Почему в норвежских тюрьмах сидят не дольше 21 года?

На модерации Отложенный


   © REUTERS Bob Strong

   Действительно, это интересный вопрос, который в последнее время обсуждается наряду с другими «тюремными» темами. Например, почему полезно содержать преступников в тюрьмах вместе? Есть ли другие решения проблемы? В сущности, тюремное заключение стало использоваться в результате единодушного отношения к целям уголовного наказания.  
   И, по-видимому, там же следует искать ответ в отношении системы наказаний, действующей в Норвегии.
   Наказание преследует пять целей: заслуженная кара, поражение в правах, устрашение и сдерживание, исправление и реабилитация.
   Наказание соответствует общественному представлению о справедливости и соблюдения правил, которые в культурном сознании населения нашей страны заметно ослабли. Любой разговор о том, что исправление преступника важнее кары, как правило, вызывает возмущение и нарекания, что, якобы, такая позиция значительно ослабляет безопасность общества, уводит на второй план интересы жертв преступлений и – что самое ужасное – делает жизнь преступников слишком комфортной. И неважно, что по данным ряда исследований некоторые формы достижения исправления позволили сократить вероятность дальнейших преступлений, противники этой системы, прежде всего, безапелляционно требуют для преступников возмездия.
   Хотя то же самое происходит и во всем мире. В отличие от других стран, Норвегия характеризуется прогрессивной системой наказаний, в которой основное внимание уделяется исправлению и реабилитации, за счет которой предполагается сократить уровень преступности в будущем. Это не означает, что там не сажают в тюрьмы – просто в тюрьмах создаются такие условия заключения, которые позволяют снизить вероятность того, что после освобождения преступник снова возьмется за старое.
   В отличие от многих судебных округов США, в которых срок наказания преступника определяется в приговоре (то есть отбывается именно тот срок, который был назначен судом), в Норвегии срок наказания в приговоре не указывается.

А вопрос об освобождении заключенного решается на основе аналитического отчета, в котором указано, исправился он или нет.
   Как было отмечено, назначаемый срок тюремного заключения в Норвегии не превышает 21 года, но этот срок может быть продлен на пять лет, если заключенный или заключенная не исправились к окончанию первоначально назначенного срока. И в этом случае срок может продлеваться через каждые пять лет до бесконечности. Поэтому, в принципе, человек может остаться в тюрьме пожизненно, просто срок ему будут добавлять частями постепенно.
   Результаты введения такой системы кажутся положительными в том плане, что снижают вероятность совершения повторных преступлений. Я не смог найти более авторитетного источника, но как утверждается в статье о тюремной системе Норвегии, опубликованной в газете Guardian, уровень рецидивов в тюрьме Bastoy составляет приблизительно 16%, и в Европе он самый низкий, в то время, как в США он равен примерно 40%.  
   Однако практика назначения наказания и условия содержания заключенных сами по себе не лишены противоречий. В последнее время в Европе ведутся ожесточенные споры о явной несправедливости того, что заключенные в Норвегии живут в относительной «роскоши» при том, что условия жизни малоимущих или престарелых законопослушных граждан несравненно хуже.  
   Вполне оправдан вопрос о том, должны ли заключенные содержаться в более комфортных условиях, чем условия, в которых живут законопослушные граждане, даже если эти улучшенные условия являются частью политики, которая способствует скорейшему исправлению преступников. По крайней мере, в этом отношении Норвегия выбрала ту стратегию, благодаря которой она может с максимальной эффективностью добиваться сокращения преступности.
   И одним из элементов этой стратегии является ограничение сроков тюремного заключения.