Об одной заметке в Ньюсру.ком
Я собирался писать о проблемах протеста, обнаженных пасхальными митингами. Но случайно открыл новости на newsru.com – не слишком ангажированном, как мне казалось, портале. И зачитался.
Редакционная статья «По льду, не теряя самообладания» с подзаголовком «Ожидания оправдал – признаются тем временем россияне». Мне давно уже не встречались россияне, которые признаются именно в этом. Вот я и решил познакомиться с материалом подробнее. И не пожалел.
Из статьи я узнал следующее. Эксперты считают, что Путин стал чувствовать себя гораздо увереннее и научился лучше справляться с политическими оппонентами. Социологический опрос ФОМа показывает, что 72 процента положительно относятся к президенту. Что за чудеса? Кто эти эксперты? И где данные опроса ФОМа?
Открыл сайт ФОМа. Первое, что я там увидел, что положительно восприняли переизбрание Путина в 2012-м году 48 процентов. С учетом того, как – на каких выборках и какими вопросами – работает ФОМ, цифра выглядит правдоподобно: те, кто пытались оценить размер жульничества непосредственно в день выборов, сходились примерно на такой цифре. Очевидно, она раза в полтора превышает реальный уровень поддержки, который выявил бы опрос на выборке без сдвигов и с нейтрализованным фактором страха дать «плохой ответ». Впрочем, об этом чуть позже.
Но откуда же взялись 72 процента? Ответа я не получил, но догадался. Оказывается, кто-то просто просуммировал число тех, кто ответил, что сейчас Путин работает лучше, чем раньше, с числом тех, кто считает, что он работает так же. Таких оказалось 72 процента. Сразу скажу, что я тоже принадлежу к этим процентам: по-моему, он работает все так же плохо.
Дальше заметка сообщает о приятном подарке Путину от Левада-центра, согласно опросу которого 26 процентов хотят видеть Путина президентом после 2018-го года. Не понимаю, что здесь корреспондент усмотрел приятного, но то, о чем действительно говорит эта цифра, – это о реальной поддержке президента. 26 процентов. Как видите, мои «в полтора раза больше», то есть 32 процента, - оказались оценкой сверху, завышенной оценкой. Впрочем, разница между 26% и 32% - это и есть диапозон точности подобных исследований.
Вот это она и есть – реальная поддержка. Поменьше трети, побольше четверти. Но ведь это число тех, кто всегда и везде поддерживают любую власть, включая, например, партию Черномырдина во второй половине 90-х. Эта часть политически стабилизирует общество. Когда она становится меньше четверти, общество оказывается перед лицом революционных турбулентностей. Сейчас мы на границе.
Приятным пребывание в этом состоянии не является. Ни для Путина, ни для общества в целом.
Продолжаю знакомиться с «приятными» цифрами. 55% хотят нового лидера и только 14% из них хотят, чтобы он продолжил путинскую политику. Иными словами, минимум, 41% - «мы хотим перемен». Это, наверное, больше, чем было в СССР в цоевские времена начала перестройки.
Другая «приятность» в том, что за год на четверть (с 19% до 24%) выросло число сторонников лозунга «Россия без Путина». Я знаю многих людей, которым такая динамика будет приятна, но никогда не относил к ним самого президента.
Хорошо, а кто же все-таки оптимистичные эксперты и на чем они основывают свои экспертные заключения? Первым назван Николай Миронов, директор института с громким, но не слишком осмысленным названием. Это он определил поддержку Путина в 72%, сложив часы с литрами из опроса ФОМа.
Второе озвученное имя – Алексей Гражданкин. Впрочем, как раз его мнение не слишком приятно для власти и в целом справедливо: люди хотят другого президента, но не видят кого именно можно посадить на трон. В самом деле, для многих это веский аргумент в пользу Путина: «Если не Путин, то кто?». С самого начала, с 2000-го года люди, ответственные за внутреннюю политику, самым активным образом занимались вытаптыванием политичекой поляны, чтобы этот «кто» на ней случайно не вырос. Позиции монархизма в общественной метнтальности и сегодня еще достаточно сильны, и люди продолжают высматривать другого царя.
Третий эксперт Алексей Мухин, названный скромно – политологом, считает, что Путин стал более ровным эмоционально и не выходит из себя. Вы, конечно, заметили эту эмоциональную ровность, проявившуюся в серии истерических законопроектов и уголовных дел. Возможно, политический психолог расценил бы эти серии как проявление гипертрофированной тревожности, проявляющемся в приступах дикого (хотя небеспричинного) ужаса, и крайней эмоциональной нестабильности. Но таких сегодня в эксперты не берут. От экспертов требуется другое – видеть в фобии уверенность в себе, как видит это четвертый привлеченный порталом эксперт Олег Матвейчев. Или видеть в поведении слона в посудной лавке осторожное движение по тонкому льду, как пятый эксперт – Павел Святенков.
Когда-то такие люди назывались придворными льстецами. Сегодня они стали экспертами.
Я снова перечитал заголовок моей заметки. И понял, что в русской транслитерации названия портала newsru чего-то не хватает. Не то нужно заменить «с» на «в». Не то, простите за грубость, вставить дефис.
Комментарии
Есть один вопрос, который желательно обсудить: почему партии (депутаты) получают деньги из бюджета и как можно изменить, чтобы они не были материально зависимы от власти. Ваше мнение.
Первая. Все партии сегодняшней политической системы сделаны государством и естественно в разных формах государством питаются. Это было сделано еще в 90-е годы, Путин только дооформил эту систему.
Возможны ли независмые партии? Они уже не будут частью этой политической системы. И это значит, что система (а это не только ЕР, но и КПРФ-ЛДПР-СР-Яблоко и кто там есть еще) с этим инородным телом начнет бороться.
Вообще говоря, нормальная партия обязана жить за счет членских взносов и только. Только так она будет независима экономически. Такой партию (союз) нужно строить. Но тут важнее другое - экономическая независимость хотя и главный, но не самый главный вопрос при построении новой партии.
Но еще раз - это вопрос не теоретический.
И действительно, такого слабого, такого некомпететнтного руководителя в России ещё не было!