Страсти по Победе
Завтра День Победы. Мой отец прошел всю войну, брат в 17 лет ушел добровольцем и успел два года повоевать. В общем, праздник семейный. Поэтому и относиться безразлично к тому, что происходит сегодня вокруг этого праздника, мне трудно не только по уму, но и чисто эмоционально.
Победу пытаются приписать Сталину, а знамя Победы сделать знаменем борьбы со свободой, или, как поднаторевшие в пропагандистской риторике интернет-авторы называют это, борьбы с либерализмом. Любые попытки говорить об изнанке Победы воспринимаются в штыки почти в буквальном смысле слова.
Люди не слишком далекого ума полагают, что они так защищают нашу гордость и славу. Понять, что так можно только ее оболгать, им не хватает не то ума, не то души, не то и того и другого вместе.
Что это за люди? Среди них есть, наверное, и ветераны. Но едва ли многие... Ведь и самым юным из ветеранов сегодня за 85. А средний возраст мужчин в нашей стране вы знаете сами. Но дело не только в этом и не столько.
Война была страшным испытанием для прошедших ее. И мне не пришлось видеть никого из воевавших, кто с ликованием вспоминал бы это время. Нестарых мужчин, плачущих на Мамаевом кургане, я помню. А чтобы кто-то рассказывал, как он бежал в атаку «за Родину, за Сталина» - нет, такого не было. В массе своей фронтовики вообще не любили вспоминать это время. Слишком оно было горьким, или, как сказали бы современные психологи, травматичным.
И сегодня на Победе пытаются спекулировать и делать себе политический капитал совсем не те люди, которые делали Победу. Делатели Победы вообще не гонялись ни за каким капиталом. И они отнюдь не млели при имени Сталина, во всяком случае, большинство. Иначе бы не был воспринят страной с таким энтузиазмом и 20-й съезд, и с чуть меньшим энтузиазмом – последующий вынос Сталина из мавзолея.
Были в СССР и сталинисты, но массово культ Сталина сохранялся только в Грузии. Там без тоста за Сталина не обходилось ни одно застолье. А кто помнит такое в России?
Причины российского неосталинизма просты. Высший пик славы России был достигнут во время правления Сталина и в последующие 10-20 лет после его смерти. И вполне естественна ностальгия по тем временам. Особенно со стороны тех, кто не помнит, а только что-то слышал о них.
А ведь самым молодым из более-менее отчетливо помнящих сталинское время сегодня тоже за 70.
А дальше начинаются проблемы с логикой. Много людей просто не в состоянии разделить «во время Сталина» и «благодаря Сталину». Им не придет в голову приписывать победу над Наполеоном Александру Первому. Так их учили в школе, и пока что на их головы не обрушились потоки пропаганды, заставляющие их изменить школьному учебнику. Со Сталиным же история иная: здесь пропагандисты уже успели поработать.
Вместе с тем, элементарная логика должна была бы подсказать им, что очистить великую Победу от грязи, без которой не бывает никакой военной победы, можно только одним способом: не замалчивая эту грязь, а выявляя ее, не оправдывая, а стыдясь и стыдом грязь смывая – другими способами смыть ее нельзя. И те, кто делают именно это, не «крадут нашу победу», а чистят, не умаляют, а усиливают ее блеск. В частности – и потому, что правда о войне показывает, в каких страшных условиях она была завоевана.
Было все – и заградотряды, и смерш, и неоправданные жертвы, и жестокость, и желание выслужиться у одних командиров и нежелание рисковать собственной уже даже не карьерой, а жизнью у других. Были и предательства. Были и просто ошибки. Были – а куда им деться – и обычные людские слабости. Было очень много ненависти к врагу, и ненависть эта находила себе выход. Да, и было бы слюнтяйским прекраснодушием сказать, что ненависть эта была беспричинной. В общем, было много правды жизни, о которой сорок лет говорить было запрещено, но которая, как и любая правда, не могла оставаться тайной вечно.
Вероятно, не у всех, кто стал пытаться рассказывать правду о войне, хватило такта не перегибать палку. Не у всех хватило художественного таланта. Количество военной чернухи в нашем чернушном кинематографе, естественно, зашкаливает и часто оказывается дальше от правды жизни, чем лакированные фильмы соцреализма. Но вся эта кинохалтура объясняется отнюдь не происками идеологических врагов, а тем же самым, чем объясняется остальная кинохалтура – падением профессионализма и общей культурной деградацией.
