Не сражавшиеся
В прошлой статье я написал о том что самые слабые армии с самыми слабыми мехкорпусами наравне былись с численно превосходящими силами вермахта.
Это показывает насколько сильны были армии РККА и насколько был слаб вермахт.
А ещё это показывает то что отсутствие новых танков в мехкорпусах и недокоплект не играло никакой существенной роли
А вот самые сильные армии,с самыми сильными мехкорпусами сразу же попали в окружение….по причине своей гибельной дислокации и не только.Интересный вопрос—а как сражались другие не слишком армии..
ДВЕНАДЦАТАЯ АРМИЯ
12-ая армии генерала Понеделина.Она не считалась одной из самых сильных армий ЮЗФ.
Эта армия занимала фронт от польской границы на юге Львовской области, двумя дивизиями 13 стрелкового корпуса прикрывала карпатские перевалы на границе с Венгрией, которая 22 июня в войну не вступила.
Далее корпуса этой армии располагались вдоль границы с Румынией до Буковины.
НАЧАЛО
22 июня войска этой армии были подняты по тревоге, получили оружие и боеприпасы – и заняли позиции.
При движении войск к боевым позициям они подвергались бомбежкам. Авиация, подчиненная командованию 12-ой армии 22 июня в воздух не поднималась.
Ей не отдавали приказ взлетать в воздух, кого-то бомбить или наоборот прикрывать с воздуха собственные войска. Не отдавал приказ командарм и штаб армии.
Командир и штаба 13-го стрелкового корпуса, части которого как раз и подвергались воздействию авиации противника. Тем не менее, после выхода на позиции войска никем не были атакованы.
По данным пограничников трех погранотрядов, охранявших границу южнее Перемышля и далее по Карпатам – до 26 июня включительно попыток наступления противник на этом огромном многосоткилометровом фронте не предпринимал(!).
Ни против 13 стрелкового корпуса, ни против левофланговых дивизий соседней 26 армии.
Есть письма с фронта офицера-артиллериста Иноземцева, который 22 июня в составе артиллерийской батареи 192 стрелковой дивизии вышел на позиции, а через два дня они вынуждены были отходить по причине того, что их могут обойти.
Так бойцам объяснили.
Через 2 дня – это 24 июня. Приказа штаба Юго-Западного фронта на отход 12 армии не было. Приказ штаба корпуса был.
Пограничники, которых сняли с заставы на Верецком перевале приказом штаба стрелкового корпуса, также подтверждают: был письменный приказ…..
Ещё один источник-- воспоминания офицера железнодорожной бригады, взаимодействовавшей с 13 стрелковым корпусом.
Это книга «Стальные перегоны».
В ней описывалось---что бригада обслуживала железные дороги на юге Львовской области. Самбор, Стрый, Турка, Дрогобыч, Борислав.
Утром 25 июня группа взрывников-железнодорожников прибыла на место расположения штаба 192 стрелковой дивизии получать распоряжения, что взрывать, – и не нашла штаба. Нашла стрелковые части, завершающие уход с ранее занимаемых позиций.
ВСЕ СТАНОВИТСЯ НА СВОИ МЕСТА
Все сходится. Три подтверждающих друг друга свидетельства оставления 13 стрелковым корпусом 12 армии позиций на границе с Венгрией вечером 24 июня – утром 25 июня. Без минимального давления противника. И без приказа штаба фронта. В боевом донесении 12 армии, которые тоже выложены в Сеть, -
25 июня командарм Понеделин сообщает штабу фронта, что положение войск 13 ск штабу армии неизвестно. На совершенно не тронутом войной фланге Юго-Западного фронта, командарму неизвестно, что творится в его правофланговом корпусе – до которого от штаба армии 2-3 часа езды на машине, с которым есть связь даже по не пострадавшей пока гражданской телефонной сети.
Между тем пограничники заставы, прикрывавшей Верецкий перевал получают разрешение вернуться на заставу. И обнаруживают немцев на дороге, которая спускается с перевала. В мемуарах пограничник описывает, что их застава вышибла немцев с дороги и с перевала.
Но сам факт выдвижения немцев по перевалу, с которого пограничники были сняты приказом комкора13 армии наличествует. Причем выдвижения с территории Венгрии, которая к этому времени еще не вступила в войну.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
В воспоминаниях железнодорожников между тем есть интересные подробности.
Приказы на подрыв сооружений, которые они получали в штабе стрелковой дивизии, были какими-то странными. Вместо важных объектов им приказывали разрушать тупиковые ветки да какую-то малозначительную линию связи.
