"17 мгновений весны" и блохоловы
На модерации
Отложенный
История любой страны насыщена мифологией. И это нормально. Без этого не стоит ни один народ. Как с этим быть? Мне кажется, ответ здесь простой. Не трожьте хорошую мифологию. В ней отражена мечта народа о себе. Но в наше время любителей «развенчать» советские мифы» - пруд пруди. И один из них - автор нижеприведенной статьи, журналист и германист Сергей Сумленный, собкор журнала "Эксперт" в Германии. Он решил раскрыть нам глаза на фильм "17 мгновений весны".
Возникает вопрос: зачем оно им надо?
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться.
БОЛЬШЕ ВСЕГО ИЗ СОВЕТСКОЙ ПОП-КУЛЬТУРЫ Я, КАК ГЕРМАНИСТ, НЕНАВИЖУ ФИЛЬМ «17 МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ».
Впрочем, обо всем по порядку. «17 мгновений весны» - отличный с художественной точки зрения сериал. Художественно завершенный, стильный, лаконичный. В своем роде доказательство того, что искусство может найти лазейку даже в тоталитарном обществе. Ишь ты, снизошел!
Проблема в том, что уже не первое поколение русских рассматривает этот кинокомикс как энциклопедию немецкой жизни и истину в последней инстанции. Вот уж попал пальцем в небо. Мне и в голову никогда не приходило так на него смотреть!
В сериале Лиозновой все нацелено на то, чтобы вести со зрителем задушевно-чекистский разговор. «Ну, вы же понимаете, что мы умные люди, мы знаем, как на самом деле», - говорит фильм, предлагая зрителю очередную «Информацию к размышлению». Это подталкивает зрителя к тому, чтобы верить в самозабвенную хлестаковщину фильма и стараться запомнить как можно больше деталей из «информаций» - перед знакомыми знаниями блеснуть. По себе, что ли автор судит? Проблема в том, что данные этих «информаций» - на большую часть полностью выдуманы.
И речь даже не о таких мелочах, как то, что Мюллер, например, был членом НСДАП с 1938 года, а не с 1939, как утверждается в фильме. Это, конечно, принципиально важно! Или что фильм, создававшийся в рамках коммунистической пропаганды, был обязан следовать идеологической линии – и поэтому всем лидерам нацистской Германии было отказано в образовании выше среднего. И доктор филологии Йозеф Геббельс (защитился в 1921 году), и выпускник мюнхенской высшей технической школы Генрих Гиммлер (диплом от 1922 года) получают в фильме характеристики «образование: среднее». Все это мелочи, хотя и противные.
Дело в другом. Вся эстетика фильма – это большая фантазия. Разумеется, я говорю не о таких мелочах, как советский железнодорожный вагон под видом вагона рейхсбана, или Рига, загримированная под Берн. Несмываемый позор для советского кинематографа! Понятно, что киностудии работают в условиях дефицита реквизита, а в Советском Союзе с натурными съемками в Швейцарии были проблемы. И даже не говорю о том, что сепаратные переговоры с Гитлером активно вел Советский Союз. Оставим эти мелочи в покое.
Нет, все глубже. Главный эстетический стержень фильма – это черно-серебряная униформа героев-эсэсовцев. Именно эта черная униформа до сих пор определяет садо-мазо-мечты российских поклонников чекистов. Откуда взял? Именно с этого фильма в СССР пошла эстетизация нацизма. Ну это уже бред. Однако проблема в том, что черную БДСМ-униформу СС носили только до 1935 года. В 1935 году форма была заменена на мышино-серую, а в 1937 – на форму «полевого серого» цвета, практически идентичную вермахтовской.
Разумеется, с двумя погонами, а не с одним. За сменой униформы стояло стремление руководства СС казаться менее опереточными и более «военными». Ах, знали бы они, как активно будут облизываться на их черные кители советские граждане после просмотра фильма Лиозновой.
Съемка якобы «исторического» фильма с таким ляпом в форме противника – это уже заявка на развесистую клюкву. А кто когда и где утверждал, что это историческая лента?
После этого можно уже ничего больше не писать, но фильм полон ляпов и покруче – причем ляпов, в которые русские до сих пор свято верят. Еще никто из воспитанных на «17 мгновениях», с кем я пил пиво, не удержался – в ответ на мой «Prost!» от замечания, что, мол, «это же северонемецкое!». Ребята, Семенов с Лиозновой вас обманули. Prost! (сокращенное от Prosit, т.е. латинского «за здоровье») – распространено по всей Германии, и даже на юге больше, чем на севере. Легенда о том, что северяне-де «экономят на гласных» - клюква еще более развесистая, сравните северные топонимы Keetzseen или Peenewiesen с каким-нибудь южным Gschwend. Топонимы мы сравнивать уж точно не будем, это уж чрезмерно углубленная ловля блох!
Глупая радистка Кэт не знала, что при родах должна была кричать на немецком языке.
