Богумил Грабал. "Шестиклассница"
На модерации
Отложенный
Когда первый раз едешь в страну, хочется узнать о ней как можно больше. Почитать. Посмотреть. Сделать такое «домашние открытия» страны.
Так было у меня с Чехией, куда мне пришлось поехать, по состоянию здоровья, на санаторно-курортное лечение. Что-то я об этой стране уже знала, кого-то из чешских писателей читала. А тут на одной из страниц поиска по запросу «современные чешские писатели» увидела новое для себя имя – Богумил Грабал. И название рассказа «Шестиклассница». Решила прочитать, тем более всего-то было 3 страницы.
Мир нового для меня писателя был совершенно необычным – мир ребенка, который так и не стал взрослым. Ребенка, который смотрит на взрослых с благоговением и внутренним восторгом, который он с трудом может предать словами. Именно поэтому его истории, бесхитростные и немного смешные, становятся частью вашего существования.
И я прочитала все, что было возможно найти в интернете. И полюбила Богумила Грабала и мир его героев, которые живут то в Праге, то в маленьком Нимбурге, оставаясь при этом очень одинокими людьми. При этом их одиночество какое-то очень личное, позволяющее смотреть на мир очень пристально, вглядываться в него, «вчувствоваться» в него, становиться частью процесса жизни улицы, дома, подвала.
Вот он, мальчик-школьник, главный герой многих рассказов Грабала, ходит по улицам Нимбурга и наблюдает его неспешную жизнь. Потом он оказывается в школе, где больше всего любит следующие мгновения: «Зимой в школе меня каждое утро поджидают шесть зажженных газовых ламп; я всегда прихожу в школу первым и сижу под большой лампой о двух рожках, которые отбрасывают на стену зеленые тени. Я сижу и слушаю, как шипит газ в лампах, словно выходит воздух из шины, когда поворачиваешь клапан. Звук, который издают газовые лампы, так мне нравится, что я мечтаю только об одном: завести и дома такие же говорящие лампы, и сидеть возле них, и слушать, и подставлять под них руки, дивясь сине-зеленому свету, напоминающему свет лунной ночи... этот свет всегда в полнолуние будил меня по ночам, и я подставлял ему руки и ноги, ощущая, что лунные лучи кое-что весят - как если бы сверху сыпалась мука или звездная пыль. И вся комната выглядит, как во сне, и ты ходишь на цыпочках, потому что лунной ночью просыпается страх».
Что же видел мальчик в эти одинокие мгновения, когда он приходил в школу (где, кстати, не очень-то и хорошо учился)? Он видел красоту, которую остальные мальчишки не замечали: «Я сидел в школе, и приходили другие мальчики, я внимательно всматривался в них - заметят ли они, какой красотой можно наслаждаться совершенно бесплатно, но никто не обращал на газовый свет внимания…» И дальше в рассказе «Уличное освещение» мы идем с нашим героем за фонарщиком паном Рамбоусеком по городу, который все зажигает газовые фонари, обходим «вместе с ним главную площадь, улицы Элишки и Кавалерийскую, Большие и Малые Валы», побываем «на храмовой площади и в Козине»; узнаём, что «самые красивые фонари стояли на Малых Валах, скрытые среди кустов и деревьев, с горящими наверху огнями, они отражались внизу в Лабе...» Но все эти красоты фонарщик не замечал, потому что ему нужно было зажигать фонари и делать жизнь горожан более удобной.
Но возвращаюсь к рассказу «Шестиклассница», который поразил меня своей эпической концовкой при вполне обыкновенном содержании. В рассказе повествуется о том, как была поставлена силами любительского театра пьеса, премьера которой не имела завершенности, так как в конце второго действия занавес, только что опущенный, «опять поднялся, и появился режиссер, владелец типографии пан Минарж, который сообщил печальным голосом, что спектакль отменяется, что войска гитлеровского рейха, которые на рассвете перешли нашу границу, заняли Прагу и только что добрались и до нашего городка, так что он призывает горожан сохранять спокойствие...» Так для маленького Нимбурга началась немецкая оккупация Чехословакии…
Вот такие удивительные бытовые приметы жизни наполняют страницы рассказов Богумила Грабала и делают его героев близкими читателю не потому, что они – лучшие люди своего городка. Нет. Они самые обычные. Такие, как сам читатель, когда он был еще ребенком.
Именно поэтому и хочется читать книги Богумила Грабала, чтобы снова и снова входить в реку детства, погружаться в мир грез и фантазий ребенка, в котором все так обычно и одновременно необыкновенно прекрасно.
Комментарии