Кого готовим?
На модерации
Отложенный
В 1983 году, когда я, наслужившись досыти в войсках и не видя дальнейшей перспективы на командном поприще, был переведен в г. Каунас (Литва)на должность заместителя начальника военной кафедры Литовского государственного института физической культуры.
По линии военной кафедры из студентов готовили офицеров запаса для мотострелковых войск.
Для меня, прошедшего в армии тернистый путь от командира взвода до командира полка, эта работа была новой и незнакомой.
Начальник кафедры полковник Пшеничный Н.И. во время знакомства со мной рассказал мне об особенностях службы на военной кафедре, о преподавательском составе и моих основных обязанностях как его заместителя. Он также порекомендовал мне первый месяц побывать на различных занятиях, проводимых преподавателями кафедры.
В мои обязанности входило, в основном, планирование и контроль учебного процесса, а также было предусмотрено мое непосредственное проведение занятий со студентами, с ограниченным количеством учебных часов. Так как я по образованию общевойсковой командир, то и занятия мне планировалось проводить, в основном, по общевойсковой тактике.
Я решил присмотреться к проведению занятий преподавателями кафедры, сделать выводы о преподавателях, и, при необходимости поучиться у них.
Начальник кафедры порекомендовал мне в первую очередь побывать на занятиях по тактике, проводимых начальником тактического цикла подполковником Б. Сосновским.
Несколько о Сосновском. Подполковник Сосновский занимал должность начальника цикла уже около 4х лет, ожидал присвоения звания "полковник" (там была "вилка") и, что самое интересное, сам рассчитывал на должность, которую занял я. А посему, мое прибытие на кафедру он воспринял без энтузиазма, если не сказать хуже. Короче говоря, я с его стороны испытывал постоянную неприязнь.
Но служба есть служба, хотя она и на военной кафедре.
В один из учебных дней мы с подполковником Сосновским выехали на двух грузовиках на тактическое поле для проведения занятий с одним из взводов (студенческая группа).
В начале все было как и подобает быть. Подполковник доложил мне и попросил разрешения начать 6 часовое занятие.
Тема была: "Мотострелковый взвод в головном дозоре на марше".
Поначалу все шло, вроде бы, как и должно быть. Но спустя некоторое время, занятие превратилось в некую веселую игру. Студенты, переодетые в военизированную форму, вооруженные учебным оружием, старались выполнять все, что требовал от них подполковник.
Он же разошелся и не стесняясь в выражениях объяснял дествия студентов: "Вот вы, два придурка, выходите воон из-тех кустов на дорогу. А вы, что стоите, разинув рот? Ваши действия? И всё в таком духе...Я не вмешивался. Стоял в стороне и наблюдал за всем этим.
Занятия закончились, студенты набегались, и как я понял, ничего из того занятия не поняли.
Когда подполковник закончил занятие и спросил: "Какие будут вопросы?" Студенты дружно выкрикнули заученную фразу "У матросов нет вопросов!". Вопросов не бывает, когда все ясно или когда ничего не ясно. Здесь было второе.
Когда мы приехали в расположение кафедры, я решил наедине высказать Сосновскому моё мнение о проведенном им занятии. Я начал свой разговор с вопроса:
- Как Вы считаете, подполковник, сегодняшнее занятие было успешным?"
- Вполе.
- Вы думаете, что студенты полностью усвоили что требовалось по данной теме?
Сосновский некоторое время подумал и решился на полное откровение. Тем более, что нас в тот момент никто не слышал:
- А мне плевать как они усвоили. И Вы, наверняка, сами понимаете, товарищ полковник, что мы здесь себе врагов готовим. Вы совсем недавно оказались в этом городе. И вы еще на себе ощутите отношения к нам всего населения, и наших студентов в том числе.
Тогда я высказал ему,что делать выводы из всей политической обстановки в Литве не наша задача, и мы должны добросовестно отрабатывать то, для чего мы здесь находимся...Да и не мог я говорить что-либо другое.
Мы в дальнейшем очень подружились С Борисом Сосновским. Постоянно вместе рыбачили...
Сейчас его нет в живых. Нелепо погиб, будкчи уже на пенсии в Рязани.
