ПРО США в АТР: ГЛОБАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

На модерации Отложенный

ПРО США в АТР: ГЛОБАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

 

АТР – это один из самых крупных мировых центров торговли, финансовых ресурсов и производства. Данный регион занимает лидирующее место в международной торговле, на его долю приходится 40% всех торговых операций. Если же говорить о промышленности, то в странах региона насчитывается около 60% мировой индустрии.

Смещение в Восточную Азию центров мирового индустриального производства стало очевидным фактом. Несмотря на это, политика США в регионе в период президентства Дж. Буша-мл. не отличалась динамизмом. Борьба с международным терроризмом, военное присутствие одновременно на двух фронтах (в Афганистане и Ираке) не оставляли Соединенным Штатам возможности для маневра в Восточной Азии.

После избрания Б.Обамы (2008 г.) президентом США произошли видимые изменения ведения внешней политики страны в Азиатско – Тихоокеанском регионе, обусловленные новым стратегическим курсом, направленным на укрепления своего положения.

Первыми дипломатическими шагами в этом направлении стали визиты самого президента и экс-госсекретаря Х.Клинтон в Китай, Японию, Индонезию, Индию, Южную Корею, акцентировавшие американское партнерство с ключевыми игроками. Только за 2008 г. следующими шагами в этом направлении стали: назначение представителя США при АСЕАН, подписание Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, присоединение США к Восточно – Азиатскому саммиту (к участию в котором американская сторона ранее не проявляла интереса), инициирована программа всеобъемлющего партнерства между США и Индонезией.

При этом Х.Клинтон неоднократно отмечала, что "будущее мировой политики будет решаться не в Афганистане или Ираке, а в Азиатско-Тихоокеанского регионе, и США должны присутствовать в самом центре этих событий." Таким образом, очевидно, что США активно пытаются препятствовать росту экономического и политического влияния Китая, как единственному, который в настоящий момент представляют угрозу американским интересам в данном регионе.

Помимо экономического вмешательства и влияния, нужно отметить военное присутствие США в АТР, а именно создание азиатской составляющей американской системы ПРО. Глубоко эшелонированная стратегическая и тактическая система ПРО США в АТР до недавнего времени не обсуждалась на двусторонних и международных переговорах. Всегда обсуждался вопрос ПРО в Европе. Ни в одном из своих публичных выступлений, имевших место после президентских выборов, президент США Б.Обама ни словом не обмолвился о возможной корректировке комбинированной системы ПРО США на азиатско-тихоокеанском направлении, которая является весьма солидным довеском к существующей европейской системе.

"Естественно, усиление группировки ПРО, связанное с отражением возможных ракетных угроз со стороны КНР и КНДР, — некая смена приоритетов для размещения американской системы ПРО, - констатировал первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов. - Хотя опять же это может иметь отношение к России, так как Аляска, где уже размещена система ПРО, находится, как известно, в 80 км от РФ, ничуть не дальше, чем, например, Польша или Румыния».

Никонов расценивает данное решение Вашингтона как "отражение изменения общих подходов США к современной международной ситуации и переноса акцентов в военно-политическом планировании США в Азиатско-Тихоокеанский регион, где главной проблемой, с их точки зрения, является, конечно, не КНДР, а – в гораздо большей степени – Китай".

В настоящее время Китай находится точно в таком же положении, в каком находилась Россия несколько лет назад. "Наша риторика направлена на Северную Корею" – заявил Стивен Хилдрет, специалист в области противоракетной обороны Исследовательской службы Конгресса США. В то же время модернизация и расширение системы ПРО в АТР осуществляется полным ходом. Активно ведутся переговоры по размещению в регионе еще двух радаров раннего предупреждения: на одном из южных островов Японии и в Юго-Восточной Азии, возможно на Филиппинах. В купе с третьим, расположенным на севере Японии, радары образуют дугу и позволят США и их союзникам свободно отслеживать любые запуски баллистических ракет на территории КНДР и КНР.

Помимо развертывания систем ПРО американские военные собираются вернуться на базы во Вьетнаме (провинция Фуоктуй, провинция Кхесань) и Камбодже, где они располагались ранее, во время вьетнамской войны. Этот план будет претворяться в жизнь в соответствии с изменениями в азиатской стратегии США, нацеленными на то, чтобы сдержать Китай. Особое значение при этом придается трем странам – Таиланду, Вьетнаму и Филиппинам. Американские корабли станут использовать те порты в Юго-Восточной Азии, которые ранее пришлось покинуть.

США итак обладают достаточным потенциалом сдерживания в Тихом океане: 16 из 26 кораблей ВМС США, оснащенных системами Aegis с ракетами-перехватчиками SM-3 Block 1А, а в Южной Корее и Японии развернуты несколько батарей тактических антиракет Patriot-3. Вдобавок к этому, правительство США планирует увеличить количество судов, способных нести антиракеты. К 2018 г. их количество будет составлять 36. Больше половины из них планируется разместить в АТР.

Как сообщает издание "Wall Street Journal", увеличение военного присутствия США в регионе не будет выражено лишь в развертывании дополнительных элементов противоракетной обороны. Планируется также увеличить контингент американских войск, расположенных на о.Окинава, с последующей переброской их на о. Гуам.

 

Таким образом, США активно создают все условия, для расширения своего влияния в АТР как в экономическом, так и в военном отношении. Распространение идеи американской демократии на Ближнем Востоке, результатом которого стали вооруженные конфликты и государственные перевороты в целом ряде арабских стран, позволило Вашингтону перейти к следующему региону и более плотно заняться державами, чей военный и экономический потенциал представляет серьезную угрозу самой идее о глобализации США. Не остается никаких сомнений, что Европейская и Азиатская системы противоракетной обороны являются частью общего плана американского руководства, истинными целями которого становятся глобальное доминирование и стремление к мировой гегемонии.