Становление американского империализма

«Признаюсь, мне нравится видеть, как Пирпонт Морган скупает гигантские линии океанского судоходства.

Мне приятно слышать об иностранных властителях, княжествах и державах, низко кланяющихся ему, когда он посещает Европу.

Я не возражаю, если колени старой леди с улицы Среднидл (прозвище Английского банка) дрожат и подгибаются, когда он посещает Лондон…. Нам нужна большая сила...»

Сенатор Хор

Американская финансовая аристократия начало свой путь к мировому могуществу ещё в середине XIXвека.

Миром в тот период владела Британия.И она хотела чтобы так было впредь……

США внешне не проявляло враждебности к бывшей метрополии….

Британия контролировала драгоценную нефть в ближневосточном регионе и самое главное—в России

ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВЕЛИКОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Уже в конце 90-х годов прошлого столетия в капиталистических кругах Британии стал обсуждаться вопрос об «американской опасности», как именовали эти круги усиливавшуюся конкуренцию со стороны США.

Опасность для своих позиций на мировом рынке европейские дельцы усматривали в возраставшем преобладании экспорта США над импортом, в укреплении финансовой мощи американских капиталистов и в развертывании американского промышленного производства.

Все это предвещало дальнейшее усиление американо-европейского торгового соперничества.

США И ГЕРМАНИЯ

Германия считалось мощнейшей силой в европе.После Британии и Франции

В свою очередь перед американскими капиталистами также стояла проблема германского соперничества. Уже в 80–90-х годах XIX в. стали заметно возрастать германские инвестиции в США.

Кроме того, неуклонно рос товарооборот между Германией и странами Латинской Америки, на которые уже в то время зарились монополии США.

Первое серьёзное столкновение капитала США и Германии произошло в южной америке

Ожесточенная американо-германская конкуренция происходила также на других рынках, где сталкивались пути экспансии американского и немецкого монополистического капитала: в Африке, Китае, на Ближнем и Среднем Востоке.

Американо-германская конкуренция развертывалась в различных отраслях производства и торговли.

Ленин также подчеркивал ожесточенное соперничество между капиталистами США и Германии в нефтяной промышленности

ОДНА ОБЩАЯ ЦЕЛЬ У ГЕРМАНИИ И АМЕРИКАНСКИЙ КАПИТАЛИСТОВ

Цель—захват власти над миром.

Но для этого было необходимо свалить с трона Британию.Именно это и стало главной причиной 1-й мировой войны и революций.

Британия была их общим врагом

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЮЗА ГЕРМАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО КАПИТАЛА

Одними из наиболее ранних были связи между американскими и германскими капиталистами в области морского судоходства. Еще в 1847 г. в Бремене была основана судоходная компания «Ошенстимнавигейшн К°». Эта компания финансировалась в значительной мере США.

В 1856 г. она была преобразована в общество «Северогермансокий Ллойд», в котором влияние американского капитала было чрезвычайно сильным.

В 1892 г. ряд американских и германских пароходных компаний, в том числе крупнейшие немецкие кампании «Северогерманский Ллойд» и «Гапаг» («Акционерное общество торгового судоходства Гамбург — Америка»), заключил соглашение о разделе прибылей от перевозки палубных пассажиров.

МОРГАН МОНОПОЛИЗИРУЕТ ГЕРМАНСКОЕ СУДОХОДСТВО

900-х годов в германской прессе широко обсуждался вопрос об опасности того, что крупнейшие немецкие пароходные общества полностью перейдут в собственность моргановского треста «Международная компания морской торговли». Эта опасность была настолько реальной, что и «Гапаг», и «Северогерманский Ллойд» вынуждены были внести в свои уставы оговорку, что оба эти общества должны существовать только как германские предприятия.

Однако если таким образом и был предотвращен формальный переход обеих компаний в руки Моргана, то связи между ними и американским капиталом продолжали укрепляться.