А 25 июня к ним подбежал интендант с просьбой помочь уничтожить армейский склад авиабензина. Устный приказ уничтожить склад ему отдали, но средств уничтожения у него, интенданта, просто нет.
А если склад останется врагу, так он сам себе пулю в висок пустит. Железнодорожники, получив от интенданта расписку, данный склад уничтожили. А сколько других войсковых складов при этом было оставлено без шума?
В следующие дни, когда взрывники-железнодорожники уничтожали все, до чего доходили руки, немцы сбрасывали листовки с угрозами расправы – именно за то, что все уничтожали.
Немцы, похоже, очень рассчитывали на содержимое складов, которые им тихо оставляли комкор 13 дивизии Кириллов и командарм 12 армии Понеделин.
Но самое интересное дальше. Приказ штаба Юго-Западного фронта на отход 12 и 26 армий поступил. Он был выработан в штабе фронта в 21 час вечером 26 июня.
И в последующем был признан необоснованным. По причине того, что войска левофланговых дивизий 26-ой армии и правофлангового 13 ск 12-ой армии не подвергались давлению.
Поторопился штаб фронта. Но при этом указал 13-ому стрелковому корпусу ровно те рубежи отхода, на которые корпус отошел по собственному разумению еще 24-25 июня.
ЧТО ИМЕЕТСЯ В ИТОГЕ
Имеется совершенно явный факт измены, к которой причастны:
1) комдив 192 дивизии, отдававший приказы на уничтожение малозначимых объектов, но оставлял не взорванными склады
2) комкор 13 дивизии Кириллов, подписавший приказ о выводе войск с позиций и о снятии пограничников с Верецкого перевала (при этом заставы в горной глуши между перевалами не снимались)
3) командарм 12 армии Понеделин и его штаб, который 2 дня «не знал» , где войска 13 корпуса
4) руководство Юго-Западного фронта в составе командующего фронтом Кирпоноса, начальника штаба Пуркаева и члена Военного совета фронта Никишева, без подписи каждого из которых признанный необоснованным приказ от 26 июня – был недействителен.
В ДАЛЬНЕЙШЕМ
В конце июня она получает приказ штаба фронта на отход к старой государственной границе, постепенно сворачивается к востоку, начиная с 13 стрелкового корпуса. В боевое соприкосновение с противником не входит, кроме отдельных малозначительных стычек арьергардов с мотоциклистами.
Авиация этой армии сохраняется. По крайней мере до 17 июля – в отличие от сражавшихся армий, которые к тому времени давно забыли, что такое краснозвездая авиация над головой.
ОКОНЧАНИЕ
И вот эта 12 армия, порядком измотанная быстрым маршем с Западной Украины, лишившаяся по ходу марша материальной части приданного ей механизированного корпуса, превратившегося в пеший, занимает позиции на старой границе.
И только здесь 16-17 июля на нее начинает давить противник. Причем пехотой.
Немецкая пехота прорывает Летичевский укрепрайон, про недостаточную вооруженность которого Понеделин докладывает вышестоящему начальству перед самым прорывом. Хотя простоял он этом УР без воздействия противника уже полноценную неделю.
Тот же молоденький офицер-артиллерист Иноземцев из 192 дивизии в письме родным с фронта сообщает, что он, наконец, 9 июля добрался до позиций на старой государственной границе, где они уж точно дадут немцам бой.
Так вот. Прорывают немцы Летичевский УР, причем за оборону на участке прорыва отвечает кто бы Вы думали? – отмеченный нами командир 13 стрелкового корпуса Захаров.
Командарм Понеделин на прорыв отвечает грозным боевым приказом об ударе по прорвавшемуся противнику. На следующий день приказ повторяет.
Назначает на 7 утра наступление после бомбардировки противника авиацией, выделяет для наступления такие-то соединения.
И то самое соединение, которое должно было с 7 утра быть в наступательных боях вблизи границы за десятки километров от штаба армии, – в 17 часов дня наступления Понеделин видит рядышком со своим штабом в Виннице. Это отмечено в документах 12 армии.
Приказ писался для отчета, а войска никуда никто не собирался двигать.
КОНЕЦ
После этого войска 12 армии начинают очень успешно воевать за удержание моста через Южный Буг, по которому армия Понеделина и соседняя 6 армия Музыченко уходят от угрозы окружения из укрепрайонов на старой государственной границе.
