Отношение к женщине в библии праведниками

http://antibibliya.ru/kniga_o_biblii.html#_Toc184653937


Из Библии не видно, за что бог так возлюбил Авраама, за что сделал его потомков своим избранным народом. Ни о каких проявлениях особо праведной жизни этого человека в Библии не рассказывается. Зато там приводятся некоторые детали его биографии, которые нельзя назвать иначе, как постыдными. Когда Авраам со своей семьей прибыл в Египет, он выдал свою жену Сарру за сестру, с тем чтобы не мешать египтянам вступать с ней в интимные отношения. А это ему было нужно для того, чтобы в полной безопасности была его жизнь. Сарра «взята была в дом фараонов», «и Аврааму хорошо было ради нее; и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки и верблюды» (Быт.12:15, 16). Так торговал великий праведник своей собственной женой, получая чистоганом — мелкий и крупный скот, лошаков и верблюдов.

Интересно, как отнесся к создавшейся деликатной обстановке сам бог. Он рассердился и «поразил тяжкими ударами»… но не Авраама, а «фараона и дом его» (Быт.12:17). Какое воспитательное воздействие может иметь пример гнусного поведения человека, которого изображают замечательным праведником, да еще к тому же описание того, как бог наказал не этого основного виновника, а человека невинного?

Любопытно, что торговля собственной женой практиковалась Авраамом, как видно из Библии, не один раз. В той же книге Бытия рассказывается, как Авраам пытался совершить с герарским царем ту же сделку в отношении Сарры, какую он совершил с фараоном, и как этому помешало только вмешательство бога, который пригрозил смертью царю, если он посмеет дотронутся до Сарры. Авраама божья кара не касается, он и здесь оказывается совершенно праведным человеком, хотя вина за все лежит только на нем.

История с торговлей собственной женой еще раз повторяется в Библии, но уже в отношении сына Авраама Исаака, который, как рассказывается там, идет по стопам своего отца и тоже, выдавая свою жену Ревекку за сестру, пытается торговать ею (Быт.26:7, 8). Правда, здесь говорится не о материальных благах, которых добивался Исаак, а о страхе его за свою жизнь: как бы люди, которым понравится его жена, не захотели убить его, чтобы владеть ею. Но и это не свидетельствует о великой доблести праотца Исаака.

Как правило, в Библии изображается жизнь божьих избранников и любимцев весьма нелестно. Праведником, например, являлся племянник Авраама Лот, которого бог спас при разрушении Содома и Гоморры. Бог решил истребить население этих городов за то, что оно погрязло в разврате, но спасти при этом Лота с его семьей. Это и было сделано, правда, не без ущерба для семьи Лота: его жена, не сумевшая преодолеть женского любопытства, оглянулась назад вопреки запрещению и превратилась в соляной столп. Но так ли уж был праведен сам Лот, которого спас бог и который не пострадал? Он «только» сожительствовал со своими двумя дочерьми… (Быт.19:31-36)

Вообще поведение ветхозаветных праведников в отношении к женщине выглядит весьма не праведно. Родоначальник и глава крупнейшего из еврейских «колен» Иуда, увидев на улице «блудницу», немедленно вступает в переговоры, сторговывается о цене и сходится с ней; потом оказывается, что это его сноха (Быт.38:15-18).



Многоженство у ветхозаветных праведников — совершенно обычная вещь. У Авраама, судя по Библии, было две или три жены, одна из них, Сарра, считалась полноправной, другие — наложницами (Быт.16:3). У Иакова было две жены и две наложницы (Быт. гл. 29, 30). У Моисея было две жены (См. Исх.2:21; Чис.12:1). У Давида было шесть жен и 10 наложниц (См. II книгу Царств, гл. 3). Все рекорды побил, однако, царь Соломон, у которого было не более и не менее, как 700 жен и 300 наложниц (См. III книгу Царств, гл. 11, ст.3).

Мы упомянули выше о царе Давиде с его женами и наложницами. Библия сообщает и о том, какими способами он завоевывал приглянувшихся ему женщин. Удивительно просто, как о чем-то вполне естественном она рассказывает о таком деянии праведника Давида, всегда «ходившего перед господом». «Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался по кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина. И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею» (2Цар.11:2-4). Но этого было Давиду мало: он решил убить мужа Вирсавии. Несчастный был отправлен на войну с письмом к командующему, а в письме было написано, по Библии, следующее: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2Цар.11:15). Все было разыграно, как по нотам: Урия был предательски погублен, а Вирсавия стала добычей праведного царя, настолько благочестивого, что ему приписывается авторство псалмов.

Следует сказать, что Библия осуждает поступок Давида с Вирсавией и Урией. Больше того, она рассказывает о том, как бог покарал за него Давида: «поразил господь дитя, которое родила жена Урии Давиду» (2Цар.12:15). Не Давид понес наказание, а дитя, которое уж никак нельзя считать виноватым в том, что оно появилось на свет. Что же касается самого преступника, то… «утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней, и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя Соломон. И господь возлюбил его» (2Цар.12:24). Первого возненавидел так, что убил немедленно после рождения, а второго столь же немедленно возлюбил…

Логики в этих поступках бога не видно никакой, но в данном случае нас интересует другое — вопрос о том, как выглядит моральный облик библейских праведников. Как было уже сказано выше, если подойти к этому вопросу научно, то ничего удивительного в безнравственных, с нашей точки зрения, поступках библейских героев не окажется. В те времена, к которым относится библейское повествование, эти поступки считались нравственными или, во всяком случае, не так уж сильно нарушающими нравственные нормы. В период разложения родового общества и складывавшегося рабовладельческого строя женщина считалась не полноправным человеком, а собственностью главы рода или семьи. Иметь несколько жен и наложниц считалось не менее естественным, чем иметь определенное количество скота. Подходя к вопросу исторически, мы это понимаем. Но принимать это за норму поведения — кому придет в голову такая мысль? Между тем религия учит видеть именно в жизни библейских героев образец морального поведения!