Ко Дню Победы. Военные фотографии Михаила Савина
На модерации
Отложенный
Говоря о больших войнах последних десятилетий, мы часто выделяем полководцев, людей, которые руководили операциями, но при этом нередко забываем, что победу ковали и другие люди. Это как непосредственно фронтовые бойцы, так и труженики тыла. При этом не нужно забывать и о тех людях, благодаря работе которых мы сегодня можем увидеть военные кадры ушедших эпох. К таким людям относятся военные корреспонденты, которые, используя всё своё мастерство, успевали запечатлеть военную хронику или военные фотографии.
Фотокорреспонденты времён Великой Отечественной создали сотни запоминающихся снимков, которые за послевоенные годы успели распространиться по различным изданиям, знакомы новые и новые поколения с тем, что происходило на кровавой войне. Сегодня многие современные издания, используя новые стили обработки фотографий, публикуют старые кадры в новом визуальном прочтении.
Военные фотокорреспонденты со своими «мыльницами» часто оказывались там, где шанс выжить стремился к нулю. Именно благодаря работе этих людей, мы имеем возможность прикоснуться к истории и своими глазами увидеть то, как видели эту войну наши деды и прадеды.
Одним из тех фотокорреспондентов, работы которого дошли до наших дней, является Михаил Савин. Михаил Иванович прошёл всю войну с фотоаппаратом в руках. При этом его кадры стали настоящей классикой искусства военного фотографа. Савин родился в далёком 1915 году. С 1939 года он трудился в Фотохронике ТАСС. Снимать на фотоплёнку военные будни начал в июне 1941 года. Его фотоаппарат запечатлел и горечь отступления советских войск, и славные военные страницы: оборону Москвы, Курскую битву, наступление советских войск в Европе. За свой беспримерный труд Михаил Савин награждён медалями «За победу над Германией» и «за Отвагу». Михаил Иванович рассказывал о том талисмане, который он старался носить с собой в ходе войны. Этим талисманом стало для него колечко из фарфора, которое раньше использовалось для навешивания штор. Михаил Иванович верил, что именно это кольцо не раз спасало его из самых сложных ситуаций, когда вероятность выжить была минимальна.
Работа фотокорреспондента Михаила Савина сегодня является образцом того, как должен настоящий профессионал относиться к своему делу. Благодаря такому отношению, мир получил возможность увидеть фотографии войны такой, какой она была.
Комментарии
С праздником Победы !!!! Сегодня вечером по традиции собираемся у бабушки. Работника тыла. Деда фронтовика больше нет.
"«Дело было в самом начале войны. Мы тогда как и все отступали. Фашисты прорвались по направлению к Двинску танковым корпусом. Взяли город и продолжили наступление. Происходило это все летом — в июне 1941 года. Жара стояла неимоверная. Так вот, после того как немцы взяли город, нам пришлось отступать. Нашим двум бронетранспортерам удалось выйти из боя невредимыми, так несколько вмятин на боках. Отойдя километра три от места боя, мы увидели механизированную колонну, двигающуюся в направлении к Ленинграду. Пыль стояла столбом. Разглядеть что либо в этом скопище техники было невозможно.
Мы решили, что это наши, и влились в строй. Шли почти целый день. Впереди маячила иногда стоп сигналами наша бронемашина. А что делалось у нас позади, видно не было. Погода была сухая кругом серо-коричневая пыль. Она забивалась под гимнастерку, из-за нее слезились глаза, до сих пор помню, как она на зубах хрустит. Ну, идем себе в колонне и идем, вдруг останавливаемся. Пыль начинает понемногу оседать, оглядываемся. Святые отцы-угодники!..
Стрелять по фашистам не стали, потому что весь боезапас израсходовали в предыдущем бою. Спаслись чудом. Немцы видимо палить по нам не стали из-за того что сами были в шоке». Эту историю я вспомнил прочитывая недавно воспоминания фашистского фельдмаршала Эриха Манштейна «Утерянные победы». Он вспоминает об одном танковом рейде 56 танкового корпуса, когда немцы 26 июня осадили Двинск. Так вот есть на страницах его книги вот такое воспоминание. «… Однажды мы мучительно медленно двигались в составе колонны 3-й мотодивизии по узкой дороге, которая не давала возможности обгона. Мы двигались в сплошном облаке пыли. ..
Если бы они проявили сообразительность, то могли бы открыть по нам огонь из всего оружия. Однако они с завывающими моторами ушли влево и свернули на боковую дорогу».