Нелюбовь к истине
На модерации
Отложенный
Сегодня падает интерес к истине в любой области жизни. Истина всё в большей степени замещается субъективной правдой. Один из видов субъективной правды – это тексты агитпропа, переименованного в последнее время в пиар. Проявления нелюбви к истине многообразны. Люди не хотят познавать явления таковыми, каковы они есть. Они отталкивают от себя сложное, многоаспектное, неоднозначное, заменяя его простым и лапидарным.
Всегда предпочитается простое объяснение – сложному. Истина жертвуется простоте. Двадцать с лишним лет решили: социализм плохой - даёшь капитализм! А какая чудная аргументация применялась! Помню, несовместимость рынка с социализмом доказывалась тем, что нельзя быть немножко беременной. И это вполне проглатывалось людьми вполне образованными, культурными, интеллигентными. Сегодня широко распространено мнение, что это всё подпольный вашингтонский обком действовал. Может, он и действовал, но успеху его деятельности чрезвычайно способствовала нелюбовь к минимально сложной мысли.
Теперь правда поменяла знак. Теперь капитализм всё чаще становится плохой. А раз капитализм плохой – даёшь совок! Помню, несколько лет назад я попала в одну партийную ячейку, чисто случайно. Там люди говорили искренне, ничего из себя не изображали, такие провинциальные средних лет дядечки, довольно, кстати, симпатичные, располагающие. Ещё раз: говорили они просто меж собой, не на публику, говорили что думали. А говорили они вот что: в 70-е годы всё было уже изобретено, и всё шло, как надо. Вот и теперь следует, ежели по уму, сделать так, как было в 70-е годы, да и дело с концом, и нечего мудрствовать. Главное, чтоб было просто, чтоб не было ничего умственно затруднительного.
Сегодня во многих кругах, если сказать, что в либерализме есть много ценного и даже вечного, это ощущается как предательство интересов народа. В других кругах, если похвалить социализм – это будет предательство интересов цивилизации и прогресса. Все расселись по своим мышиным норкам и грызут свою изжёванную до безжизненных волокон, абсолютно не питательную целлюлозную умственную жвачку. Как обстоит дело в реальности – никого не интересует. Искренне не интересует. Это глобальный тренд.
В наших научно-популярных и документальных фильмах крайне мало информации, зато резко преобладает оценка явлений, основанная на каком-нибудь априорном лозунге («Нас травят!», «Во всём виноваты чиновники» или что-нибудь в этом роде). Это называется авторским телевидением.
Можно сказать: это просто пропаганда, пиар, а от пиара трудно ждать истинных знаний. (Об этом писали мне мои френды в ответ на диалог Путина с саратовским аграрием). Отчасти это так. На войне, к примеру, есть истина штаба, который планирует операции, а есть правда окопного агитатора или автора боевого листка, который должен внушить бойцам нужные взгляды и поднять боевой дух. Но в том-то и неприятность, что сегодня ВСЁ мышление, в том числе и мышление лиц, принимающих важные решения, мышление людей образованных и вроде бы культурных, учёных даже - основывается на элементарных лозунгах и популярных общих местах. На них основывают и государственные, и управленческие решения. Поэтому совершенно не удивляет, что провал следует за провалом. Это всё равно, что вести самолёт по карте на пачке «Беломора» или планировать боевые действия на основании информации, содержащейся в боевом листке.
В нашей стране подобному мышлению благоприятствует ещё недостаток информации об обществе. Недаром Андропов вошёл в историю фразой «Мы не знаем общества, в котором живём», произнесённой, между прочим тогда, когда в стране было трудно представимое количество разного рода обществоведов и все они что-то изучали; но это так, попутное замечание. Западные обществоведы знают о своих обществах, как мне представляется, гораздо больше. Помню, меня поразила когда-то книжка Зомбарта «Пролетариат»: какая чисто немецкая скрупулёзность, всё расчислено, вплоть до количества кубических метров пространства на одного пролетария.
Американские социологи тоже знают о своём обществе если не всё, то многое. Какие таблетки от головной боли кто любит на восточном и западном побережье с разбивкой по уровню доходов и возрастам. У нас очень мало реальных знаний. Опросы происходят по очень малой выборке. Такое ощущение, что люди стремятся заткнуть уши и слегка прищурить глаза, чтобы не видеть того, что видеть неприятно. А дальше мозг воспринимает команду «Не видеть!» - и неприятное словно бы исчезает. Моя родственница, хороший врач-ЛОР, рассказывала: бывает психогенная глухота, когда человеку чего-то остро не хочется слышать. В этом случае бывает очень трудно подобрать аппаратик для усиления слуха.
Что тут первично, а что вторично – сказать трудно. То есть недостаток знания порождает нелюбовь к нему или наоборот: недостаток знания проистекает от нелюбви к истине? Думаю, эти факторы взаимно обусловлены и поддерживают друг друга.
Именно по причине нелюбви к истине и к истинному знанию у нас постоянно возникают разного рода светочи – то Солженицын, то Гайдар, то западники, то почвенники.