А повсеместно распространенная вера в то, что при родах женщина кричит на родном не то что языке, а диалекте – это вообще кошмар. Я понимаю, что в Советском Союзе никто (неужели?) не говорил на иностранных языках, и Семенов мог впаривать зрителям любую чушь об особенностях говорения на них. Но сегодня-то уж можно поинтересоваться. Даже нескольких недель пребывания в иноязычной среде достаточно для того, чтобы даже в состоянии забытия говорить на иностранном языке, видеть сны на нем и ругаться, вступив ногой в лужу. Не говоря уже о многолетней жизни агентов за границей (это даже если мы оставим в стороне правдоподобность такой инфильтрации советских граждан в нацистскую Германию).
Полный швах у Семенова и с географией Берлина, причем в ключевых моментах.
Понятно, что фильм снимался советскими художниками для советских зрителей и фактически про советских гэбэшников. Густо размазанная по фильму тема потребления импортных сигарет, пива и коньяка – это как раз про доступ советских партийцев к распределителям. «Пей свое пиво, сегодня баварское есть», - говорит в пятой серии владелец пивной Штирлицу, пришедшему к нему постоянному клиенту. Мечта о баварском пиве, конечно, одна из ключевых для русского восприятия Германии… Автору трудно поверить, что далеко не все русские денно и нощно мечтают об этом напитке!
Кстати, что действительно интересно в фильме, так это чудом попавшие в кадр картины настоящего гэдээровского Восточного Берлина. Например, на 52-й минуте 11-й серии машина Штирлица проезжает мимо разрушенной колоннады и разбомбленного в ноль, до обрушенных стен и пустых окон, здания. То, что здание стоит разрушенным, показывает нам, на что на самом деле шли деньги в ГДР, не сумевшей даже к концу 1970-х восстановить архитектурные сокровища самого центра города – но зато вбухивавшего миллионы марок в строительство укреплений на границе, чтобы не дать восточным немцам сбежать на свободу. Уел так уел!
В «17 мгновениях весны» нет ни информации о Германии, ни тайных знаков, ни тайных знаний. Да, и армянский коньяк – вопреки сыгранному Броневым якобы Мюллеру – Уинстон Черчилль не любил, и, возможно, никогда даже не пробовал.
Ну что, читатель, теперь вы по-другому будете воспринимать фильм "17 мгновений весны"?
Полностью читать:
http://www.euromag.ru/euroblogs/126/30603.html
Комментарии
А ведь кое-то и вполне разумно. Например, об эстетизации нацизма говорили еще в 80-х, про плакаты со Штирлицем в красивой эсэсовской форме над кроватями школьниц. А уж крики рожениц на родном диатекте - это уж вообще вошло в анналы идиотизма.
Но фильм хорош и любим, таким, каков он есть, со всеми неточностями и мифами. Но вот кем-то не любим - и что теперь, надо нелюбящего оплевывать и покрывать позором, как выбившимся из общей массы советского народа?
Вас, видимо, задевает не критика фильма, а именно скепсис по отношению к советским мифам. для меня, к примеру, этот фильм остается одним из самых любимых, но меня его критика не задевает.
Вот так "разгромил" так "разгромил")))
Когда во время войны Сталину, ещё до Сталинграда и Прохоровки, принесли трофейную инструкцию по посещению туалета для германских офицеров, в которой буквально было предписано на какую ширину расставлять ноги, как приседать, сколько отрывать бумаги, как её складывать, как подтираться - от сказал "Мы выиграем у них войну".
В этой "рецензии" - все немцы, во всём их "блеске и нищете".
Во-вторых,антисовки ничтожные существа. Они никогда не смогут заявить "мы лучшие,потому что мы это доказали своими реальными действиями,мы сделали то-то и то-то", они всегда будут упорно доказывать,что ДРУГИЕ худшие.
Комментарий удален модератором
==
Фильм был сделан по их заказу.
Комментарий удален модератором
Так и со Штирлицем. Я даже внимания не обращал на цвет униформы у эсэсовцев, какая на хер разница, черная или серая или серо-зеленая в крапинку. Разве дело в этом? Головой думать надо, а не кочаном капусты с арифмометром наперевес.
Есть же в мире еще такие дятлы, которые смотрят в художественном фильме не игру актеров, а проверяет реальность декораций. Ну не придурок ли?
В романе Ю.Семенова про образование Геббельса и Гиммлера не сказано. В фильме - да, "среднее". Но Геббельс - филолух на "тройбан", а Гиммлер - агроном. В фильме - это Штирлиц размышляет, это ему информация. Ну, да, он прикинул: "образование среднее".
Мюллер в фильме чл. НСДАП с 1938 г., а не с 1939 г. Подумаешь. А чего автор статьи у Миллера про серебряный галун на рукаве члена НСДАП с 1933 г. не написал?
И к черной форме зачем придирается? Путает организацию СС и войска СС.
http://army.armor.kiev.ua/forma/pogon-werm-17.shtml
"Широко известная эсэсовская черная униформа являлась униформой организации СС (Allgemeine-SS), но ее никогда не носили в войсках СС, поскольку она была отменена в 1934, а войска СС окончательно сформировались к 1939 году Однако военнослужащие войск СС как члены организации СС имели право носить униформу общих СС. Военнослужащие же войск СС, переведенные из Вермахта, членами организации СС не являлись и права на нее не имели".
А радистку Кэт в роддом привезли контуженную при бомбежке, поэтому она и не смогла себя контролировать.