стать воз­рож­де­ние пол­но­цен­ной На­чаль­ной во­ен­ной под­го­тов­ки (НВП) в шко­лах и раз­ви­тие этой дис­ци­пли­ны до пол­но­цен­ной си­сте­мы во­ин­ской под­го­тов­ки без от­ры­ва от учёбы и ра­бо­ты в на­ци­о­наль­ных мас­шта­бах.

Ис­то­ри­че­ски НВП рас­цве­та­ла в нашей стране в со­вет­ские годы. Школь­ни­ков  учили ока­зы­вать ме­ди­цин­скую по­мощь, об­ра­щать­ся с про­ти­во­га­зом, ори­ен­ти­ро­вать­ся на мест­но­сти, мар­ши­ро­вать, раз­би­рать и со­би­рать ав­то­мат и мно­го­му дру­го­му. После рас­па­да СССР вос­пи­та­ние му­же­ствен­но­сти пе­ре­ста­ло быть ко­му-ли­бо нуж­ным на го­су­дар­ствен­ном уровне, по­это­му уроки НВП сво­ра­чи­ва­лись, упро­ща­лись или пре­вра­ща­лись в без­зу­бую «Граж­дан­скую обо­ро­ну».  Между тем, На­чаль­ную во­ин­скую под­го­тов­ку надо не об­ну­лять, а вся­че­ски раз­ви­вать и рас­ши­рять.

НВП расцветала в нашей стране в советские годы. Школьников учили оказывать медицинскую помощь, обращаться с противогазом, ориентироваться на местности, маршировать, разбирать и собирать автомат и многому другому

НВП рас­цве­та­ла в нашей стране в со­вет­ские годы. Школь­ни­ков учили ока­зы­вать ме­ди­цин­скую по­мощь, об­ра­щать­ся с про­ти­во­га­зом, ори­ен­ти­ро­вать­ся на мест­но­сти, мар­ши­ро­вать, раз­би­рать и со­би­рать ав­то­мат и мно­го­му дру­го­му

Скеп­ти­ки утвер­жда­ют, что без по­сто­ян­ной служ­бы в части невоз­мож­но по­стичь во­ен­ное ре­мес­ло. Од­на­ко за­ме­на од­но­го года служ­бы по при­зы­ву 3-4 го­да­ми во­ин­ской под­го­тов­ки в школе, тех­ни­ку­ме или уни­вер­си­те­те ви­дит­ся вполне адек­ват­ной мерой, если устра­и­вать в пе­ри­од обу­че­ния лет­ние сборы, про­дол­жи­тель­но­стью в пару недель.

Пре­иму­ще­ства во­ин­ской под­го­тов­ки без при­зы­ва в часть вы­гля­дят сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