Нелюбовь к истинному знанию превосходно коррелирует с ростом уровня мракобесия и невежества и с уменьшением распространения научных знаний в обществе. Об этом я когда-то писала в серии постов «Мракобесие и невежество», широко разлетевшейся по интернету.
Не надо только думать, будто бы это – чисто наше явление. Оно – универсально.
Вот промытенький, опрятно одетый немчик – технолог какого-то мебельного производства - объясняет по телевизору, как они борются за экологию. «Мы, - говорит, - значительную часть энергии, потребной производству, добываем из вторсырья – сжигаем ящики, старую мебель и т.п. В результате мы не выбрасываем в атмосферу вредную окись углерода, приводящую к парниковому эффекту». Наверное, опрятный немчик никогда не учился химии в 7-м классе и не знает реакции горения, да и слушатели его не знают, да и не нужно им это, потому что всё это «грузилово» и не прикольно. Главное, что он человек хороший и борется за экологию. Это маленький образчик того, что я понимаю под правдой и истиной.
Хочу быть правильно понятой. Здесь речь не идёт о незнании кем-то чего-то: в этом беды особой нет. В конце концов прав был тов. Ленин, учивший комсомольцев двадцатых годов: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше». Речь не о невежестве как незнании чего-то. Речь о невежестве, так сказать, принципиальном, о невежестве как жизненной позиции и о безмыслии как глобальном тренде.
ПОЧЕМУ?
Нелюбовь к истине питается у нас и на Западе отчасти из общих, а отчасти из разных источников.
Общий источник – это отсутствие глобальных задач и общая заторможенность научно-технического прогресса, деиндустриализация.
У нас этот тренд, как и многие другие, приобрёл размеры и формы самые что ни наесть гомерические, но в менее выраженной форме это есть везде.
Есть у нас и своя специфика. У нас никогда не было исинной любви к самоценностной, чистой, свободной от любой прагматики истине, к чистому знанию. У Бердяева, которого я высоко ценю, есть на эту тему замечательная статья, которая была когда-то напечатана в знаменитых «Вехах» - «Философская истина и интеллигентская правда». Собственно, к этому вопросу Бердяев возвращался постоянно. Мысль его такова: русская интеллигенция склонна мыслить скорее религиозно, чем философски. И поэтому она превращает в квази-религию любые учения, придавая им характер всеобъемлющий. Религией становится всё: марксизм, дарвинизм, вера в прогресс, даже самый атеизм – и тот становится религией в исполнении русской интеллигенции. При этом русская интеллигенция очень любит простые мысли – Бердяев называет это «карманный катехизис». При этом любой вопрос технический и практический русский интеллигент любит превращать в идеологический и моральный. Любопытно, что эта манера осталась в неизменности до наших дней, счастливо пережив две (или даже три) революции, две мировые войны и множество катаклизмов меньшего калибра. Приведу несколько цитат их этой статьи – они заслуживают внимания, как и вообще «Вехи».
«Защитников безусловного и независимого знания, знания как начала, возвышающегося над общественной злобой дня, все ещё подозревают в реакционности».
«В этом своеобразном отношении к философии сказалась, конечно, вся наша малокультурность, примитивная недифференцированность, слабое сознание безусловной ценности истины и ошибка морального суждения. Вся русская история обнаруживает слабость самостоятельных умозрительных интересов. Но сказались тут и задатки черт положительных и ценных - жажда целостного миросозерцания, в котором теория слита с жизнью, жажда веры. Интеллигенция не без основания относится отрицательно и подозрительно к отвлечённому академизму, к рассечению живой истины, и в её требовании целостного отношения к миру и жизни можно разглядеть черту бессознательной религиозности».
«...любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине».
«...соблазн великого инквизитора, который требовал отказа от истины во имя счастья людей. Основное моральное суждение интеллигенции укладывается в формулу: да сгинет истина, если от гибели её народу будет лучше житься, если люди будут счастливее, долой истину, если она стоит на пути заветного клича "долой самодержавие"».
«Марксизм подвергся у нас народническому перерождению, экономический материализм превратился в новую форму "субъективной социологии". Русскими марксистами овладела исключительная любовь к равенству и исключительная вера в близость социалистического конца и возможность достигнуть этого конца в России чуть ли не раньше, чем на Западе».
«Европейские философы, в большинстве случаев отвлечённые и слишком оторванные от жизни, и не подозревают, какую роль они играют в наших кружковых, интеллигентских спорах и ссорах, и были бы очень изумлены, если бы им рассказали, как их тяжеловесные думы превращаются в легковесные брошюры».
В чём причина такого своеобразного склада сознания? Бердяев в другом месте говорит даже о своеобразном интеллигентском «мыслительном аскетизме»: как можно развлекаться самоценностным исканием истины, когда народ страдает? Сегодня моя приятельница, типичнейшая интеллигентка, любит повторять: «Пока сидит Путин, о чём можно говорить?»
