Годовое оправдание Медведева

На модерации Отложенный

Вчера исполнился ровно год с начала работы кабинета министров во главе с Дмитрием Медведевым. Накануне этой даты премьер-министр дал интервью «Комсомольской правде», которое получилось весьма поучительным.  Много цифр, много сравнений «а вот у них хуже». Конечно, по сравнению с В.Путиным, речь Медведева более живая и менее пафосная, однако ее содержательная сторона также хромает.

Безусловно, прошедший год для правительства и лично для Дмитрия Медведева был сложным. И не столько с экономической точки зрения, сколько с функциональной. Основной проблемой стала борьба за полномочия с президентской администрацией. Парадоксальная, надо сказать, ситуация, когда структура, о которой в Конституции есть одно-единственное упоминание, претендует на более глубокое влияние, чем правительство. Все ключевые направления курируются либо крупными статусными фигурами, либо экс-министрами, и они имеют реальные полномочия вмешиваться в процесс принятия решений.

Интервью «Комсомолке» построено в оправдательно-примирительной тональности, что вообще в последнее время стало характерно для Дмитрия Медведева. Он постоянно вынужден оправдываться, потому что позволяет команде Владимира Путина пользоваться обвинительной риторикой, не умея (или не желая, что маловероятно) переломить ход игры.  Вспомним, в ходе «прямой линии» президент, когда ему задавали «неудобный» вопрос, сразу же делал отсылку либо к действиям нынешнего правительства, либо предыдущего президента. И сейчас Дмитрий Медведев взял эту методику на вооружение: «когда-то я давал поручение предыдущему составу правительства принять соответствующее решение. И оно было принято…», «еще в 2010 году мною был подписан указ президента о сокращении количества должностей в правительственном блоке на 20%. С известными оговорками, но тем не менее это решение исполнено», «Мы недофинансировали государственный оборонный заказ и в 90-е годы, и в нулевые. И только буквально последние пять - семь лет на это появились средства». Медведев пытается изменить стереотип, что все хорошее у нас сейчас от Путина, а его президентство и нынешнее премьерство - лишь потеря времени. Однако пока успех не на его стороне.

На сегодняшний момент  эту борьбу Д.Медведев практически проиграл: в окружении В.Путина нет существенных кадровых потерь, тогда как из правительства ушло сразу несколько персон, которые были личными ставленниками премьера. Советники и помощники В.Путина качественно вмешиваются в принимаемые решения, но при это не несут ответственности.

Это сильно ослабляет позиции премьера и делает его уязвимой мишенью, неспособной контролировать процессы принятия решений и их реализации.

В интервью премьер, очевидно, пытался сгладить все острые углы и показать, что ситуация не так плоха, как кажется. Тем не менее, он, полагаю, сознательно не упомянул о нескольких гораздо более важных проблемах, чем «зимнее время» и пр. Это отношения между государством и бизнесом, инновации и коррупционные скандалы. О них не сказано ни слова. А между тем именно эти вопросы определяют интерес к стране как к объекту для инвестирования. Предложенная Медведевым в период президентства программа либерализации уголовного законодательства практически развернута вспять - силовые ведомства весьма активно проталкивают проекты, которые, напротив, ужесточают прессинг на предпринимателей. Позитивно создание института уполномоченного по правам предпринимателей (Борис Титов), однако для того, чтобы появились результаты, нужно время, да и не может один человек (пусть и с системой представителей в регионах) и аппаратом отслеживать все случаи систематического нарушения прав бизнесменов.

Скандалы вокруг Сколково и их политический контекст - отдельная тема. Несмотря на вкладываемые средства, внедрение новых технологий пока носит точечный характер. По-прежнему нет механизма стимулирования этого процесса: качать нефть и газ можно и по-старому.

Ну а то, что премьер вообще не упомянул о коррупционных делах последнего года - четкое признание собственного провала. Потому как именно Медведев последние два года своего президентства принял несколько решений, которые, по замыслу, должны были заткнуть пробелы в антикоррупционном законодательстве. Например, ФЗ N 172-ФЗ
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", ФЗ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и др. Однако в ходе принятия эти документы были серьезно подправлены, а их применение было просто спущено на тормозах.

Подводя итог, надо заметить, что итоги первого года Д.Медведева были прогнозируемы. Рокировки с Путиным - не тот путь, чтобы работать в интересах страны и ее экономики, это аппаратные игры и дорога к удовлетворению собственных амбиций. Слабость премьера и его команды сказывается на экономике, не позволяя доводить до реализации даже здравые задумки. Эта ситуация делает Д.Медведева крайне уязвимым, и этим В.Путин в случае ухудшения социально-экономической ситуации обязательно воспользуется.