  1. Ис­че­за­ет ощу­ще­ние риска и по­те­рян­но­го вре­ме­ни. Мо­ло­дой че­ло­век не вы­ры­ва­ет­ся на год из жизни, не те­ря­ет ра­бо­ту и связь с се­мьёй (уже своей соб­ствен­ной или ро­ди­тель­ской), не пре­кра­ща­ет­ся про­фес­си­о­наль­ный и ка­рьер­ный рост ин­ди­ви­да. «Сол­дат­ские ма­те­ри» и про­чие ли­бе­раль­ные па­ни­кё­ры смо­гут спать спо­кой­но – их нена­гляд­но­го сы­ноч­ка не ис­ка­ле­чат в ка­зар­ме в да­лё­кой тайге, ведь он не по­те­ря­ет кон­такт с домом;
  2. Раз­ви­ва­ет­ся чув­ство то­ва­ри­ще­ства. Сей­час па­рень, ко­то­ро­го за­бра­ли по при­зы­ву, по­па­да­ет в незна­ко­мую со­ци­аль­ную среду, где его может как при­нять кол­лек­тив, так и от­верг­нуть. А если по­сти­гать во­ин­ское дело по месту про­жи­ва­ния или учёбы, то среди то­ва­ри­щей по ору­жию ока­жут­ся од­но­группни­ки, со­се­ди, дру­зья дет­ства. Такой метод во­ин­ской служ­бы сни­зит и меж­на­ци­о­наль­ную на­пря­жён­ность в армии, хотя не решит эту про­бле­му пол­но­стью без дру­гих мер;
  3. По­вы­ша­ет­ся про­фес­си­о­наль­ная спе­ци­а­ли­за­ция за­щит­ни­ков Оте­че­ства. По­нят­но, что в со­вре­мен­ном мире всем не обя­за­тель­но хо­дить в атаку с ав­то­ма­том на­пе­ре­вес. При во­ин­ской под­го­тов­ке без от­ры­ва от места обу­че­ния легко ре­ша­ет­ся во­прос с теми, кто пред­рас­по­ло­жен к более ин­тел­лек­ту­аль­но­му труду, на­чи­ная со школы. Учишь­ся на ар­хи­тек­то­ра, освой тогда про­ек­ти­ро­ва­ние ДОТов. Если ты про­грам­мист, стань во­ен­ным ха­ке­ром. Если ху­дож­ник, рисуй про­па­ган­дист­ские пла­ка­ты. Стро­е­вую и фи­зи­че­скую под­го­тов­ки для таких кад­ров можно све­сти к ра­зум­но­му ми­ни­му­му, зато граж­дан­ские пре­по­да­ва­те­ли могут по­мочь во­ен­ным раз­вить ком­пе­тен­ции каж­до­го кон­крет­но­го обу­ча­ю­ще­го­ся, по­сколь­ку непо­сред­ствен­но во­вле­че­ны в учеб­ный про­цесс и знают лично каж­до­го уче­ни­ка. А если за­би­рать вы­пуск­ни­ка-ар­хи­тек­то­ра слу­жить по при­зы­ву, как сей­час, то адап­ти­ро­вать­ся ему будет куда слож­нее;
  4. Силь­но услож­ня­ет­ся воз­мож­ность де­дов­щи­ны. Оче­вид­но, что де­дов­щи­на воз­ни­ка­ет, пре­жде всего, в за­кры­тых струк­ту­рах. Свез­ли сол­дат в часть со всей стра­ны и по­се­ли­ли вме­сте. Одни на­чи­на­ют бы­ко­вать, а дру­гим про­сто неку­да деть­ся, неот­ку­да про­сить под­держ­ки, если воз­ни­ка­ет про­из­вол.  Со­всем дру­гое дело, если «деды» по­яв­ля­ют­ся в школе на уро­ках во­ен­ной под­го­тов­ки.  Тут все не виду, а зна­чит, и от­вет­ствен­ность выше. Из­вест­но, где каж­дый живёт, кто ро­ди­те­ли. А зна­чит, могут вме­шать­ся в дело «свои парни на рай­оне», учи­те­ля или стар­ший брат, если в школе за­ве­лись бес­пре­дель­щи­ки;
  5. Про­ис­хо­дит на­гляд­ная про­па­ган­да во­ин­ско­го дела. Армия ста­но­вит­ся ближе к на­ро­ду, ведь бу­ду­щие воины тре­ни­ру­ет­ся под ок­на­ми род­но­го дома, а не за три­де­вять зе­мель.  Дети стре­мят­ся под­ра­жать взрос­лым, а зна­чит, млад­шие клас­сы будут с вос­тор­гом взи­рать на стар­ше­класс­ни­ков, ко­то­рым уже не бук­ва­ри вы­да­ют, а на­сто­я­щие «ка­ла­ши», пусть и со спи­лен­ны­ми бой­ка­ми. А воз­мож­ность по­лу­чить зва­ние сер­жан­та вме­сте со школь­ным ат­те­ста­том будет за­хва­ты­вать дух!
  6. Че­ло­ве­ка учат обо­ро­нять не толь­ко боль­шую Ро­ди­ну – Рос­сию, но и свою ма­лень­кую ро­ди­ну – по­сё­лок, город, дом, тем самым укреп­ля­ет­ся пат­ри­о­тизм. Во­ен­ная под­го­тов­ка про­ис­хо­дит на месте про­жи­ва­ния, а зна­чит, сол­да­та можно обу­чить, как охра­нять непо­сред­ствен­но свою род­ную землю не в аб­стракт­ном, а в кон­крет­ном по­ни­ма­нии. Для ме­га­по­ли­сов-мил­ли­он­ни­ков это не очень ак­ту­аль­но, зато в сель­ской мест­но­сти воин будет знать, где овраг, где речка, а где про­ре­за­ны  про­се­ки в лесу. Обо­ро­ни­тель­ный по­тен­ци­ал се­рьёз­но по­вы­сит­ся, хотя это не озна­ча­ет, что армия при необ­хо­ди­мо­сти не смо­жет вы­дви­нуть­ся на дру­гие тер­ри­то­рии.

