Картина,которая сделала Рубенса знаменитым.
Триптих «Снятие с креста» был создан великим фламандцем Питером Паулем Рубенсом для кафедрального собора его родного города Антверпена, в то время, когда, начиная с 1610 года он писал, по большей части, на религиозные темы. Перед нами самая величественная из созданных Рубенсом религиозных работ, прославившая его как певца истинных христианских ценностей.
Триптих написан в период с1610 по 1614 годы. Картина является вторым большим алтарным образом Рубенса Собора Антверпенской Богоматери, (Антверпен, Бельгия), вместе с «Воздвижением Креста"
Последовательно в триптихе описываются сцены: «Встреча Марии и Елизаветы», «Снятие с креста» и «Представление Иисуса в Иерусалимском храме».
Полотно являет собой наиболее выразительный образ Исуса Христа из всех когда либо созданных. Она также считается самым великим из исполненных им до сих пор творений, и одним из тех великих, которые ему ещё предстоит создать, Полотно оказалось куда более реалистической картиной, гораздо более глубоко прочувствованной по сравнению с теми, из которых мастер черпал свое вдохновение.
Для его современников это был не только триумф цвета, формы и композиции; она с неотразимым красноречием трактовала главную тему всей их веры. Всего лишь через несколько лет после написания слава о «Снятии с креста» облетела всю Европу, и именно эта картина сделала Рубенса первым по величине религиозным художником своего времени. В ней впервые нашёл свое полное отражение эмоциональный накал стиля барокко, основателем которого и стал Питер Пауль Рубенс.
В наше время триптих является одним из семи чудес Бельгии.

Непомерно сложно изображать момент, когда Иисуса Христа снимают с креста, так как трудно сгруппировать на весу все предметы, которые могли бы образовать светлое пятно полотнища. Однако Рубенс прекрасно справился с этой задачей, введя большой саван, который находится позади тела Христова и помогает его поддерживать.
Над крестом находятся два человека, один из них ещё поддерживает тело Христа, в то время как св. Иоанн, стоя внизу, принимает Христа и несет основную его тяжесть. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь св. Иоанну, а Богоматерь приближается, чтобы принять тело сына. Она смотрит на него с горестью, проникающей в сердце всякого, кто внимательно вглядится в её лицо.
Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. С противоположной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом св. Иоанну. В середине между этими восемью фигурами находится Христос в необычайно трогательной позе; характер мертвого тела передан в нём так полно, как никогда. Свет падает на тело и на простыню за ним, привлекая взор и создавая удивительный эффект.
На самом деле здесь изображена вся «тяжесть смерти», но в самой картине никакой тяжести не чувствуется. С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью своего веса сползает в крепкие руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтобы принять его.
Фигура слева слегка поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный старец Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. Иосиф Аримафейский и Никодим расположены на полпути каждой из лестниц, с тем чтобы лица друг друга, образовывали единое органичное построение вместе с двумя плебеями в верхней части картины.

Одна из ног Спасителя приходится на элегантное плечо Марии Магдалины, слегка касаясь её золотистых волос.
Хрупкая девушка нежно поддерживает руками его хладные ступни. Саломея (она же Мария Клеопа) припадает на коленях к подножию креста, подбирая длину своего платья. Но никто из них покуда не принял на себя его тела; это критический момент, схваченный художником в доли секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках
Посетив собор в Антверпене мне удалось увидеть оригинал этой картины.Прежде всего поражают размеры полотна и яркость красок.

Фото.
Кажется,что картина только что написана и краски ещё не обсохли.
Знаменитый английский живописец XVIII века сэр Джошуа Рейнолдс (1723—1792) писал:
"Это одна из самых прекрасных его фигур. Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его".

