Он был режиссёром, вызывавшим при жизни упрёки в казалось бы совершенно противоположных вещах. От оголтелого русского национализма ("Брат" и "Брат-2") до откровенной склонности к сознательным русофобским провокациям ("Груз 200", "Кочегар"). От заигрывания со столичными критиками, видевшими в нем единственный оплот российского кино, персону номер один на подмостках местечкового театра абсурда отечественного кинопроизводства, до антисемита, плюющего на фестивальные законы и мнения коллег. Кем бы он ни был в действительности — пророком или манипулятором, ориентировавшимся в первую очередь на пример своего известного датского коллеги — неважно. Балабанов, пожалуй, один из немногих избранных творцов новой России, чей разговор был в первую очередь с Богом, а не со зрителем. Что он и доказал, оставшись навеки лежать в снегах у колокольни счастья в своем последнем фильме "Я тоже хочу", сказавшем о его творчестве больше, чем всё его богатое кинонаследие очень разных и, порой, крайне неровных лент.
Среди современных режиссёров нашего кино у него не было собеседников. Любая тема балабановского фильма — удачного или откровенно провального — всегда выбиралась в иную вертикаль. Артхаусные творцы, обласканные международными премиями, предпочитали — и до сих пор не могут остановиться в этом процессе — монотонно вскрывать нарывы бесконечных "Окраин", где бессмысленных героев не только невозможно было полюбить, но и хоть сколько-нибудь им посочувствовать. Данный подход не был войной, — он предпочитает смаковать поражение. Балабанов, напротив, словно выдирал с хрустом куски жизни у болезненного тела гигантской империи, которая уже давно не сопротивляется тлену. Даже в "Жмурках" — комедии о прошлом, в гомерически абсурдной кровавой мясорубке, жизнь пыталась торжествовать. В "Морфии" круг ада, изрядно потрепав героя, в качестве единственного спасения предлагал ему утешиться синематографом — плотью и кровью балабановского творческого кредо, поскольку он был истинным, настоящим режиссёром.
С методом его работы можно было спорить, можно было не доверять его искренности, подвергать осмеянию.
Настоящий разговор по душам нередко проходит острой гранью между любопытством и раздражением. Балабанов не всегда попадал в резонанс с временным мировоззрением автора, но всегда был, как никто другой, интересен. Смерть поставила всё на свои места. Ибо против неё нет ни яда, ни противоядия — двум столпам критической алхимии.
В последнее время Балабанову уже не требовалось говорить много. То, что в "Кочегаре" казалось намеренным растяжением экранного времени и раздражало изрядно, как и в "Я тоже хочу", также страдающим именно этим, стало пугающе ясно: для того, чтобы сказать слово, не требуется писать целый рассказ. Для сравнения — чтобы рассказать зрителю о любви отца и дочери Никите Михалкову потребовались огромный бюджет, многоуровневая история и исторический абсурдизм. Чтобы показать крыс в одёжках нацистов, режиссёру Андрону Кончаловскому понадобился ещё больший бюджет и 3D в придачу. То, чем занимается модный режиссёр Звягинцев, и говорить неприлично. Все эти люди делают кино. Отбивают бюджеты. Собирают бабло. Последний фильм Балабанова показывали в маленьком зале кинотеатра "Фитиль". После него было страшно. И очень хотелось любить. Теперь на территории настоящего искреннего разговора обо всех нас остался только режиссёр Дмитрий Астрахан. Человек, которого никогда не оценит критический бомонд, давно списавший его с поля битвы в самую низшую лигу.
Когда умерла Людмила Гурченко, кинокритик Алексей Васильев написал следующее: "Наверняка со временем это чувство сменится иным, и знаю, что кому-то это покажется кощунством, но я хочу быть честен: то, что я испытываю в эти дни, — это обида. Так обижен на Гурченко, что ни видеть ее, ни слышать не могу и не хочу. Как-то это не похоже на нее: взять и вот так вот бросить, уйти, ничего не сказав, не объяснив, никого вместо себя не оставив?". Балабанов как раз ушёл, все объяснив, но обида и чувство пустоты, которую, только теперь ясно уже не сможет заполнить никто, видимо, останется с автором этой статьи навсегда.
Комментарии
А в России во многих местах и до сих пор такие вещи случаются.
И в чём выражается озлобленность этого самого парня? С чего вы вдруг это взяли?
И о каких массовых расстрелах вы говорите?
Или просто троллите?
В любом случае на вопросы вам слабо ответить - отсюда и ваше хамство.
Да, и попрошу на "вы".
Ваша безграничность проявляется, в том числе, и в том, что в отличие от многих других достаточно культурных людей, вы для себя однозначно определяете значение слова "хамство". Не так ли?
Это многое объясняет - и постоянное тыканье, и идиотская самоуверенность, и глупые оценки.
Это у нормальных людей не бывает. А у вас - именно идиотская.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Бред.
Какой в ж.. оголтелый национализм?
Обычное и, в целом, правильное отношение к жизни.
Немного идеализировано, но не более того.
А посмотрите свежие "Рассказы" реж. Сегал.Просто о жизни.