Большая правда и большая неправда Валерия Отставных

 

Валерий Отставных опубликовал прелюбопытную заметку. Любопытна она и темой, и подходом.

Автор ставит такую вот проблему: «без видения нравственно-духовной, сакральной, цивилизационной ПЕРСПЕКТИВЫ жизни человечества, российского  общества, локальных политических проблем не решить».

Вот так. Чтобы не мельчить.

Давайте пока остановимся здесь.

С точностью до выбора слов суть дела схвачена очень точно. Почему необходим такой глобальный подход к решению вроде бы частных политических задач? По очень простой причине: для решения любой из таких задач необходима идея, объединяющая десятки миллионов людей.

Ни «Путин должен уйти», ни «Свободу политзаключенным», ни даже «Вернуть награбленное» такой идеей быть не могут. Такой идеей может стать только идея глобальная, мирового масштаба.

Почему другие страны обходились без таких идей? Это нам только кажется, что обходились. Западная цивилизация сделана гигансткими идеями, такими, например, как служение Богу, или свобода, или ценность человеческой личности. Были среди этих идей и идеи поменьше, такие как эффективное производство, технологии и т.д..

Всё это прекрасные идеи, но идеи уже во многом реализованные. Русские сердца согревали другие идеи, еще более прекрасные, но пока не названные.

Реализация этих идей, в самом деле, занимает века. В общей истории человечества их роль не менее важна, чем роль идей, уже реализованных Западной цивилизацией. И только такие идеи смогут стать путеводными для народа в целом.

Придумывать эти грандиозные идеи не надо. Это только наша иллюзия, что идеи придумываются. Но их надо услышать. Услышать в своей душе. И их необходимо назвать, «выговорить». 

И вот здесь-то и начинаются проблемы. Что это за проблемы, можно увидеть во все том же тексте Валерия Отставных.

Обратите внимание на слово, которое автор пишет через дефис – «нравственно-духовной». В этом соединении двух понятий – нравственного и духовного – как раз и сконцентрировано существо того, что  превращает большую правду Валерия Владимировича в большую и даже порой дурно попахивающую неправду.

В душе народа, а значит и в каждой из наших с вами, дорогие читатели, душ есть некий «инвариант», который сохраняется неизменным на протяжении всей жизни народа. Условно этот «инвариант» можно назвать идеей народа.

Проживая свою жизнь, поколение за поколением, народ реализует свою идею, превращая ее в культуру в широком значении слова, которая и является воплощением идеи народа. Традиции как часть культуры тоже воплощают идею народа.

Но здесь есть интеллектуальная западня, в которую попадают все традиционалисты-консерваторы: то, что традиции и культура воплощают идею народа не означает тождества между идеей народа и его культурой. Это разные вещи.

Все дело в том, что жизнь любого культурного явления гораздо короче, чем жизнь всей идеи народа. Поэтому культуру вообще и традиции в частности – это не корнидерева жизни народа, а его листья. Они распускаются и опадают. А дерево растет.

Валерий Владимирович вполне прав, призывая беречь корни. Но он совсем не прав, называя корнями листья. Традиции возникают и исчезают. Иногда совсем бесследно. Что мы знаем сегодня о традициях деревни 15-го века (кроме своих фантазий, конечно)? Иногда исчезают прекрасные создания культуры, такие как, например, церковное искусство 11-15 веков. На смену им приходят совсем иные культурные формы, порой гораздо менее высокие, но все равно растущие из того же корня.

Для людей православной церкви продемонстрированное автором видение естественно: роль традиций в церкви, в самом деле, главенствующая (хотя это и уже совсем другая тема). Но общество, народ и церковь – это вовсе не одно и то же, как бы кому-то ни хотелось доказать обратное. Народная жизнь все время обновляется и далеко не всегда в церковных формах.

Поэтому и не стоит удивляться, что духовное развитие общества часто шло путем преодоления культурных  традиций, а сторонники традиций оказывались тормозом духовного развития. Это относится и к такой форме культуры, как нравственность – наличиствующие в данный момент представления о хорошем и плохом. Очень часто то, что принято считать хорошим, тормозит духовное развитие, то есть по сути оказывается плохим. Сегодня такие тормоза мы видим едва ли не во всей нашей жизни: духовное развитие сдерживают даже традиционные представления о патриотизме и справедливости.

И поэтому не стоит удивляться, что одновременно с очень глубокой мыслью о необходимости того, чтобы лидерами нации были ее духовные лидеры, автор восторгается и вокализом Кашина (который сам по себе заслуживает отдельной, хотя и вовсе не восторженной статьи), и не к месту цитирует Гребенщикова и Псалмопевца.

Впрочем, цитата из Гребенщикова «Чтобы стоять, я должен держаться корней» не случайна: корни, которые имеет в виду Гребенщиков, в самом деле помогают стоять.

Но не идти.