Нередко вспоминая его, я всегда думаю: "Как он был прав!" После выхода из состава СССР студенты разнесли военную кафедру, а многие из наших питомцев сразу же стали заполнять литовскую армию...
Комментарии
Знаменитое Ленинградское Высшее Военно-Морское училище им. В.И. Ленина в г. Пушкине(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%92._%D0%98._%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0) сейчас это Военный институт(военно-морской политехнический) Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», где российских курсантов больше не вижу, одни "шоколадки" в военно-морской форме ... нищая страна Сомали(теперь уже совсем нет, благодаря пиратству) отправляет к нам на учёбу своих соплеменников, которые потом грабят наши корабли ...
И тут "буизьнесс", чёрт его возьми и якорь ему в клюз !!!
Когда мне пришлось уезжать из Литвы (1992 г.), я уже был пенсионером. Я выбрал себе Белоруссию, там уже тогда нетрудно было приобрести квартиру.
Так, чтобы выехать я попросил машину в одной из российских воинских частей, стоявшей еще в Каунасе. А чтобы на российской (уже) военной машине выехать из Каунаса потребовалось разрешение литовского военного коменданта. Комендатура уже оккупировала здание бывшенго Каунасского военкомата, куда мне пришлось идти за разрешением. Меня довольно приветливо встретил помощник коменданта vecas lejtnant (ст. лейтенант) литовской армии бывший выпускник нашей кафедры Банайтис. Он даже по старой привычке назвал меня "товарищ полковник", потом оглядываясь, спохватился, но беспрепятственно выписал мне необходимый пропуск. Из разговора я узнал, что многие его однокашники уже служат в Литовской армии. Вот тогда я вспомнил Бориса Сосновского...
Именно такие соображения и заставляют многих грамотных и честных перед собой преподавателей либо бросать профессию, которая и не кормит, ко всему прочему, либо пить, уходить в себя или в никуда, а иногда и кончать с собой.
переживать не стоит.если в российской армии бардак,что говорить об армиях бывших союзных республик?
В 1963-65 гг. я проходил обучение на военной кафедре Ленинградской лесотехнической академии (ЛТА). Среди преподавателей у нас был подполковник Пшеничный, имени и отчества мы не знали. Занимался строевой подготовкой. Мы, студенты, его любили за справедливость и юмор. Пшеничный был невысокого роста и крепкого телосложения. Из Вашего сообщения узнал, что полковник Пшеничный Н. И. был начальником военной кафедры в Литве. Не тот ли Пшеничный из ЛТА?
А речь идет о времени на 20 лет позже. Нашему Пшеничному на тот момент было 45 лет. (Мы отмечали его Юбилей). Не мог он в 25 лет быть подполковником.
Извините.
А фамилия Пшеничный встречается нередко. Мою фамилию, если слышали (что вряд ли) то может быть родственник. Удачи Вам и здоровья!
Среди прочего полковник Пшеничный учил нас, что после обмена ядерными ударами война будет продолжаться, как прежде! И победу определит пехота: "Территория не считается завоеванной, пока по ней не прошел сапогами солдат".
Моя фамилия, как я думал, уникальная. Но вдруг объявились однофамильцы в разных городах России и за рубежом! И даже возможно дальние родственники.
Уверен, что Вы тоже не одиноки во вселенной! Всего наилучшего.
А. Цыпук
Я сам лично НИ РАЗУ не испытал на себе неприязни литовцев к русским. Почему? А просто я не лез без очереди, не орал через улицу знакомому, не напивался, не плевал и не сорил на улицах. Увы, многие мои туристы именно так и делали, а потом жаловались на национализм литовцев.
Нисколько не оправдываю национализм во всех его проявлениях. Но, считаю, что прибалты оказались между молотом и наковальней. Молот - Сталин. Наковальня - Гитлер. Куда податься бедному крестьянину? И поди разбери, кто прав, а кто не прав.
