«На более широкое привлечение в армию (тылы) женщин следовало бы пойти…»
Такую резолюцию на письмо, присланное с фронта в Москву осенью 1941 года, наложил начальник Главного политуправления РККА Л.З. Мехлис. Оригинал фронтового послания, хранящийся в Архиве Президента Российской Федерации, представляет собой рукописный текст, выполненный синими чернилами на листах из ученической тетради. По нему в верхней части первой странички размашистая пометка: «т. Мехлису. Маленков. 15 ноября».
На машинописной копии письма имеются подчеркивания, по всей видимости, рукой Мехлиса и уже упоминавшаяся его резолюция: «Тов. Маленкову. На более широкое привлечение в армию (тылы) женщин следовало бы пойти. Как? Л. Мехлис.18 ноября». О том, что последовало за этим «как», можно судить по решениям, принятым на самом высоком уровне. Так, согласно постановлениям ГКО СССР от 25 марта, 13 и 23 апреля 1942 года начались массовые мобилизации женщин, преимущественно в войска ПВО, снайперские батальоны и медицинскую службу. Ну а что послужило толчком для этих решений, можно судить по содержанию присланного в Кремль с фронта письма, которое, надо полагать, было не единственным в военную пору, когда решалась судьба страны.
ПИСЬМО М.А. ИВАШЕЧКИНА
Копия (текст письма даётся без сокращений и изменений)
Тов. Маленков!
Во 2-й половине октября я послал письмо в ЦК на имя тов. Поскребышева. В этом письме я писал об: а) использовании зенитной артиллерии в противотанковой обороне; б) о воззвании Коминтерна с целью объединить все антифашистские организации мира; в) о партполитработе прифронтовой полосы; г) о частях, не имеющих вооружения, и, наконец, д) о создании угрозы открытию второго фронта против Гитлера. Но почему-то мне до сих пор не ответили на мои предложения ни осуждающе, ни с одобрением. Я знаю, что ЦК обходится без предложений, ЦК, может, давно такие вопросы решил уже, но я все же хотел написать с одной только целью — хоть на капельку да помочь моей Родине, моей партии.
Сейчас я, тов. Маленков, обращаюсь к Вам с такими предложениями.
Первое — о призыве девушек, женщин в К[расную] армию для использования непосредственно в частях. В зенитной артиллерии (средней и крупнокалиберной) имеются приборные отделения, которые решают с помощью прибора встречу снаряда с целью. Эти приборные отделения с успехом могут заменить наши девушки, хотя бы в зенит[ной] артиллерии, которая охраняет важнейшие пункты. Ведь в Англии так и используют женщин.
Это дало бы возможность золотой кадр людей использовать для обучения только что создавшихся частей. Такие части были бы в исключительно короткий срок готовы для фронта (приборные отделения имеют решающий успех в подготовке зенитных частей). Мы могли увеличить число частей ЗА, мы, наконец, из людей в приборных отделениях могли очень скоро бы подготовить младший комсостав.
В армии большое количество писарей, машинистов пишущих машин. Эти люди в большинстве кадрового состава. Но и писарей (разного калибра), и машинистов могут без вреда заменить наши женщины. А освободившиеся писаря (а они очень часто из мл[адшего] начсостава) могут стать полноценными командирами и т.д.
Точно так же частично можно заменить и телефонистов; еще в больших масштабах готовить радистов, телеграфистов [из] женщин. Можно только подсказать нашим девушкам, женщинам, что они нужны фронту, как их найдется очень много; можно и поручить нашему комсомолу начать это дело. Наконец, тов. Маленков, мы можем поступить так в частях, находящихся далеко от фронта. Энтузиазм, готовность наших женщин, девушек так велики, что даже лживый пес Геббельс не скажет, что мы создаем женские батальоны. Ему тогда наши женщины, девушки покажут!
Вот кратко первое предложение.
Второе — о награждении зенитчиков за сбитые самолеты. Было бы очень хорошо, если бы Правительством было определено, что за столько-то сбитых самолетов награждается командир орудия, а за столько-то командир взвода, командир батареи и т.д. Это подняло бы еще ответственность перед зенитчиками Красной армии, цена каждого сбитого самолета была бы еще выше, это, наконец, требовало, звало зенитчиков на еще большие и славные дела. Я уже не говорю о той заботе большой, которую еще больше почувствовали бы зенитчики.
Вот мои предложения. Вам судить о них: выругать меня или согласиться с предложениями. Только прошу Вас ответить мне — и если хорошо, и если плохо.
М. ИВАШЕЧКИН
П.С.
Мой адрес: 773-я почтово-полевая станция, 751 зап, 2-я батарея,
ИВАШЕЧКИНУ Михаилу Афанасьевичу
12.11.41 г.
Архив Президента Российской Федерации (АП РФ). Ф. 1. Оп. 50. Д. 463. Л. 123, 124.
Публикация А.А. ЧЕРНОБАЕВА (Москва)
Комментарии
В 1942 году Симонов написал
Спасибо той, что так легко,
Не требуя, чтоб звали милой
Другую, ту, что далеко,
Им торопливо заменила.
Она возлюбленных чужих
Здесь пожалела, как умела,
В недобрый час согрела их
Теплом неласкового тела
Тема женщин в советской армии очень важная, из-за извращенности советского мышления она фактически столкнулась с 2 крайнестями - обожанием как женщиной и в тоже время всеобщим презрением ибо каждому было ясно для чего женщины на фронте.
Когда душа тоскует
И проклинает все в душе,
То много радости приносит
Нам дорогая ППЖ
Она войдет, блестя очами,
Светлее станет в блиндаже.
Сейчас мы ласковы с тобою,
Успех имеешь ты везде,
Но я, солдат, своей душою
Вас презираю, ППЖ…