Право на стыд: почему образованные русские критикуют Россию
Рефлексия по поводу собственного образа в мире характерна для многих стран догоняющего развития
В давние времена бытовал анекдот о шестом чувстве советского человека — «чувстве глубокого удовлетворения» при ознакомлении с материалами очередного пленума ЦК. Те времена прошли, и с ними удовлетворение. Теперь на роль шестого чувства русских все чаще претендует чувство стыда.
В этом ключе выступил писатель Михаил Шишкин, отказавшийся представлять Россию на книжной ярмарке в Нью-Йорке, заявив британской The Guardian: «Мне как русскому и гражданину России стыдно за то, что происходит в моей стране… Страна, где власть захватил коррумпированный криминальный режим, где государство представляет собой воровскую пирамиду, где выборы превращены в фарс, где суды обслуживают власть, а не закон, где есть политические заключенные, где государственное телевидение занимается проституцией, где кучка самозванцев принимает безумные законы, возвращающие нас всех в Средневековье, — такая страна не может быть моей Россией».
В нашу циничную эпоху одни сочли высказывания Шишкина самопиаром и подготовкой почвы к Нобелевской премии, другие поставили автору на вид его место жительства (Шишкин уже 15 лет живет преимущественно в Швейцарии): нельзя-де критиковать Россию, не испытывая на себе всех свинцовых прелестей русской жизни. Но помимо прагматики и географии высказывания — кому можно стыдиться, где и с какой целью — никто не оспорил его по существу.
Споры вокруг заявлений Шишкина вскрыли важный пласт русской культуры: критика России как особый жанр русской мысли, с последующими обвинениями критикующего в непатриотичности и русофобии.
Стыд за Россию имеет глубокие историческую корни, восходящие едва ли не к первым нашим контактам с Западом и уж точно к петровской модернизации. Первым, кто сформулировал это чувство, был Петр Чаадаев. А вслед за ним все наше западничество вплоть до его крайнего извода, большевиков: Ленин и Сталин многократно подчеркивали свою ненависть к закоснелой мужицкой Руси.
Россия в этом смысле не одинока. Стыд за свою страну характерен для стран догоняющей модернизации, например Польши (Витольд Гомбрович), Турции (Орхан Памук) или даже Германии (от Томаса Манна до Гюнтера Грасса). В этом смысле двойником России является Финляндия — еще одна северная страна с мнительностью и склонностью к самокопанию: нередко стоит пропустить в компании финнов по паре стаканчиков, как поднимается вопрос: «А так ли мы плохи, как о нас говорят?» А в известном анекдоте о том, что каждая нация думает, глядя на слона (американец — «слоны и деньги», француз — «слоны и любовь», немец — «слоны и армия»), финн смотрит на слона и думает: «А что слон думает обо мне?»
И в то же время такого типа рефлексия почти не свойственна лидерам мирового капитализма последних столетий — Голландии, Англии, США.
В Америке системные критики типа Ноама Хомского или Майкла Мура водятся только в леволиберальных университетских кругах, но не представляют мейнстрим. У нас же наоборот: патриотизм, как правило, казенный или массовый во время народных войн, а в мирное время нормой является стыд за державу: «немытая Россия», «тюрьма народов», «совок», «драная Рашка», «эта страна».
Дискурс стыда характерен прежде всего для образованного класса — что в Турции, что в России. Более того, способность к критическому взгляду (не только на свою страну, но и на себя самого) является социальным и культурным маркером. И здесь, наверное, дело в том, что начиная с петровских времен элита чувствует себя чужой у себя на родине, потому что живет за счет импортированных идей, институтов, да и просто импортных товаров. Стыд за Россию — это еще и стыд за собственную неприкаянность в «этой стране», из этого чувства родилась и русская революция, и русская литература.
Стыд — это не русофобия культурной элиты, а особый вид русской рефлексии (чуть не написал — хандры), способность к критическому мышлению и трезвой самооценке.
И если Шишкин когда-то получит Нобелевскую премию, он продолжит традицию русских литераторов — Бунина, Пастернака, Солженицына, Бродского (не забудем и Шолохова, описавшего трагедию расказачивания), которые с болью смотрели на свою родину, потому что любили ее. Стыдиться можно только того, что любишь, о чем переживаешь, к чему принадлежишь. В путинской России стыд за страну куда патриотичнее гордости — и гораздо нужнее в исторической перспективе.
Комментарии
Те, кто больше других ощутил недостатки России, почувствовал за них стыд, первым и уехал. И нашел, что, с одной стороны, есть недостатки и "за бугром", но нашел, в придачу к тем недостаткам России, которые ощущались дома, еще десяток новых, понятных только тем, кто уехал и сравнил. Плюс необходимость изживать российские недостатки в себе. Все это повышает градус критического настроя.
Есть, наверное, и те, кто действительно не устроился "за бугром", сожалеет и, раскаиваясь, успокаивает себя. Но это те немногие, вроде специалистов по марксизму-ленинизму, липовые бизнесмены - спекулянты, которым действительно не нужно было ехать.
Комментарий удален модератором
Идут годы и жизнь убеждает их ,что они не ошиблись.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А плагиатить учить - тут нужен опыт.Учитель должен превосходить своих учеников, а если опыт нулевой - где уж нам уж...
Комментарий удален модератором
"посещают русскоязычные сайты и стыдят оставшихся" - да, во многом мы остались советскими - например, родной язык - русский, менталитет - в чем-то как у Вас и т.д.
"Ctrl+C" - ну, так даже Путин не делает...
Комментарий удален модератором
не меньшая чем если оно смешивается с манией величия
"...никто не оспорил его по существу".
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
=====================
Да ну?
А как же "большое видится на расстояньи"?
И что он сказал такого, что ежедневно не муссируется здесь, на ГП?
Комментарий удален модератором
Ваша же стыдящаяся братия тут же рванула заграницу монетезировать открытые границы или те, кто там уже был по тем или иным причинам стал гордо благодетельствовать Родину редкими наездами, но абсолютно с той же целью.
Не представляю шишкинских литературных талантов, но если бы он стыдился за Родину, будучи учителем из какого-нибудь провинциального российского угла, то я бы сказал: Молодец Шишкин, ты имеешь на это моральное право, а так ты только чуть лучше тоже стыдящего трехгражданного Познера, который претендуя на роль совести российской интеллигенции не может для себя уяснить, что гражданство у человека, претендующего на гордое звание Гражданина может быть одно и только одно.
Комментарий удален модератором
= = = =
Да, но я стыжусь ее в России и кое-что делаю, чтобы стыдиться меньше.
кажется мне так
и что вы скажете по этому поводу?
= = = =
Другой бы сказал: Кажется - креститься надо!
А я скажу иначе: Обоснуйте, только внятно!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
мы с вами знакомы?
я могу сказать что вот я бы - так и так ...
кстакти герцен был вроде бы очень хороший человек и богатый - всю жизнь прожил за границей и стыдился за россию - еще и журнал об этом издавал - там- за рубежом великой своей родины
или он тоже вам в подметки не годится ?
= = = =
Это когда же я вам в этом праве отказывал, - я не приемлю Цензуру в принципе, - я могу не соглашаться, жестко отвечать, но как Вольтер умру за ваше право высказываться, как вам заблагорассудится.
кстакти герцен был вроде бы очень хороший человек
= = = =
Лично я Герцена за образец Гражданина никогда не выдвигал. В его оправдание скажу, что тогда Цензура в России была неизмеримо жестче, чем сейчас.
Комментарий удален модератором
я - нет
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
ИМХО, правильнее не "образованные русские", а по Солженицыну - "образованщина".