Максим Кантор: Я за Октябрьскую революцию!

На модерации Отложенный

«Красносветный» писатель Максим Кантор дал интервью журналу «Эксперт», в котором изложил свои исторические воззрения, а также некоторые результаты своих углубленных исследований в области истории России и Советского Союза. Это понятно, если учесть тот момент, что в своем толстенном романе «Красный свет» Кантор (на фото журнала "Эксперт") постоянно обращается к исторической тематике, которую, как он сам заявляет, он серьезно исследовал, в том числе и в архивах.

Максим Кантор. Фото: ИТАР-ТАСС

Новый шулер появился, или Как один мазила фальсифицирует историю.

© Игорь Курляндский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН

Интервью называется «Разбитый компас». Вот этот компас Кантор и пытается для нас «склеить», чтобы дать нам правильные исторические, политические, духовные и нравственные ориентиры. 
Попробуем пройтись по некоторым любопытным местам этого интервью и разобрать их с точки исторической обоснованности содержащихся в них заключений. 

Бредовые Бессмертный текст Карловича выделяю ниже курсивом, а мой зоиловский жалкий лепет какого-то ничтожного (по сравнению с такой ГЛЫБОЙ, как он) историка даю обычным шрифтом.

«… если выбор неизбежен, то скорее я предпочту революцию, потому что революции приносят меньше жертв, чем войны. Когда мы, глядя из сегодняшнего дня, задаемся вопросом: «А сколько жизней унесла Октябрьская революция?», то ответ прост: она унесла гораздо меньше жизней, чем, допустим, Первая мировая война. На Гражданской войне погибло много — гигантская цифра! — шестьсот тысяч, но это не три миллиона русских, убитых на Первой мировой».   

Удивительно, как такой, казалось бы, наипатриотичный автор, как Кантор, не заметил, что в вышеприведенном суждении фактически высказал предпочтение гражданской войне (то есть братоубийственной бойне) перед войной с другими державами (или отечественной), раз ему такой выбор под давлением каких-то экстремальных обстоятельств пришлось делать. Максим Карлович сравнивает цифры потерь там и там, морщит, трет и чешет свой натруженный в гисторических студиях лоб и восклицает: «в войне с империалистическими хищниками погибло в разы больше. Я за Октябрьскую революцию!»

Но позвольте, приведенные Кантором и первая, и вторая цифры потерь России (соответственно, в первой мировой и гражданской войнах) не соответствуют абсолютно никакой действительности!

Плакат фильма "Чапаев"
Во-первых, три миллиона россиян не были убиты на фронтах первой мировой. Потери эти не раз подсчитывались - и ведомствами, и историками.
По данным Главного Управления Генштаба (вероятно, неполным данным) 3 октября
1917 г., насчитывалось 511068 убитых и 264301 пропавших без вести, всего 775369. По данным ЦСУ СССР 1925 года (а ведь Советскому Союзу незачем было «обелять» «проклятый царский режим») - 626440 убитых и 228828 пропавших без вести, всего 855268. Наконец, есть подсчеты Н.Н.Головина 1939 года, но они, сколь можно судить, умозрительные: погибло 1,3 млн.
До канторовских «трех миллионов» тоже очень сильно не дотягивают. (см. данные эти со ссылками на источники)
Поэтому данные справочника ЦСУ представляются более достоверными («Сведения о боевых потерях были получены ЦСУ по данным сводок бывшего Главного Управления Генерального Штаба. Табличный материал был предоставлен ЦСУ Отчетно-Статистическим Отделом РККА. //
Россия в мировой войне 1914-1918 (в цифрах). ЦСУ. Москва. 1925)
С умершими от ран и отправленными газами тот же справочник насчитывает 682213 убитых (с. 30).

Что касается жертв гражданской войны, Мазила Кантор лепит "гигантскую" цифру шестьсот тысяч, которая таким образом получилась у него ровно в пять раз меньше погибших в первой мировой. Возможно, обе эти войны в артистической голове художника просто перепутались, вот он и проставил не те цифирки в отношении каждой из них.


Относительно гражданской, надо считать жертвы с обоих сторон.
Жертвы голода 1921-1922 гг., родственно связанного с последствиями гражданской войны и политикой военного коммунизма (о котором, в данном случае, совершенно напрасно забывает в своей «историософии» Кантор) брать не будем. Сколько погибло в 1918-1920 гг. со всех сторон красных, белых, зеленых, - как на фронтах, так и в результате красного и белого террора? В гражданской войне «подушный» учет убитых и раненых был невозможен, притом, с обеих сторон, но историки и демографы, тем не менее, дают, хоть и не с долей приблизительности, свои расчеты. Они отличаются, но все… в разы превосходят «шестьсот тысяч» Максима Кантора. Есть данные переписей населения 1914 и 1920 гг., по ним тоже проводятся расчеты.

В справочнике под редакцией В.В. Эрлихмана «Потери народонаселения вXXвеке» (М., 2004) приводится такая таблица:

Потери в ходе войны (таблица):

Категория потерь

Численность (тыс. чел.)[98]

Всего убито и умерло от ран

2500

Красная армия

950

белая и национальные армии

650

партизанские отряды

900

Погибло в результате террора

2000

от красного террора

1200

от белого террора

300

от партизанского террора

500

Умерло от голода и эпидемий

6000

Всего погибло

10 500

Эмигрировало

2000

Источник: Эрлихман В. В. Потери народонаселения в XX веке. : Справочник — М.: Издательский дом «Русская панорама», 2004.
Вадим Викторович Эрлихман – известный историк, а не только редактор серии «ЖЗЛ».

Если вычтем в таблице жертвы голода (хотя, подчеркну, все эти явления связаны), а также потери населения от эмиграции (два миллиона), то получится 4,5 миллиона погибших в гражданскую войну - цифра, которая во многие разы «нарисованную» художником Кантором превосходит
Покойный академик РАН, известный историк и демограф Ю.А.Поляков также дает цифры погибших В РАЗЫ большие, чем канторовские. Притом, когда речь идет у него только о военных…

«Статистические данные о людских потерях исследователей-демографов имеют расхождения. По данным крупнейшего русского историка-демографа академика Ю.А. Полякова военные по­тери красной армии в годы гражданской войны составили 1,212,824 человека в 1918-1922 гг. О людских потерях Белой армии в исторической литературе имеются только предположения. Так, крупнейший демограф Б.Ц.Урланис определяет фронтовые потери белых в 175000 человек, их потери от болезней определяет в150 тыс. человек. Ю.А. Поляков считает эти данные заниженными. Потери имелись не только на фронтах, но и в тыловых войсках. Он считает, что людские потери двух противоборствующих сторон были приблизительно равны. По его мнению, убитые в боях, умершие от ран, болезней и другие потери участников вооруженной борьбы с обеих сторон составляет около 2,5 млн. человек».
Источник.

Это без жертв партизанских отрядов, зеленых, террора и голода!

Так что, если бы Кантору действительно пришлось выбирать по принципу «там было меньше жертв», боюсь, пришлось бы ему предпочесть первую мировую, хотя, разумеется, сам такой выбор искусственен.  

(Продолжение следует)

Плакат времен гражданской войны