МАДЕЙРА. ВЕК XVI.

Я уже рассказывала о том, как в начале пятнадцатого века португальцы открыли и начали заселять остров Мадейра(http://maxpark.com/community/2962/content/812872)

  Когда первые каравеллы Жуау Гонсалвеша Зарку приблизились к острову и увидели,  что он покрыт огромным количеством деревьев, казалось бы, растущими здесь со дня сотворения мира, кто-то воскликнул « Madeira!».Это означало  «дерево», дерево, как строительный материал. Так этот остров получил своё топонимическое название.

Первые переселенцы сразу поняли, что  эта необитаемая земля необыкновенно плодородна, что « все, что не попробуешь посеять, превращается в золото», что здесь обилие чистейшей воды, так необходимой для полива плантаций. За 30 лет  Мадейра  превратилась в центр производства очень ценного продукта, который отправляли не только на континент, но и за границу Португалии – сахар. В то время сахар в Европе был настолько редким и дорогим продуктом, что продавался в аптеках для больных и очень богатых людей. Известны факты, что португальские послы  преподносили  сахар  в подарок очень богатым и известным людям.  «…Взяли в Рим много  лакомств, игрушек и консервов (засахаренные фрукты) - все из сахара, даже скульптуры. Подарки, тщательно завернув в хлопковую ткань, уложили  в  сундуки. Это очень понравилось Папе,  и он  каждый подарок продемонстрировал кардиналам и известнейшим сеньорам Рима. Все были в восторге!».  

В то же самое время на Мадейре стали выращивать виноград и делать из него прекрасное вино, которое  ценилось в  Европе и Азии. На Мадейру стало приезжать все больше и больше людей, привлеченных возможностью быстро разбогатеть. Среди них был и великий генуэзец, тот, кто откроет «новый мир» для людей - Америку, Христофор Колумб. Он учился технологии  выращивания сахарного тростника и торговле сахаром у одного из самых богатых  владельцев плантаций Эжмералду.  Затем, как  утверждают, женился на мадейренской девушке, дочери главного капитана острова Порту Санту. На Мадейре у него родился первый сын, которого крестили в церкви в городке Машику. В небольшом городке на юге Мадейры, Понта ду Сол, до сих пор сохранился дом, где жил Колумб.

               Памятник Христофору Колумбу в Фуншале.

 
Мадейра процветала. Со всех сторон съезжались купцы и разносили по миру весть, что  остров очень красив и что там  живут богатые люди. Некоторые их них задерживались и  те, кто страдал от болезней, понимали, что и климат тут благодатный, что можно избавиться от многих недугов. Так Мадейра  стала первым в мире климатическим  курортом и центром туризма.
 

Но пришла беда. Это случилось неожиданно. 3 октября 1566 года, в день Святого Франциска. Три сотни французских корсаров, которыми командовал  Бертран де Манлук, придворный французского короля Карла IX, напали на остров с южной стороны, там, где располагался Фуншал, столица Мадейры. В те времена без специального разрешения главного капитана ни одному судну не разрешалось приближаться к берегу Мадейры. Поэтому  коварный  Бертран де Манлук провел свои каравеллы мимо Фуншала   и пристал к острову на Прайя Формоза (Красивый пляж) расположенный  примерно в 10 милях от города.

Высадил там  своих людей и пешим ходом пираты направились к  городу. Все происходило ранним утром и, к несчастью, они не встретили  никого, кто мог бы оказать сопротивление или хотя бы предупредить  население Фуншала  о предстоящем нападении.

Еще в 1513 году было решено для защиты города от нападения врагов построить форт на берегу океана в бухте Фуншала. И строительство, вроде, начали, но так медленно, что только к 1542 году выстроили небольшой форт Святого Лаврентия, да и то  строительство не было закончено. Там не имелось ни артиллерийских орудий, ни даже пороха. Французы без труда расправились с теми  немногими пытавшимися  оказать сопротивление. Дело осложнялось еще и тем, что главный капитан  был на континенте и его замещал его дядя, Франсишку  Гунсалвеш де Камара, пожилой и, прямо скажем, не очень смелый человек. В одну из небольших залов форта  спрятались  несколько богатых дам, они просили со слезами на глазах пощады у бандитов и остались живы. Но сумели, переодев в женское платье дядю главного капитана, спасти его от верной смерти. Началось самое ужасное-  разграбление острова, убийства, насилие… Те кто мог, бросили свои дома, имущество и убежали в горы. Хранитель казны, монах Рудриго  де Порталегре, сражался со шпагой в руках, защищая спрятанные им сокровища, но героически погиб. Сокровища так и не были найдены -они до сегодняшнего для хранятся в Кафедральном соборе Фуншала. Был убит и  Бертран де Манлук, но это не остановило пиратов- 15 дней они бесчинствовали на острове, набивая до отказа трюмы своих девяти кораблей и тех, которые находились в бухте Фуншала, тонкими тканями, парчой, коврами, сундуками с деньгами, столовой посудой  и другим добром. Разоряли брошенные дома сбежавших от них горожан,  разгромили церкви… На южной его части, потому, что северная сторона острова имела естественную защиту - отвесные высочайшие скалы.

                                                        Куррал даш Фрейраш.

В колледже Святого Франциска прятались монашки из монастыря Святой Клары. Они бежали. Бежали только им известными горными тропинками и тоннелями, бросив  на поживу  пиратам все ценности  своего монастыря. И пришли …в кратер вулкана. Ведь Мадейра- давно потухший вулкан, треть которого возвышается над уровнем моря (около 3000 метров). Они спаслись, они нашли свой  куррал.  С тех пор поселение на дне кратера называют Куррал даш Фрейраш ( curral–  загон для скота, freiras– монашки).

Пираты убрались с острова накануне дня святого Луки, в пятницу ночью, оставив позади следы смерти и разорения.

Главному капитану сообщили в Лиссабон, что происходит на острове, но он вернулся шесть дней спустя после отплытия корсаров.  С вооруженными людьми и всем необходимым для помощи пострадавшим. Жители Фуншала находились в ужасном состоянии, страдая  не только от потери имущества, но и морально.

Это событие заставило короля Португалии и его министров  принять решение о возведении системы фортификационных сооружений на Мадейре, что вскоре и было  сделано.   

Нападение французских корсаров  осталось одним из самых трагических событий  в истории Мадейры.