Видно, Ваши студенты это тогда уже хорошо понимали. Я сам заканчивал военную кафедру при университете. Но, обучаясь в поле тактике, я думал о своей будущей специальности - переводчика или преподавателя английского и немецкого языков, но не о поставленной командиром задаче. В одно ухо мне влетало, и тут же вылетало в другое. А я был отличником. красный диплом! Что ж говорить о троечниках? Военный должен быть профессионалом, а не "пиджаком"
Я со временем, служа на этой кафедре, был избран в состав парткома института и могу даже сказать, что пользовался определенным уважением со стороны ректората и преподавательского состава. Но это не меняло отношения литовцев к России и всему советскому.
Конечно, факультет иностранного языка и институт физкультуры это разные понятия в смысле контингента. Помню к нам неоднократно обращались и деканы (Было два факультета) и сам ректор с просьбами смягчить требовательность к отдельным студентам. Помню ректор Станисловас Стонкус, уважаемый человек, бывший серебрянный призер Олимпиады по баскетболу уговаривал нас: "Ви поймитэ, вет он поксер и у нэго отпиты мосхи, а он гордост нашего лытовского спорта. Ставьтэ ему тройку и всё..."
Так было везде, не только у вас. А как сейчас спортсмены образование получают, это ужас! А деньги какие они за свой спорт получают .... профессорам и не снилось. Театр абсурда!
Комментарий удален модератором
Не лежит душа - уходи. Но я, откровенно говоря, был рад, что я, наконец, после долгих лет пребывания в "диких степях Забайкалья" попал в прекрасный город, где потом получил отличную квартиру, и готов был за это отрабатывать то, что от меня требовалось.
Да и, по своей военной привычке, не рассуждал, а считал, что "наверху виднее".
Удачи тебе!
-------------------------------
ну и прекрасно ! Не смогут литовские мотострелки "в головном дозоре на марше"
Расхерачим их если сунутся !
;-)
Приехали как за границу. Ни одного слова, ни одной вывески на русском.
Правда один раз когда ехали в пивбар, по-моему "Шнякутис" дружно закричали "Ура", увидев вывеску "Столовая", это возле гарнизона.
Уже тогда студентам Политеха преподаватели, кстати члены КПСС, рассказывали, как пострадали литовцы от русских, и как Литва кормит всю Россию.
Не удивился, что началось не с Эстонии, а Литвы, националисты страшные.
В сквере на Лайсвис-аллее из трехлитровой банки начал обливать себя. Подумали водой.
Когда пожег и начал кричать, все растерялись не знали что делать. В больнице скончался.
Волнения начались после того. как милиционер взял в охапку цветы возлагаемые к месту сожжения, и выбросил в урну.
Где прочесть рассказ, дайте ссылку?
Тогда собравшаяся толпа подожгла милицейский мотоцикл. Кто-то взобрался на крышу горсовета и что-то поджег.
Толпа бушевала всю ночь. а утром были введены ВВ (внутренние войска милиции).
Оружия не было одни дубинки. В течении 2-3 часов разогнали всех. Хотя литовцы мне рассказывали, что расстреливали детей и беременных женщин. Даже говорили вон очевидец. Очевидец же ссылался на другого и т.д.
Один честно рассказал:
"стою на аллее, подходит мусор и говорит, ты чего тут стоишь? Я ему, а твое какое дело.
Он молча как пере*ал меня по спине дубинкой, так я неделю вздохнуть не мог".
В троллейбусе услышав русскую речь, мужик вопил зачем вы к нам приехали. Я (характер невыдержанный), а зачем вы к нам ездите??
В Сочи и Крыму от вас не протолкнуться.
В студенческом пивбаре местный авторитет кричал: "допивайте пиво и уебы...те". Рядом сидели студенты, которые пригласили нас и молчали.
Язык легкий сразу научились считать. Как только переспросишь цену на русском, сразу цена возрастает.
И вообще впечатление народ подленький, как-то все гадят исподтишка. То направят не туда, то дадут не то
А вот сейчас, как сообщает мой приятель, живущий там, многие литовцы согласились бы вернуться в то советское время. Ведь прибалты у нас жили лучше всех остальных республик. они уже тогда строили коттеджи, имели неплохие зарплаты. А вот сейчас, чтобы добыть себе пропитание, вынуждены покидать свою Литву...
Спасибо и удачи!