О Бардовской песне
На модерации
Отложенный
Бардовская песня одно из самых интересных явлений в нашей поэзии и музыки. Стоит наверное заметить, что большинство стихов и песен писали не профессиональные поэты и музыканты а ученые ( Городницкий) или журналисты (Визбор). Эти песни не предназначались для больших залов или официальных праздников, их пели у костра в геологической партии, пели альпинисты в палатке на склоне гор или моряки и ученые в каюте кораблей. песня приобретала все большую популярность но официальное сообщество музыкантов да и руководящих работников ее не сильно жаловало, достаточно вспомнить историю Грушинского фестиваля, да и всякие статьи против имели место быть. Но бардовские движение жило, шло вперед под аккорды своих гитар.
ДОМБАЙСКИЙ ВАЛЬС
Лыжи у печки стоят, Гаснет закат за горой. Месяц кончается март, Скоро нам ехать домой. Здравствуйте, хмурые дни, Горное солнце, прощай! Мы навсегда сохраним В сердце своем этот край.
Нас провожает с тобой Гордый красавец Эрцог, Нас ожидает с тобой Марево дальних дорог. Вот и окончился круг - Помни, надейся, скучай! Снежные флаги разлук Вывесил старый Домбай.
Что ж ты стоишь на тропе, Что ж ты не хочешь идти? Нам надо песню запеть, Нам надо меньше грустить. Снизу кричат поезда - Правда, кончается март... Ранняя всходит звезда, Где-то лавины шумят.
19 апреля 1961 Кавказ
(Юрий Визбор)
ТЫ У МЕНЯ ОДНА
Ты у меня одна, Словно в ночи луна, Словно в году весна, Словно в степи сосна. Нету другой такой Ни за какой рекой, Нет за туманами, Дальними странами.
В инее провода, В сумерках города. Вот и взошла звезда, Чтобы светить всегда, Чтобы гореть в метель, Чтобы стелить постель, Чтобы качать всю ночь У колыбели дочь.
Вот поворот какой Делается с рекой. Можешь отнять покой, Можешь махнуть рукой, Можешь отдать долги, Можешь любить других, Можешь совсем уйти, Только свети, свети!
1964
(Юрий Визбор)
Вечер бродит по лесным дорожкам, Ты, ведь тоже любишь вечера, Подожди тогда еще немножко, Посидим с товарищами у костра Подожди пока еще немножко, Посидим с товарищами у костра
Что волшебней задушевной песни, И молчанья в отблесках огня, Нет на свете глаз твоих чудесней, Что глядят задумчиво так на меня.
Нет на свете глаз твоих чудесней, Что глядят задумчиво так на меня.
Вижу целый мир в глазах тревожных В этот час на берегу крутом. Не смотри ты так неосторожно, Я могу подумать что-нибудь не то. Не смотри ты так неосторожно, Я могу подумать что-нибудь не то.
Вслед за песней позовут ребята В неизвестные еще края, И тогда над крыльями заката Вспыхнет яркой звездочкой мечта моя. И тогда над крыльями заката Вспыхнет яркой звездочкой мечта моя.
(Ада Якушева)
Всё перекаты да перекаты - Послать бы их по адресу! На это место уж нету карты, - Плыву вперёд по абрису.
А где-то бабы живут на свете, Друзья сидят за водкою... Владеют камни, владеет ветер Моей дырявой лодкою.
К большой реке я наутро выйду, Наутро лето кончится, И подавать я не должен виду, Что умирать не хочется.
И если есть там с тобою кто-то, Не стоит долго мучиться: Люблю тебя я до поворота, А дальше - как получится.
Всё перекаты да перекаты - Послать бы их по адресу! На это место уж нету карты, - Плыву вперёд по абрису.
