О Бардовской песне

На модерации Отложенный

Бардовская песня одно из самых интересных явлений в нашей поэзии и музыки. Стоит наверное заметить,  что большинство стихов и песен писали не профессиональные поэты и музыканты а ученые ( Городницкий) или журналисты (Визбор). Эти песни не предназначались для больших залов или официальных праздников, их пели у костра в геологической партии, пели альпинисты в палатке на склоне гор или моряки и ученые в каюте кораблей. песня приобретала все большую популярность но официальное сообщество музыкантов да и руководящих работников ее не сильно жаловало, достаточно вспомнить историю Грушинского фестиваля, да и всякие статьи против имели место быть. Но бардовские движение жило, шло вперед под аккорды своих гитар.

 

ДОМБАЙСКИЙ ВАЛЬС
Лыжи у печки стоят, Гаснет закат за горой. Месяц кончается март, Скоро нам ехать домой. Здравствуйте, хмурые дни, Горное солнце, прощай! Мы навсегда сохраним В сердце своем этот край.
Нас провожает с тобой Гордый красавец Эрцог, Нас ожидает с тобой Марево дальних дорог. Вот и окончился круг - Помни, надейся, скучай! Снежные флаги разлук Вывесил старый Домбай.
Что ж ты стоишь на тропе, Что ж ты не хочешь идти? Нам надо песню запеть, Нам надо меньше грустить. Снизу кричат поезда - Правда, кончается март... Ранняя всходит звезда, Где-то лавины шумят.
19 апреля 1961 Кавказ
(Юрий Визбор)

 

ТЫ У МЕНЯ ОДНА
Ты у меня одна, Словно в ночи луна, Словно в году весна, Словно в степи сосна. Нету другой такой Ни за какой рекой, Нет за туманами, Дальними странами.
В инее провода, В сумерках города. Вот и взошла звезда, Чтобы светить всегда, Чтобы гореть в метель, Чтобы стелить постель, Чтобы качать всю ночь У колыбели дочь.
Вот поворот какой Делается с рекой. Можешь отнять покой, Можешь махнуть рукой, Можешь отдать долги, Можешь любить других, Можешь совсем уйти, Только свети, свети!
1964

(Юрий Визбор)

 

 

Вечер бродит по лесным дорожкам, Ты, ведь тоже любишь вечера, Подожди тогда еще немножко, Посидим с товарищами у костра Подожди пока еще немножко, Посидим с товарищами у костра
Что волшебней задушевной песни, И молчанья в отблесках огня, Нет на свете глаз твоих чудесней, Что глядят задумчиво так на меня.

Нет на свете глаз твоих чудесней, Что глядят задумчиво так на меня.
Вижу целый мир в глазах тревожных В этот час на берегу крутом. Не смотри ты так неосторожно, Я могу подумать что-нибудь не то. Не смотри ты так неосторожно, Я могу подумать что-нибудь не то.
Вслед за песней позовут ребята В неизвестные еще края, И тогда над крыльями заката Вспыхнет яркой звездочкой мечта моя. И тогда над крыльями заката Вспыхнет яркой звездочкой мечта моя.

(Ада Якушева)

 

 

 Всё перекаты да перекаты - Послать бы их по адресу! На это место уж нету карты, - Плыву вперёд по абрису.
А где-то бабы живут на свете, Друзья сидят за водкою... Владеют камни, владеет ветер Моей дырявой лодкою.
К большой реке я наутро выйду, Наутро лето кончится, И подавать я не должен виду, Что умирать не хочется.
И если есть там с тобою кто-то, Не стоит долго мучиться: Люблю тебя я до поворота, А дальше - как получится.
Всё перекаты да перекаты - Послать бы их по адресу! На это место уж нету карты, - Плыву вперёд по абрису.

Октябрь 1960, Ленинград

(Александр Городницкий)

 

<pre>Когда на сердце тяжесть И холодно в груди, К ступеням Эрмитажа Ты в сумерки приди, Где без питья и хлеба, Забытые в веках, Атланты держат небо На каменных руках. Держать его, махину,- Не мёд со стороны. Напряжены их спины, Колени сведены. Их тяжкая работа Важней иных работ: Из них ослабни кто-то - И небо упадёт. Во тьме заплачут вдовы, Повыгорят поля, И встанет гриб лиловый, И кончится Земля. А небо год от года Всё давит тяжелей, Дрожит оно от гуда Ракетных кораблей. Стоят они, ребята, Точёные тела,- Поставлены когда-то, А смена не пришла. Их свет дневной не радует, Им ночью не до сна. Их красоту снарядами Уродует война. Стоят они, навеки Уперши лбы в беду, Не боги - человеки, Привычные к труду. И жить ещё надежде До той поры, пока Атланты небо держат На каменных руках.</pre>

21 февраля 1963, 'Крузенштерн', Северная Атлантика

(Александр Городницкий)