Слишком мало государства. Откуда берётся коррупция

На модерации Отложенный

...Мы постоянно встречаем в СМИ жалобы на коррумпированное государство, всё глубже вторгающееся во все сферы жизни граждан. Почему-то повторяющие эту формулировку не видят в ней логического сбоя. 

На самом же деле – не надо себя обманывать. Коррупция – это не форма государственного присутствия в жизни граждан. Это, наоборот, форма его отсутствия.

Нам, если мы хотим действительно понять природу и структуру этого явления, важно помнить: у любой коррупционной сделки существуют как минимум два выгодоприобретателя. Потому как тот, кто «даёт», как правило, делает это не с болью в сердце и не потому, что его к этому принудили. Можете мне поверить: в сфере, по крайней мере, «работы с подрядными организациями» та «подрядная организация», которой удалось «договориться» и «поделиться», -- счастлива просто как червяк в яблоке. Ибо бизнес – это всегда улица с двусторонним движением.

А если ещё проще – даже «несчастный водитель» платит «проклятому гаишнику» вовсе не потому, что он белый и пушистый, а гаишник его безжалостно и жестоко притесняет. А потому, что водитель где-то накосячил и теперь как-то надо «закрыть вопрос», а «на месте» это делать тупо менее геморройно и довольно прилично дешевле, чем «по официалу». Потому и платят.

И помня это -- уже можно потихоньку соображать, откуда эта зараза берется и почему именно на наших почвах так крепко укореняется. И ответ тут вовсе не в «правовом нигилизме населения», как в этом почему-то уверен наш действующий премьер. Ответ на этот вопрос был дан ещё в 20-е годы прошлого столетия: коррупция возникает там, где по каким-то причинам создается «вакуум власти», где государство из-за своей слабости не может выполнять свои функции. В список которых входит как создание выполнимых правил – так и контроль за их выполнением.

Когда же государство к управлению жизнью возвращается, пусть даже в негуманной форме, но имея политическую волю для решения задач – можно победить не только пресловутую коррупцию. Но и саму сицилийскую мафию. Что доказал на собственном примере, извините, Бенито Муссолини -- по некоторым версиям, кстати, автор выражения "вакуум власти".

А в недавние 90-е годы у нас, что называется, «на местах» был – не просто вакуум. Было что-то уже совершенно иное, фактически запредельное: власть тогда проблемы вверенного ей населения вообще принципиально не волновали. Было, знаете ли, много других забот: МВФ, приватизация, права человека, политическая борьба и выборы на всех уровнях.

Не до населения.

Как-нибудь само проживёт, не маленькое.

…Ну, а жить-то как-то надо.

Ездить по дорогам (права, правила, и т.д.), лечиться самому и лечить детей и родителей (кто в той или иной форме не «давал» медицинским работникам в 90-е или позже, думаю, просто совершенно бессердечный человек), учить детей (учителя, преподаватели в институте), делать перепланировку в квартирах, решать вопросы с коммуналкой. Вот и решали, кто как мог.

И так, собственно, везде – и в бизнесе в том числе: там, где государство по каким-либо причинам не могло или не хотело «решать», тут же возникал тот, кто мог и хотел. Но уже, извините, за вознаграждение. По сути – образовывалась ещё одна, параллельная система упавления, ещё одна «властная вертикаль» -- но уже не представляющая никаких государственных интересов. А то, что власть, лишённая присутствия государства, становится товаром -- всего лишь логично: где нет государственного интереса, будут рулить личные. Имеешь достаточную денежную массу – купи себе власти и используй.

...И вот в чём, собственно, одна из главных проблем на сегодня. Если, например, на макрополитическом уровне у нас за последнее десятилетие государство худо-бедно вернулось во власть и уже не продаёт свои стратегические интересы зарубежным державам – то в большинстве сфер, касающихся  граждан, его пока нет. Вместо государства – субъекта, осознающего и блюдущего свои интересы, по определению совпадающие с общественными – по-прежнему есть только лица, облечённые властью.

И так будет продолжаться, вызывая всё большее раздражение граждан -- пока государство действительно не заполнит собой вакуум власти -- то есть не «вторгнется во все сферы жизни».