Есте­ствен­но, кроме мас­со­вой во­ен­ной под­го­тов­ки по пред­ло­жен­ной выше схеме необ­хо­ди­ма и ре­гу­ляр­ная  армия – мо­биль­ные от­ря­ды быст­ро­го ре­а­ги­ро­ва­ния, спец­наз, ра­кет­ные вой­ска стра­те­ги­че­ско­го на­зна­че­ния, по­гра­нич­ни­ки, нужен и мощ­ный офи­цер­ский со­став.

Но это уже удел не на­род­но­го боль­шин­ства, а мень­шин­ства, ко­то­рое решит свя­зать с во­ин­ским делом всю свою жизнь. Та самая доб­ро­воль­ная армия.

Замена одного года службы по призыву 3-4 годами воинской подготовки в школе, техникуме или университете видится вполне адекватной мерой, если устраивать в период обучения летние сборы, продолжительностью в пару недель

За­ме­на од­но­го года служ­бы по при­зы­ву 3-4 го­да­ми во­ин­ской под­го­тов­ки в школе, тех­ни­ку­ме или уни­вер­си­те­те ви­дит­ся вполне адек­ват­ной мерой, если устра­и­вать в пе­ри­од обу­че­ния лет­ние сборы, про­дол­жи­тель­но­стью в пару недель

Кста­ти, пред­ло­жен­ная мо­дель вос­пи­та­ния во­и­нов вне при­зы­ва вполне обой­тись без лиш­не­го на­жи­ма на че­ло­ве­ка. Ска­жем, не за­хо­тел со­вер­шен­но­лет­ний юноша учить­ся в тех­ни­ку­ме или уни­вер­си­те­те – по­жа­луй­ста, может не про­хо­дить со­от­вет­ству­ю­щую пару лет во­ин­ской под­го­тов­ки, огра­ни­чив­шись школь­ным кур­сом. Прав­да, го­су­дар­ство тоже долж­но ре­а­ги­ро­вать на такое раз­ви­тие со­бы­тий. На­при­мер, ли­шать по­доб­ных хиппи и па­ци­фи­стов из­би­ра­тель­но­го права — «каж­до­му – своё»! Но это уже со­всем дру­гой раз­го­вор.

P.S.: Лично мне в армии РФ слу­жить не при­ш­лось, служу Ро­дине по-дру­го­му. Во­е­вать на фрон­те пока тоже не при­хо­ди­лось. Воз­мож­но, я не со­всем по­ни­маю все ню­ан­сы ар­мей­ско­го дела и с удо­воль­стви­ем приму кри­ти­ку пред­ло­жен­ных мною кон­ту­ров во­ен­ной ре­фор­мы от тех, кто имеет к армии непо­сред­ствен­ное от­но­ше­ние. Есте­ствен­но, ин­те­рес­на кон­струк­тив­ная кри­ти­ка, а не из­веч­но-рус­ское нытье в духе «все равно ни­че­го не по­лу­чит­ся».

 

<script type="text/javascript">// </script>