Внешняя сторона створок целиком посвящена Святому Кристоферу. Аркебузьеры, заказав это полотно попросили Рубенса обязательно изобразить на триптихе покровителя их ордена — святого Кристофера или Христофора, который, согласно средневековой христианской легенде, когда-то перенес Христа через реку.
Рубенс изобразил святого Христофора в виде великана Геркулеса, переходящего реку с младенцем Христом на плечах. Отшельник, изображенный на правой створке, освещает его путь фонарем. Сюжет картины продолжается на обратной стороне боковых панелей, и поэтому всю картину можно понять только при закрытых «крыльях» триптиха.

Створка «Посещение Богоматерью св. Елизаветы» восхитительна во всех отношениях. Трудно найти что-либо более строгое, более очаровательное, более скромное, более богатое, более живописное и более благородно-интимное.
По некоторым источникам, изображение Марии Магдалины было написано с Изабеллы Брандт, на которой Рубенс женился за два года до создания этой картины и которая служила ему, возможно во время своей беременности, моделью для Богоматери на одной из створок картины с изображением «Посещения Св. Елизаветы».
С момента написания Алтарный образ долгое время находился в Соборе Антверпенской Богоматери и никогда не покидал его стен до тех пор, пока Франция не завладела страной. Наполеон во время своего правления изъял полотно вместе с другим триптихом Рубенса «Воздвижение Креста» и отвез оба эти шедевра в Париж. Они были возвращены в собор в конце 1800-х годов.

Рубенс.Автопортрет с Изабелой Брандт.
Несколько снимков Антверпена и Собора Антверпенской богоматери,где хранится эта картина.

Центральный вход в собор.

Центральный алтарь,где в центе размещена другая картина Рубенса.Успение Пресвятой Богородицы.


Архиепископская кафедра в пышном барочном стиле изготовлена скульптором Ван дер Воортом в 1713 году. Её украшает обильная резьба: деревья, птицы, многочисленные фигуры, орнамент.




