Кого готовим?

На модерации Отложенный

В 1983 году, когда я, наслужившись досыти в войсках и не видя дальнейшей перспективы на командном поприще, был переведен в г. Каунас (Литва)на должность заместителя начальника военной кафедры Литовского государственного института физической культуры.

  По линии военной кафедры из студентов готовили офицеров запаса для мотострелковых войск.

  Для меня, прошедшего в армии тернистый путь от командира взвода до командира полка, эта работа была новой и незнакомой.

  Начальник кафедры полковник Пшеничный Н.И. во время знакомства со мной рассказал мне об особенностях службы на военной кафедре,  о преподавательском составе и моих основных обязанностях как его заместителя. Он также порекомендовал мне первый месяц побывать на различных занятиях, проводимых преподавателями кафедры.

  В мои обязанности входило, в основном, планирование и контроль учебного процесса, а также было предусмотрено мое непосредственное проведение занятий со студентами, с ограниченным количеством учебных часов. Так как я по образованию общевойсковой командир, то и занятия мне планировалось проводить, в основном, по общевойсковой тактике.

  Я решил присмотреться к проведению занятий преподавателями кафедры, сделать выводы о преподавателях, и, при необходимости поучиться у них.

  Начальник кафедры порекомендовал мне в первую очередь побывать на занятиях по тактике, проводимых начальником тактического цикла подполковником Б. Сосновским.

  Несколько о Сосновском. Подполковник Сосновский занимал должность начальника цикла уже около 4х лет, ожидал присвоения звания "полковник" (там была "вилка") и, что самое интересное, сам рассчитывал на должность, которую занял я. А посему, мое прибытие на кафедру он воспринял без энтузиазма, если не сказать хуже. Короче говоря, я с его стороны испытывал постоянную неприязнь.

  Но служба есть служба, хотя она и на военной кафедре.

В один из учебных дней мы с подполковником Сосновским выехали на двух грузовиках на тактическое поле для проведения занятий с одним из взводов (студенческая группа).

  В начале все было как и подобает быть. Подполковник доложил мне и попросил разрешения начать 6 часовое занятие. 

  Тема была: "Мотострелковый взвод в головном дозоре на марше".

  Поначалу все шло, вроде бы, как и должно быть. Но спустя некоторое время, занятие превратилось в некую веселую игру. Студенты, переодетые в военизированную форму, вооруженные учебным оружием, старались выполнять все, что требовал от них подполковник.

  Он же разошелся и не стесняясь в выражениях объяснял дествия студентов: "Вот вы, два придурка, выходите воон из-тех кустов на дорогу. А вы, что стоите, разинув рот? Ваши действия? И всё в таком духе...Я не вмешивался. Стоял в стороне и наблюдал за всем этим. 

  Занятия закончились, студенты набегались, и как я понял, ничего из того занятия не поняли.

  Когда подполковник закончил занятие и спросил: "Какие будут вопросы?" Студенты дружно выкрикнули заученную фразу "У матросов нет вопросов!". Вопросов не бывает, когда все ясно или когда ничего не ясно. Здесь было второе.

  Когда мы приехали в расположение кафедры, я решил наедине высказать Сосновскому моё мнение о проведенном им занятии. Я начал свой разговор с вопроса:

 - Как Вы считаете, подполковник, сегодняшнее занятие было успешным?"

 - Вполе.

 - Вы думаете, что студенты полностью усвоили что требовалось по данной теме?

 Сосновский некоторое время подумал и решился на полное откровение. Тем более, что нас в тот момент никто не слышал:

- А мне плевать как они усвоили. И Вы, наверняка, сами понимаете, товарищ полковник, что мы здесь себе врагов готовим. Вы совсем недавно оказались в этом городе. И вы еще на себе ощутите отношения к нам всего населения, и наших студентов в том числе.

Тогда я высказал ему,что  делать выводы из всей политической обстановки в Литве не наша задача, и мы должны добросовестно отрабатывать то, для чего мы здесь находимся...Да и не мог я говорить что-либо другое.

  Мы в дальнейшем очень подружились С Борисом Сосновским. Постоянно вместе рыбачили...

  Сейчас его нет в живых. Нелепо погиб, будкчи уже на пенсии в Рязани. 

  Нередко вспоминая его, я всегда думаю: "Как он был прав!" После выхода из состава СССР студенты разнесли военную кафедру, а многие из наших питомцев сразу же стали заполнять литовскую армию...