Ближний Восток: грядут ли перемены?

Огненные шары над Дамаском и последующие взрывы в центре и на окраине сирийской столице стали своеобразным ответом на вопрос о том, где проходит израильская «красная черта». Оказалось, что эта черта проходит по оружейным складам, где хранятся предназначенные для «Хизбаллы» ракеты, а также по нескольким засекреченным военным заводам. Справедливости ради стоит отметить, что Израиль предупреждал заранее, что отправка сирийского или иранского оружия в Ливан – недопустима.

И вот, час X настал. На следующий день из Дамаска зазвучали угрозы, предупреждения и откровенная ложь. В общей сложности, до сих пор министерство информации Сирии представило четыре варианта возможных реакций:

  • Сирия уже успела отомстить Израилю и сбила как минимум один самолет. Но сионистам удалось отвлечь внимание и скрыть от мира это достижение.
  • Сирия с минуты на минуту отреагирует, потому что израильские преступления не должны оставаться безнаказанными. Если не сама – то с помощью друзей («Хизбалла», Иран, палестинские фракции в Ливане – правильный ответ подчеркнуть красным фломастером).
  • Сирия отомстит в самый подходящий для нее и неподходящий для сионистов момент. Удар будет ощутимым и болезненным.
  • Сирия не станет отвечать на безответственные провокации сионистов вообще. Потому что их цель – втянуть Сирию и ее союзников в большую региональную войну. А это ни к чему хорошему не приведет.

Растерянность сирийских политиков и военных, которым приходится одновременно вести войну с повстанцами на всех фронтах и придумывать небылицы для государственных СМИ, хорошо ощущалась в каждом интервью, и вскоре нашла отражение в многочисленных карикатурах, которые были опубликованы на оппозиционных веб-сайтах.

Не менее, а возможно, даже более беспомощными выглядели иранские генералы. Даже обязательные солнцезащитные очки не смогли скрыть смущение на лице этих людей, которые должны были в нескольких фразах объяснить, почему Иран не станет бомбить Тель-Авив в ответ на «коварную атаку братского Дамаска» (так описывают ситуацию в иранских издания «Кайхан» и проч.).

Спикер парламента и кандидат в президенты Ирана Али Лариджани заявил, что «враг заплатит дорогую цену за эту атаку», а начальник генштаба предложил профинансировать подготовку сирийского спецназа на территории Ирана. Однако внятного ответа на вопрос о том, когда же мощная иранская длань покарает Израиль, журналисты так и не добились.

Проблема заключается в том, что ни Сирия, ни «Хизбалла», ни Иран на сегодняшний день не могут позволить себе ответить на ночную бомбежку Дамаска, которая уже получила название «атака Джамарайа» – по названию одного из пригородов Дамаска. Сирия слишком поглощена своей внутренней войной, «Хизбалла» опасается жесткой израильской реакции, которая вновь ввергнет Ливан в разруху и навлечет на голову Хасана Насраллы народный гнев.

А в Иране прекрасно осознают, что ракетная атака Израиля и в самом деле повлечет за собой начало той самой «большой ближневосточной войны», которая может привести к низвержению режима аятолл. При всей внешней воинственности Ирана, эта страна за последние двести лет не развязала ни одной войны, и нынешний режим, как и любой другой, в основном преследует одну единственную цель – выживание, собственно, режима.

А тем временем сайт Al Monitor опубликовал статью преподавателя Междисциплинарного центра в Герцлии Меира Джаведанфара (Meir Javedanfar), посвященную изменениям в ближневосточном регионе. Ученый, считающийся одним из ведущих экспертов в мире по современному Ирану, считает, что Иерусалим и Тегеран скоро будут с ностальгией вспоминать о былом противостоянии.

Джаведанфар отмечает, что основным результатом «арабской весны» стала радикализация последователей суннитской ветви ислама. Свидетельство этому – растущее влияние салафитов в Египте и сирийского отделения террористической группировки «Аль-Каида» – «Фронта ан-Нусра».

По мнению эксперта, одним из наиболее вероятных сценариев, ждущих Сирию после свержения Башара Асада, станет массовая резня религиозных меньшинств – алавитов, шиитов и христиан. Радикальные исламисты превратят Сирию в свою базу, совершая атаки против соседних стран. Он констатирует, что Ливан уже оказался втянут в эту борьбу.

Израиль столкнется не только с минометными обстрелами и попытками террористов преодолеть границу. В руки «Аль-Каиды» может попасть ракетный арсенал Сирии, а также запасы химического оружия – одни из крупнейших в мире. ОМП могут быть также применены против ливанской «Хизбаллы».

Джавенданфар полагает, что для эффективной борьбы с подобной угрозой Ирану, Израилю и «Хизбалле» придется наладить сотрудничество. Он убежден, что в противном случае Иран лишится влияния в регионе, а Израиль не сможет эффективно противостоять атакам «Аль-Каиды» на населенные пункты.