Но все это не может служить поводом для оправданий отказа видеть свою историю такой, какой она была, а не такой, какой нам хотелось бы ее видеть. Поводом для самообмана и самооправдания.
Комментарии
Руководство страной было очень разным. Часто совершенно преступным. "Бы" в истории опускает разговор до лавочки. В истории нет "бы".
Мне не попадалось никакой "либеральной лжи" о Сталине. Тенденцизность, то есть подчеркивание одного и опускание другого, - да, попадалось. Лжи - нет.
Комментарий удален модератором
http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/rakurs/68311
Не знать всего этого человек, который пишет почти без орфографических ошибок, не может. Значит, Вы знаете. Что это были за выборы (точно таких больше нигде не было). Что за конституция. Что за свобода.
И все же пишите. Зачем? Хороший ответ на этот вопрос я изобрести не могу.
Но тут есть одна проблема. Убийство хорошо. Но считать убийство хорошим, а тем более убивать самому - очень плохо.
Победы завоевываются часто и кровью. Военные - кровью всегда. Но кровь вопиет к отмщению. Это называют еще и законом кармы. Наши беды сегодня - плата за сталинские победы. Непонимание этого - гарантия того, что беды будут становиться еще более страшными. Законы, которые тут действуют, работают точно так же, как законы физики.
Не поняв этого, мир нельзя сделать лучше. Отсутствие сожалений просто закроет путь в совершенное будущее. Что мы и имеем сегодня. Потому что отсутствие сожаление - это неразличение добра и зла.
Коренную причину этих бедствий следует искать не в личностях руководителей, а в порочности самой идеи социализма. Госсобственность на средства производства, лежащая в основе социалистической догмы, необходимо требовала централизации экономического и политического управления в форме диктатуры, названной Лениным для смягчения диктатурой пролетариата. Построенная система требовала диктатора, и им после Ленина стал Сталин. Естественно, добренькая и постоянно сомневающаяся личность была бы немедленно отвергнута системой. Но Сталин оказался на своём месте, может это был ещё не самый худший из возможных вариантов
Бедствия и крах такой системы были неминуемы.
В двух словах о трех ответах.
3) Зло необходимостью не оправдывается: убийство по необходимости остается убийством. При Сталине было много убийств и без необходимости.
2) Да, советская модель социализма исключала лидерство хорошего человека. "Классовая мораль" - основа коммунистической этики. Она и делает эту модель нежизнеспособной.
1) Идея социализма многоаспектна. Но в целом не порочна, так как многое в ней хорошо. Мы видим это в западном варианте реализации. Хорошо ровное распределение богатства. Хорошо ограничение права собственности индивидами. В советском варианте были и другие хорошие черты: акцент на культурном строительстве, идеал коммунизма... Но в ней (особенно в советском варианте) есть и много плохого. Задача - отделить хорошее от плохого.
Читайте внимательно: «Коренную причину этих бедствий следует искать не в личностях руководителей, а в порочности самой идеи социализма». Свалив всё зло лично на Сталина, проблему не решить. А мы только этим и занимаемся.
советская модель социализма исключала лидерство хорошего человека. "Классовая мораль" - основа коммунистической этики. Она и делает эту модель нежизнеспособной
Нежизнеспособной и порочной советскую модель социализма делает не «классовая мораль», а госсобственность на средства производства, лежащая в основе социалистической догмы, которая требует централизации экономического и политического управления в форме диктатуры.
Идея социализма многоаспектна. Но в целом не порочна, так как многое в ней хорошо. Мы видим это в западном варианте реализации
Приведите хотя бы один пример экономически развитой страны мира, в которой средства производства в основной своей массе находятся в руках властей. Неужели судьба стольких стран т.н. социалистической демократии Вам ни о чём не говорит?
Я не рискну однозначно высказаться.
Однако память о деде ,который высказался пред личным составом о тыловых крысах,которые проверяют личную почту ....за что и получил свои 10 лет ..там и умер...Не дает мне относится равнодушно
Комментарий удален модератором