Октябрь 1960, Ленинград
(Александр Городницкий)
<pre>Когда на сердце тяжесть И холодно в груди, К ступеням Эрмитажа Ты в сумерки приди, Где без питья и хлеба, Забытые в веках, Атланты держат небо На каменных руках. Держать его, махину,- Не мёд со стороны. Напряжены их спины, Колени сведены. Их тяжкая работа Важней иных работ: Из них ослабни кто-то - И небо упадёт. Во тьме заплачут вдовы, Повыгорят поля, И встанет гриб лиловый, И кончится Земля. А небо год от года Всё давит тяжелей, Дрожит оно от гуда Ракетных кораблей. Стоят они, ребята, Точёные тела,- Поставлены когда-то, А смена не пришла. Их свет дневной не радует, Им ночью не до сна. Их красоту снарядами Уродует война. Стоят они, навеки Уперши лбы в беду, Не боги - человеки, Привычные к труду. И жить ещё надежде До той поры, пока Атланты небо держат На каменных руках.</pre>
21 февраля 1963, 'Крузенштерн', Северная Атлантика
(Александр Городницкий)
Комментарии
я еще сдуру в его исполнении "Воспоминание о пехоте" послушал.
Чисто для сравнения - Рома Ланкин поет "Воспоминание о пехоте".
http://www.youtube.com/watch?v=Sd8-1KQfk44
ГрОб тоже заставит взять в руки что потяжелее. Ибо безмозглое пение. Хором (да еще небось жизнерадостно) петь песню а) поющуюся от лица одного человека, и б)печальную, если не сказать тоскливую - пошлятина.
Впрочем, еще это зависит от характера. Если человек по складу характера - Кай, то что ему ситуации, когда зал или поляна одним выдохом подхватывает, скажем, "Лодочку" Ланцберга.
Многие ли из вас, умилившихся классике "Песен нашего века", помнят не только "Домбайский вальс", но и "Балладу о парашютах" Анчарова, или "Баксанскую", которой тот же Визбор дал второе дыхание?
Многие ли из слушателей "Эха Москвы" примеривали к себе второй куплет "Открытого письма съезду историков стран социалистического лагеря" Галича?
Вот хорошо: и тихо, и достойно,
Ни городов, ни шума, ни звонков.
Ветру открыты все четыре стороны,
Мачта сосны и парус облаков.
Из-под сырой травы желтеет осень,
Вешнее солнце щиплет щеки нам.
Ты говоришь: "Куда это нас сносит?
Я несказанно так удивлена..."
Вересковый куст, словно лодка,
И далёко-далёко земля.
Вересковый куст, словно лодка,
А в лодке ни весел, ни руля.
И торопливых слов не понимая,
Руки раскинув в небе пустом,
Вся ты плывешь в синей воде мая,
Брошенным в реку белым крестом.
Версты любви - их вдоволь было, вдоволь -
За горизонт ушли, за облака,
Только вот жалко вереск тот медовый,
Да и, пожалуй, тех мест не разыскать.
17 апреля 1972
(Юрий Визбор)
Мне не забыть той долины,
Сложенный холм из камней,
Где ледоруб в середину
Воткнут руками друзей.
Припев:
Ветер тихонько колышет,
Гнёт барбарисовый куст.
Парень уснул и не слышит
Песен сердечную грусть.
Слышатся грома раскаты,
Пушечных выстрелов гром:
Там, за горою высокой,
Други дерутся с врагом.
Припев.
Тропка, как ленточка, вьётся,
Горная речка шумит.
Кто в ту долину вернётся,
Холмик он пусть посетит...
Припев.
А на последнем привале
В скалах мерцает огонь.
Грустную песню о друге
Тихо заводит гармонь.
Припев:
Ветер тихонько колышет,
Гнёт барбарисовый куст.
Песен героя не слышит
Старый высокий Эльбрус.
1943
Николай Моренец
Первая всесоюзная публикация - Визбором в "Кругозоре"
лучше уж это -
http://www.youtube.com/watch?v=gWvsJZid1bE
или это:
http://www.youtube.com/watch?v=CW0-Ma_5wx0
или это:
http://www.youtube.com/watch?v=iyqyNcqUUKA
или это
http://www.youtube.com/watch?v=sFIC9rTWLvM
1) стоит разделять авторов, которые пишут песни, и движение, которое сделало совершенно разных людей представителями одного целого. Движение стояло, как и многие советские креатуры (коммунарская педагогика. советский спортивный туризм, - да и клубы любителей фантастики, ставшие основной той моды на фантастику и намного более половины ее содержания), на пропаганде любительства - потому что оно делает чекловека лучше и разностороннее.