Мне кажется, дело тут не столько в «аскетизме», сколько в обломовщине: ею, родимой, объясняются многие явления русской жизни – от частных до государственных. Думы о народе, забота об общем благе – это от «голубиной чистое души», за которую, если помните, Штольц любил Обломова. А любовь к простому и неохота к умственной работе и надежда на «немца» - это тоже от нашего общего духовного родителя Ильи Ильича. Неуклонное стремление к истине – это тяжёлая духовная работа, занятие утомительное и часто психотравмирующее – а ну его! Возьмём что-нибудь простое, ясное, мягкое – вроде того знаменитого бесформенного халата.
На Западе нелюбовь к истине питается от иных родников. Важнейший из них - это всепроникающее торгашество. Торгаш, как и политический пропагандист, часто попадает под собственные чары. Это вроде внутрибольничной инфекции. Любая идея должна быть продана – таков закон глобального, капиллярно проникающего во все сферы жизни рынка. Всё – товар и функционирует по законам товара, т.е. продаётся. А чтобы повысить объём продаж, надо товар сделать привлекательным и желанным для возможно большего числа потребителей. Умственный уровень большинства потребителей, мягко сказать, не слишком высок – значит надо адаптировать идею в соответствии с этим уровнем – иначе не продашь. Скучное, заумное, даже просто понятное не с первого раза, требующее напряжения для своего восприятия – всё это «грузилово», а потому отвергается. А признаётся простое, лапидарное и не требующее усилий – вроде рекламного слогана. Необходимость постоянно вилять и подлаживаться к массам, которые не дай бог, бунтовать начнут, - приводит к предельному понижению мысли и в господствующих классах.
Не последнюю роль в этом деле играет перенасыщенность окружающей среды информационным шумом. Всё вокруг шумит, бренчит, трубит, звенит, мелькает – и всё изругает какую-то информацию. Чтобы пробиться в этой сверхплотной среде, приходится надлежащим образом упаковывать своё сообщение, в частности, предельно упрощать его: в случае какого затруднения слушатели разбираться не будут, а тотчас переключатся на другое.
В последнее время этот фактор начал действовать и у нас. Западная нелюбовь к мысли, соединяясь с нашими домашними факторами (обломовщиной и интеллигентским мыслительным аскетизмом), образует на нашей почве обстановку задорного, оптимистического безмыслия и бодрого, радостного невежества. Недаром излюбленный герой рекламы – это весёлый, оптимистический дебил. Иногда, впрочем, безмыслие принимает тоскливо-апокалиптический характер (летит метеорит, скоро всех отравят и Москва провалится в гигантскую воронку), не прекращая от этого быть безмыслием.
Я не склонна противопоставлять безмыслие отечественное импортному. Тренд этот в основе един. Недаром современные люди всё глубже погружаются в мир грёз, всё меньше хотят читать «про жизнь», а всё больше – «про вампиров». Так что с патриотической гордостью можно констатировать: тут мы на уровне, отставания не наблюдается.
Комментарии
--------------
Первым делом, что сделали ебноиды придя к власти - подняли социологию.
И сейчас наверняка тот, кому положено, знает достаточно.
Всё это "вездесущее упрощение", разница между "истиной" и "правдой", - это лишь конкретные проявления процесса, симптомы болезни ментальной и уже биологической деградации. Соответственно намёки на то, что вот надо бы не так, а эдак в этих конкретных симптомах, давют иллюзию, что можно какими-то такими "конкретными" усилиями остановить эту падающую вниз лавину. Ясно, что лавина не остановится, пока не достигнет самого дна.
Эта доминирующая тенденция просто показывает, что реальный максимум данного вида человечества уже просто пройден и теперь будет лишь один спуск, с разнообразными деталями, но одним общим направлением.
Можно только инициировать изначально тонкие, но потенциально сильные ростки прямо противоположной прогрессивной тенденции, направленной конечно в совершенно новое, качественно высшее будущее, а не в "наше замечательное прошлое". Если найдётся, кем наполнить такую тенденцию.
Комментарий удален модератором
Удивительно, что каждый комментатор по своему статью понял.
И относится это ко всем странам во все времена. А данная статья говорит только о России. Не понятно только, с благой-ли целью, или из желания очередной раз "опустить" Россию.
Между тем, как раз недостаточное оповещение и повторение информаии о потопе в Крымске стало основанием для уголовных дел админстрации этого поселения. Т.е. в жизни есть степень важности информации, пусть и несистемная. А в систему надо бы привести. А то в Интернете читаем: "Действия ХХ повергло весь мир в шок" - а это звезда полусредней величинц очередной развелась. В хаосе информации система необходима. Наиболее естественно для новостей - по степени важности для Людей с позиции их срочной безопасности, потом - несколько отдаленной. Например, воспитание Человека - это тоже обеспечение его безопасности, только системное и отдаленное во времени, но не гарантированное. А воспитание Людей в Обществе повышает эту гарантию.