«Гапаг» и «Ллойд» заключили с моргановским трестом соглашение, по которому распределили между собой гавани, отказались от конкуренции друг с другом и даже создали общий контрольный комитет

ЭКСПАНСИЯ АМЕРИКАНСКОГО КАПИТАЛА ПРИНИМАЕТ УГРОЖАЮЩИЕ ОБОРОТЫ

Уже в конце XIX в. американский капитал стал проникать в различные отрасли германской промышленности.

В 80-х годах были установлены связи между американскими монополиями и немецкой электротехнической компанией «Эдисон гезелльшпафтфюрангевандтеэлектрицитет» (на базе ее впоследствии возникла АЭГ — Всеобщая электрическая компания)

В 1896 г. было создано американо-германское акционерное общество по производству кассовой аппаратуры; открылась фабрика типографских машин в Моргентале, работавшая по американским патентам.

В 1900 г. был основан германский филиал американской компании сельскохозяйственных машин «Интернейшнлхарвестеркомпани».

Вскоре в Германии наладила свое производство другая аналогичная фирма — «Меоси-Харискомпани».

МОНОПОЛИЯ НАД МЕТТАЛУРГИЕЙ

Чрезвычайно важной особенностью связей между монополиями США и Германии перед первой мировой войной являлось то, что эти связи были особенно тесными и экспансия американского капитала особенно энергичной в важнейших в военном отношении отраслях промышленности: в металлургии, машиностроении, нефтяной, электрической, химической промышленности и в производстве взрывчатых веществ.

Именно в этих отраслях промышленности, развитие которых было неразрывно связано с ростом военного потенциала империалистической Германии, переплетение американского и немецкого капитала достигало наивысшей степени.

В германской металлургии производство важнейших металлов и цены на них контролировались мощной группой немецких капиталистов, действовавших в союзе с американскими и английскими предпринимателями.

В немецкую группу монополий входили «Металлбанк», «Металл-гезелльшафт» и тесно с ними связанные крупнейшие немецкие компании «Beep, Зонд-Хаймерунд К°» и к «Аарон Хиршунд зон».

Со стороны США партнером этой группы была «Америкен метал компани». Компании создавшегося таким путем концерна были связаны между собой посредством владения акциями и прочим имуществом, обмена директорами и т. п.

Концерн контролировал многие металлургические фирмы США, Германии, ряда европейских стран и даже Мексики и Австралии.

Интересы этого гигантского концерна, главную роль в котором играли американо-германские монополии, выходили за пределы металлургии и распространялись на производство красителей, электротехнического оборудования и вооружений в США, Германии и Англии

В 1905 г. был заключен американо-германский трубный картель, разделивший между монополистами США и Германии мировые рынки сбыта труб{53}. В том же году американские компании вошли в рельсовый картель.

На основе этого картельного соглашения доля США устанавливалась в 25 % мирового сбыта рельсов, доля Германии — в 20 %. Были распределены рынки сбыта

В области производства алюминия крупнейшая американская алюминиевая монополия Меллона тесно сотрудничала с крупнейшей немецкой алюминиевой компанией «Нойхаузен».

Компании имели картельное соглашение.

Союз между этими двумя монополиями был настолько тесен, что когда меллоновский алюминиевый трест начал борьбу с руководимым французскими капиталистами синдикатом европейских заводов, компания «Нойхаузен» и связанные с ней немецкие промышленники решительно выступили в поддержку Меллона

ИМПЕРИИ

В начале XX в. сложились две электрические державы: американская «Дженерал электрик компани» и немецкая АЭГ.

В 1907 г. обе эти гигантские монополии заключили между собой договор о разделе мирового рынка: американская компания получала Северную Америку, германский трест — Европу.

Договор предусматривал взаимный обмен опытом и изобретениями.

ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО

Очень большую роль в Германии, не имевшей собственных нефтяных месторождений, играл рокфеллеровский нефтяной трест «Стандардойл». Американский трест начал давно уже проникать на германский рынок. Созданное им в Бремене первое в Германии «Немецко-американское нефтяное общество» было включено в торговый регистр еще 28 февраля 1890 г. Капитал его составлял тогда 9 млн. марок (впоследствии он увеличился до 20 млн. марок). Вскоре одна за другой стали возникать рокфеллеровские компании в Германии.

В 1907 г. тресту «Стандардойл» принадлежало в Германии уже шесть крупнейших нефтяных компаний.

«Стандардойл» доставлял в Германию 70–75% всего потреблявшегося там керосина

ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Чрезвычайно важными были связи между монополиями США и Германии в отраслях промышленности, непосредственно производящей вооружение и военные материалы.

Американским капиталистам почти целиком принадлежала компания «Зингер», а во время войны производившая шрапнель. 

Тесные связи существовали между известной немецкой фирмой военной оптики «Карл Цейсс» и американской фирмой «Бауш энд Ломб», вырабатывавшей военные оптические приборы из импортного немецкого стекла.

Между ними был заключен ряд соглашений, устранявших конкуренцию.

Обе фирмы вошли в так называемый «Тройственный оптический союз». «Бауш энд Ломб» обязалась закупать стекло для военной оптики только у Цейсса. Цейсс приобрел одну пятую часть всех акций «Бауш энд Ломб» и представительство в правлении этой фирмы.

С 90-х годов прошлого столетия существовали связи между германскими и американскими фирмами по производству взрывчатых веществ. Крупнейший американский пороховой трест «Дюпон де Немур», 1монополизиро-вавший производство взрывчатых веществ в США, еще в июле 1897 г. заключил соглашение с крупнейшими германскими (а также английскими и французскими) фирмами по производству взрывчатых веществ.

Между ними были разделены рынки сбыта, был создан особый фонд для борьбы с конкуренцией со стороны других фирм.

Трест Дюпона финансировал своих немецких компаньонов, выплачивая им крупные суммы под видом «штрафов» за нарушение картельного соглашения.

Имели место и другие, более прямые формы финансирования немецких монополий американским капиталом.

Так, в 1911 г. американские банки предоставили Германии через посредство нью-йоркского банковского дома «Халльгартен энд К°» и «Берлинерхандельсгезелльшафт» заем в 80 млн. марок.

БАНКОВСКАЯ СФЕРА

Банковский капитал Германии имел тесные связи со многими американскими фирмами и являлся держателем их акций.

Уже к началу 900-х годов крупнейший в Германии «Дойче банк» был связан с американскими железнодорожными компаниями: «Денвер энд Рио Гранде рейлуэй», «Сентралпасификрейлуэй», «Хаустон энд Тексассентрал», «Саусернпасифик», «Балтимор энд Охайо», «Орегон рейлуэй энд навигэйшн К°», «Норсернпасифик» и др.

К 1914 г. («Дойче банк» имел своих представителей в административных советах 114 американских предприятий и официальное представительство в Нью-Йорке

От «Дойче банк» не отставали и другие крупные немецкие банки. Так, «Дармштеттер банк» вложил значительный капитал в акции железнодорожных компаний США: «Норсернпасифик», «Сан-Антонио энд Арканзас», «Канзас-ситисаусерн», «Чикаго терминл трансфер», «Норфолк энд Уэстерн» и др.

Банк «Берлинерхандельсгезелльшафт» с 1903 г. установил связи с американским банком «Халльгартен энд К°»; «Дрезднер банк» с 1905 г. установил связи с домом Моргана. Связи с США имели перед войной берлинский банк Блейхредера, франкфуртский банк «Л. Шпейер — Элиссен», один из крупнейших немецких банков «Дисконтогезелльшафт».

Правительства Германии и США активно содействовали развитию связей между монополиями обеих стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1913 году было создано ФРС США.Теперь у США был свой печатный станок

К 1914 году к новому переделу мира всё было готово