Авторы же очень быстро стали вполне самодостаточными концертирующими единицами - настолько, что, независимо от ценностей, пропагандируемых их творчеством, движение КСП, продвигавшее бардов, минимум дважды делало попытки ограничивать порог авторских гонораров за концерт. Опять же, Кукин, Клячкин и еще несколько авторов 60-х вполне открыто стали артистами рос-гос- и прочих "концертов". Да и Юрий Визбор, знаете ли, стоявший у истоков звукового журнала "Огонек", включал свои песни в свои статьи, даже создав новое направление- "песня-репортаж".
Самый прикол что любительство действительно было гораздо мощнее чем профи - но только при наличии довольно размытого кодекса, который авторам фактически навязало движение. Сейчас идут попытки за попытками окончательно объявить АП искусством и все - но при такой точке зрения нет разницы между "Ночными снайперами",Визбором и, скажем, Камбуровой. А разница есть, и ее довольно опасно вытаскивать на свет - окажется, что и добрая часть того что относилось на автомате к "бардАм", на самом деле не отсюда.
Правда, и кто-то из посторонних окажется здешний.
А на ТВ бардов нет по причине что я кажется вам называл - продажное олигарзхическое ТВ держит "Культуру" в качестве "31 отдела" - и при нем выводок дрессированных бардиков - в первую голову пошлейшая Хомчик, которой столько лет спустя все никак не удается понять, что НЕэйфорические песни (вроде визборовского "Сигарета к сигарете...) нельзя петь с улыбой на все лицо - и Мищуки.
Что до Камбуровой то для меня этого человека нет после того как она оскорбила Зыкину.
Но то. что главное в АП - что автор песни не работает автором песни - миф.
Главное совсем не это. К главному кабы не Кара-Мурза был ближе.
При этом, в обычном клубе президент его получал зарплату в досуговых учреждениях - либо по линии комсомола, либо по линии минкульта, либо, если клуб был производственным, то от администрации, владеющей клубом. Прессинг же и бардов иклубов произошел два раза, по двум причинам: в 1967 году в Новосибирске собрался фестиваль, ну на редкость свободомыслящего состава участников, а в мире вскоре случился 1968-й год, когда власти по всему глобусу воевали с народом - вот и наши не стали исключением, вот и осудили слишком свободный фестиваль - не тронув всех остальных. А в 1981-82 движение КСП переросло размерами иерархию минкультовских
Кстати, не было у бардов большего друга, чем Союз Композиторов - правда, и врага большего, чем Союз Писателей.
А после перестройки вдруг показалось, что "свобода, я сейчас смогу выступать сам, и даже заработать на этом" - но вся песня рухнула в кризис, который слегка развеялся только в 2000-е. За все 90-е не появлялось новых авторов масштаба не то что Городницкого с Визбором - а и уровня Митяева хотя бы. А новое тысячелетие дало нам сразу Данского, Чикину и Медведева, не считая прочих - правда, встал вопрос "а что же это такое, и как оно живет" - чтобы хотя бы как-то его поддерживать.
И тут оказывается, что старые мифы скорее мешают - потому что музыкальный язык меняется, слова говорятся по-другому, а "то, главное, что было и будет" - как-то ускользает от понимания, даже когда позарез надо объяснить спонсору, чем именно хорошо - помочь бардовской песне с залом, или деньгами на фестиваль.
Комментарий удален модератором
Занавесок безвольные складки
Ветер, грубым дыханьем не тронь!
Пусть пасется у детской кроватки
Деревянный стреноженный конь.
А Зимы безучастные лица
Множит снежный рисунок в окне,
И луну заставляют светиться
Отраженья фонарных огней.
Бьют часы осторожно и строго
Молоточком по медной струне,
И дрожит над высоким порогом
Погремушка из мелких монет.
Белых птиц равнодушная стая
Пролетит и растает вдали.
И скрипит колыбелька... пустая
От тяжелого хода земли.