Исповедальня.В храме их девять.1713 г.
Собор Антверпенской Богоматери является всемирным наследием ЮНЕСКО,
Источники.
http://muzei-mira.com/kartini_gollandia/1530-kartina-snyatie-s-kresta-rubens-1612.html
http://www.filoli.ru/artists/063-rubens/s-kresta.php
http://worldofschool.ru/iskusstvo/bibliya/novyj-zavet/iisus/strasti/snyatie/kartiny-snyatie-s-kresta-p.-rubensa-n.-pussena-i-rembrandta-opisanie
Комментарии
И все политические и гендерные склоки здесь показались такими мелкими...
Спасибо за рассказ о картине, Алина! Как всегда, очень интересно и познавательно!
Спасибо за рассказ и фотографии!
Церковь Сен Круа.Кайзерсбег.
Германия Брюль.
Женская фигура, сидящая на глобусе великолепной резной кафедры, символизирует веру и возвещает Благую Весть миру.
В 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга Елену Фурман.
Елена Фурман с детьми.
Емубыло 53,а ей 16.
Может,пышнотелые фигуры Рубенс писал, мечтая о достатке и сытости людей?...
Я Рубенса знаю по другим картинам. Наверное, привыкла к тем, что в Эрмитаже: "Портрет камеристки", "Вакх" и т.д.
Комментарий удален модератором
Отрывок из работы Роже де Пиля «Беседы о понимании живописи и о том, как должно судить о картинах» (Париж, 1677)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Битва греков с амазонками,где вообще очень сложно разобраться с сюжетом.
".В основу сюжета положена древняя эпическая легенда, которая гласит:
Пенфесилия, царица амазонок, решив умилостивить богиню Артемиду, выступила со своими воительницами-амазонками во главе троянского войска против греков. Одного за другим сражала славных героев Греции могучая дочь бога войны Ареса. Дрогнули греки и начали отступать. Но тут на помощь грекам явились Ахилес и Аякс Теламонид, первоначально не участвовавшие в битве. Храбро бросилась на Ахилеса Пенфесилия, но могучий Ахилес пронзил ее копьем вместе с конем. Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты.
. В 1620-е годы произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу.
День сегодня замечательный, поздравляю, Алина, с праздником!
других народов.Уже ведь недолго осталось ждать.
"Христос — одна из наиболее изысканных фигур, когда-либо созданных Рубенсом для изображения Бога. В этой фигуре есть невыразимая словами грация стройных, гибких, почти утонченных форм, придающая ей все изящество живой натуры и все благородство прекрасного академического этюда. Пропорции безукоризненны, вкус совершенен, рисунок достоин вдохновившего его чувства. Вам не забыть впечатления от этого большого изможденного тела с маленькой упавшей набок головой, с худым мертвенно-бледным и прозрачным лицом, не обезображенным и не искаженным смертью. Всякое выражение страдания сошло с него. Словно в забытьи, чтобы хоть на миг обрести покой, спускается это тело, полное той странной красоты, которую смерть придает праведникам."
. В этой работе вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.
Комментарий удален модератором
"Картина "Четыре философа" создана Рубенсом в определенной степени как память о друге и брате. Здесь изображен Юстус Аипсиус, который сидит за столом под бюстом Сенеки; по обе стороны от него два лучших ученика - Ян Вовериус и Филипп Рубенс, а сзади стоит, не как участник ученой беседы, а, скорее, как любопытный зритель, сам Питер Пауль.
Однако не столько эти символы, сколько блестящая живопись лиц философов, прекрасная богатством передачи всех тонкостей живой плоти. Cтарое иссушенное лицо Липсия, полное лицо Ваувера, красивое и вдохновенное лицо Филиппа Рубенса (ниже Петера Пауля), соединяясь с точным автопортретом самого художника,— все придает этой работе черты глубокой убедительности, так как их внешний облик органично соединяется с их внутренним миром, с их увлечениями и философским осмыслением окружающей их действительности.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ульмский собор Германия.
Швейцария.
Католические храмы явно соревновались в пышности кафедр) Но зато осталось на что посмотреть)))
А кафедры-это очень оригинальные и уникальные работы.Они украшают очень многие соборы Европы.
"Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались как совершенно самостоятельные полотна. Картина «Воздвижение Креста» была заказана для церкви святой Вальбургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе и предназначалась для капеллы Гильдии аркебузьеров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза получила в те времена широкое распространение в качестве огнестрельного оружия). «Аркебузьерами» тогда называли одно из многочисленных в то время полувоенных братств в Нидерландах. Покровителем данного братства является Святой Кристофер[1]. Триптих предназначался для бокового придела, выделенного братству для молитв в главной городской церкви. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии. Очевидно, именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Заказ был официально оформлен 7 сентября 1611 года."
Потрясающую резную кафедру помню в Падуе, у св. Антония.
"Святой Кристофер" (Христофор) это с ликом зверя который?
Покровитель:холостяки, перевозчики (водители, моряки, и т. п.), путешественники, шторм, Брауншвейг, Остров Святого Христофора, остров Раб, эпилептики, садовники, зубная боль, сёрферы.
Весна всё равно прекраснее)))
Каждая деталь на своём месте.Справа на переднем плане центральной панели изображена одна из страниц Священного писания и медный таз, где лежат терновый венец и гвозди с Распятия в запекшейся крови — символы Страстей Христовых
Иисус - буквально стареющий качок, с тщательной прорисовкой мышц, переливов кожи.
Узнаёшь руку мастера. ))
Это ни разу не неодобрение, это удовольствие от того, как библейские сюжеты живописцы разных времён и народов пропускали через собственное время, собственные представления о красивом и некрасивом, правильном и неправильном.
Ну что общего может быть у плотного мужика кисти Рубенса и затворённого в собственном, чуть ли не до аутизма, тонкокостном мыслителе кисти Рублёва?
Какое удовольствие, когда объект изображения осмысливается любым мастером по-своему, и может быть представлен как чернокожим улыбчивым любителем джаза, так и идущим строго предначертанным путём неулыбчивым носителем Знания.
Масштаб фигуры определяется в т.ч. и масштабом представлений о ней.
"Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени."
Его композиции отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.Это его своеобразный почерк,индивидуальность.