С изрезанной, заполненной лесистыми балками Подольской возвышенности, из зоны складов имущества, продовольствия, боеприпасов, топлива, оружия, которыми можно воевать не менее месяца (по образу и подобию 5-ой армии), – в голую степь.
После ранения Музыченко – две армии оказываются под общим командованием Понеделина. И походными колоннами по голой степи приходят вУманский котел. Где 7 августа и оказываются плененными. Во главе с Понедельным и с комкором Кирилловым.
Впрочем, не все оказались в плену.
Знакомый артиллерист Иноземцев в это время оказывается на левобережье Днепра. И письма от него идут родным аж до 1943 года. Не попадают в плен начальник штаба 12 армии и начальник авиации 12 армии.
В плену оказываются десятки тысяч солдат, которым не дали повоевать, а буквально привели в плен, т.е. загнали в условия, в которых воевать было безнадежно.
СУДЬБА ПРЕДАТЕЛЕЙ
7 августа генерал-майор П. Г. Понеделин вместе с командиром корпуса генерал-майором Н. К. Кирилловым попал к немцам.
Генералов П. Г. Понеделина и Н. К. Кириллова сфотографировали рядом с немецкими офицерами и листовки с этими фотографиями разбрасывали в расположении наших частей.
Приказ Ставки ВГК № 270
16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии № 270, в котором командующий 28-й армией генерал-лейтенант В. Я. Качалов, командующий 12-й армией генерал-майор Понеделин и командир 13-го стрелкового корпуса генерал-майор Н. К. Кириллов названы трусами, дезертирующими к врагу и сдающимися ему в плен.
Заочным приговором Военной коллегии Верховного Суда в 1941 году приговорён к расстрелу
29 апреля 1945 года был освобождён американскими войсками. 3 мая 1945 года передан советским представителям. Арестован 30 декабря 1945-го и заключён в Лефортовскую тюрьму.
25 августа 1950 года Военной коллегией Верховного Суда приговорён к расстрелу с исполнением приговора немедленно.
Это был один из тех редких случаев когда предатели получили по заслугам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
12 армия фактически не воевала.Вермахт опять же не встретил с её стороны никакого сопротивления
Причем не воевала не потому что солдаты или офицеры не хотели, а потому что ей не давало воевать собственное командование, совершавшее измену.
Неопровержимые свидетельства которые позволили соединить в целостную картину.
Комментарии
У автора есть глобальные ошибки. Например, он почему-то вопреки фактам считает немецкую армию 22 июня 1941 года крошечной, а РККА монстром. На самом деле всё было с точностью до наоборот. Лишь в конце 1942 года мы сравнялись по численности в врагом.
Сложно призначть что такие генералы как Понеделин были основным аспектом побед вермахта
Он знал что 22 июня начнется война и назначил дату окончсания маскировки аэродромов и др.стратегических обьектов на 1-15 июля...
И это касалось только ЗФ--где был нанесен самый сильный удар.....Др.фронты такого не получали
Вот только мелочи не укладываются в такую стройную картину. Не буду рыть повсеместно, пройду по верхам.
Первое. В годы войны в плен попало 83 советских генерала. Целый букет изменников! Из них 26 человек погибло в плену (очевидно немцы не разобрались, какое счастье на них свалилось). остальные вернулись из плена, из них 32 человека репрессировано, 7 из них повешено, 17 - расстреляно, 8 - посажено. Так что не такой уж редкий случай с Понеделиным. Кто виноват, что такая куча предателей в армии? Точно, Главком и Генштаб!
Второе. Фото с нем. офицерами - частое явление. Известны такие же фото с Карбышевым и Яковом Сталиным. Сын за отца не отвечает, а отец за сына - еще как, Что ж папа на Колыму то не прогулялся? Жену Качалова - посадили же!
Третье. Качалов в приказе 270 прямо назван предателем. Только фигня все это. Он в бою погиб, в 1994 году была найдена его могила. Да и Тайчо его явно до кучи приписал - про 28 армию - не слова.
Четвертое. За неделю сидения в УРе жаловались на его неоснащенность и ничего не делали. Конечно, за неделю склепать пушки на крепостных лафетах для ДОТов - раз плюнуть!
По моему и последнюю пулю надо во врага посылать, а потом кирпичами в него кидаться, он своей пули не пожалеет - зачем зря ресурсы тратить.
Кстати одна из версий гибели Якова - просто встал и пошел к ограде и был застрелен. Результат тот же. И в чем тут заинтересованность немецких свидетелей? А про то, что он предатель, я и не говорил, это наоборот - контраргумент к "факту" с фотографиями.