ОП-Позиция пластмассовых манекенов
На модерации
Отложенный
«Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков»
Уличные акции протеста против политики действующей власти в России со временем будут проводиться все реже и становиться все малочисленнее. Так считает президент коммуникационного холдинга "Minchenko consulting" Евгений Минченко. Отмечая тенденцию к уменьшению количества участников оппозиционных мероприятий, известный отечественный политолог выделил четыре основных фактора: "Первое — нет четкой программы требований, вторая составляющая — кризис доверия к лидерам, которое и так было не очень высокое. Третья проблема — на мой взгляд, достаточно активная и эффективная кампания медийная против оппозиции… Следующий фактор — это опасение, что могут быть какие-то столкновения и это может для совершенно случайного человека закончиться тем, чем это закончилось для участников прошлогодней акции на Болотной".
Такое вот развитие событий предсказывает Минченко, и я с ним - согласна.
Мы живём в эпоху пластмассовых манекенов, которые приобретают всё бОльшее сходство с живыми людьми, отчего люди становятся всё больше похожими на пластмассовые манекены. Недаром одним из ключевых слов нашего времени становится придуманное словцо «симулякр». Повсюду кипят пластмассовые страсти, слава давно заменилась раскрученностью, пророки – звёздами, государственные мужи – узнаваемыми фигурами, политические борцы – «фигурантами уголовного дела».
Вот такой – пластмассовой – и была вся эта буча на Болотной и примкнувшей к ней Триумфальной площади. Я знала некоторых людей, ходивших на все эти «марши». Чаще шли просто из любопытства, от скуки, погулять. Это, как правило, очень молодые и абсолютно политически невежественные люди. Они против чего-то протестуют, не имея даже слабого понятия о политическом строении государства, о том, кто такие правые и левые, даже того, какие палаты имеются в нашем парламенте – и то почасту не знают. Если что-то и вызывает их истинный протест, то недостаток денег на приличную тачку да ещё скука офисного быта.
Были, впрочем, и те, кому удавалось разжечь в сознании некий чисто умственный протест против неправильного подсчёта голосов и вообще неправильного устройства нашего политического быта. Эти обычно постарше, с накопленными обидами и разочарованиями, с невеликим доходом, часто преподаватели чего-нибудь гуманитарного, умеющие говорить по-иностранному и в силу этого полагающие себя европейцами. А в Европе, понятно, демократия, значит, и нам нужно, - вот их небогатый идейный багаж.
Ни те, ни эти взаправду, внутри себя, никакого возмущения не испытывали и свергать никого и ничего не собирались. Под стать им и «вожди Болотной» – Яшин, Навальный, Удальцов, Немцов, Быков, ну и, понятно, Ксюша Собчак. Их личная цель – отпиариться, пополнить «социальный капитал», укрепить пошатнувшийся личный бренд, увеличить известность – всё что угодно, но не свержение существующего строя. Да они и сами этого не скрывают: пусть будет так же, но справедливо и без Путина. Или пускай Путин исправится – вот и вся программа. Программа, направленная на укрепление личной узнаваемости. Я их вовсе не критикую и даже вполне понимаю как работник торговли: личный бренд сегодня легко монетаризируется. Но поднять настоящие массы, а не только московскую праздную тусовку, на настоящее народное движение такие пластмассовые «вожди» не могут.
Какие могут? Прежде всего – подлинные, не пластмассовые. Тут нужен вождь, способный выражать гул эпохи, истинные потребности народа, его исторические задачи. Не корыстные притязания толпы обывателей, не их мимолётные желания, а истинные потребности народа, которые вполне могут не совпадать с желаниями отдельных людей. С замечательной точностью тип народного вождя описал Эрик Хоффер в знаменитом эссе «Истинноверующий». Это должен быть человек, не укоренённый в практической жизни, равнодушный к земным благам, к имуществу, к устроению чад и домочадцев, человек одной идеи, фанатически в неё верующий, безусловно готовый отдать за неё жизнь безо всяких условий и без малейшего торгашества.
Вообще, тип народного вождя – это тип радикально противоположный любому торгашеству, составляющему пафос нынешней эпохи. За таким человеком могут пойти народные массы. Но эти самые массы должны почувствовать в нём подлинность, а не изделие пиара и политтехнологий. Прежде всего этот человек должен сам беззаветно верить в то, что говорит, чего в нынешних вождях нет и близко. Это люди чувствуют, тут обмануть их трудно. Вообще, при слабости сознания отдельных представителей массы, народ в целом - обладает неким коллективным разумом, не сводящимся к сумме скудного разумения отдельных людей. Тут происходит некий переход количества в качество. Особенно обостряется эта коллективная интуиция в переломные, роковые моменты народной судьбы. Народ идёт за тем или за теми, кто ведёт к решению подлинных исторических задач этого народа или хотя бы к возможности сохраниться как народ. Собственно, и народный вождь появляется в такие моменты.
По всей вероятности, такой момент ещё не наступил. Руководители нашего и не только нашего государства пока ухитряются лавировать, избегая обвала и падения в тартарары. Пока у нас есть нефтегазовые доходы - лавировать будет так-сяк удаваться, даже подкинуть чего-нибудь старушкам или военным получится. На этом фоне истинные проблемы: деиндустриализация, нарастание технологического одичания, развал инфраструктуры, полная стратегическая бесперспективность существующего курса – будут продолжать заметать, как мусор под ковёр. Но такое положение, очевидно, неустойчиво. Упади цена на нефть – и ситуация может выйти из-под контроля. Тогда народ вполне может выйти на улицы не «понарошке». И вождь вполне может найтись.
Вообще, место народного вождя вакантно. Появись сегодня человек, который заговорил бы об истинных проблемах жизни страны и народа – о закрытии заводов, о полях, зарастающих берёзками, о деградации образования, об унижении нашего народа, при этом предлагал бы внятную программу – люди бы за ним пошли. Разумеется, если бы он создал организацию, работающую с массами не только за две недели до выборов, как это принято у современных политиков. Собственно, в этом суть ленинской идеи «партии нового типа»: не клуб, не парламентская партия, а боевая и массовая организация. Учение о «партии нового типа», бесспорно, принадлежит к бессмертной классике политической мысли. Хочешь начать с нуля и достичь максимума – действуй так. Капиллярное проникновение в массы – вот секрет как коммерческого, так и политического успеха. Нельзя только «смешивать два эти ремесла». Народный вождь должен быть напрочь лишён торгашества, это должен быть антиторгаш по всему настрою личности. КПРФ часто говорит правильные вещи, но она – неотъемлемая часть эстеблишмента, она интегрирована в систему, приручена. «интегрированный в систему» (integrato nel sistema) - такое было самое страшное ругательство среди итальянских левых в эпоху несостоявшейся антикапиталистической революции 1968 г. Так вот все наши протестанты – системные и несистемные – интегрированы в систему и проникнуты её торгашеским духом. И народ это чувствует. И за ними не идёт. Оттого и протесты не то, что идут на спад, а просто мирно заканчиваются – наподобие народных гуляний. Потому что протестами-то и не были.
Любят говорить: как же не были? Кого-то побили, что-то подожгли, таких-то отправили в кутузку. Ну, знаете, в моё детство в Егорьевске даже танцы в горсаду редко заканчивались без драки, а тут столько народа. А какие массовые действа бывают в день ВДВ! Так что сами по себе беспорядки ничего не доказывают. Были, вероятно, и провокации. Вполне возможно, были и специально нанятые «организаторы беспорядков» (хорошая профессия – «организатор беспорядков»!). Вполне возможно, и американцы внесли свою скромную лепту, как говорили о том по телевизору. И нечего тут возмущаться: американцы, а прежде англичане, всегда старались поддержать всякую возню, расшатывающую государственную скрепу, у своего геополитического противника. В 1905 г. революционеры Красной Пресни стреляли из английских винтовок, в 70-е годы западные спецслужбы лелеяли советских диссидентов. И СССР поступал точно так же. Так что ничто не ново под Луной, и не надо во всём винить американцев.
Народный протест зреет. Народный вождь созревает в народной гуще. То и другое – проявится.
domestic_lynx
Комментарии