Каски полицейских в Москва-реке, перевернутые общественные туалеты, куски асфальта, летящие в стражей правопорядка, «сидячая забастовка» во главе с Сергеем Удальцовом и Леонидом Развозжаевым… Все эти мероприятия, приуроченные к инаугурации старого-нового президента Владимира Путина, остались в прошлом. Сегодня обескровленная массовыми посадками и исходом лидеров общественного мнения белоленточная оппозиция куда менее боеспособна.
Несмотря на это Координационный совет оппозиции готовится к очередной акции 5 мая, которая вряд ли будет столь же массовой как все предыдущие. На это есть свои объективные причины.
Первая и главная — это изменение повестки дня. Митинг «За честные выборы» спустя полтора года после самих выборов вряд ли в состоянии собрать москвичей на улицы столицы. Вторая — это отсутствие Алексея Навального и Сергея Удальцова в числе участников мероприятия. Первый задействован в процессе, связанном с хищением 10 тысяч кубометров леса в Кирове и, в лучшем случае, если позволит следствие, сможет отдохнуть с семьей в Астрахани. Сергей Удальцов же почти полгода «просиживает» под домашним арестом в своей московской квартире.
Недавно «ход конем» сделал Гарри Каспаров, объявив о своем выходе из руководства движением «Солидарность». Что предполагает его невыступление перед народными массами. Под вопросом выход на площадь Ильи Пономарева, который как-то обмолвился о том, что предпочтет законотворчество уличным беспорядкам. Скорее всего, не выйдут праздновать годовщину «болотного побоища» рядовые члены КПРФ и «Яблока», негласно поддержавшие прошлогодний протест своим присутствием. Вряд ли мы увидим на площади обилие имперских флагов националистов Демушкина и Белова, которые предпочли не подмачивать свою репутацию дальше в компании с дискредитировавшим себя движением.
Не выйдет в прежнем количестве под собственными флагами даже «Левый Фронт», чья деятельность в настоящее время приостановлена. И арест Удальцова здесь не главная причина. В самой организации давно назрел раскол на тех, кто остался «неосталинистами» и тех, кому совесть позволяет маршировать с либералами. Уход «левых» с площадей также негативно скажется на репутации протеста. Так считает социолог Борис Кагарлицкий. Именно «левые», по его мнению, придают сугубо политическому протесту статус социального и охватывающего широкие массы обездоленных.
Более того, оппозиционеры умудрились в этом году назначить свое шествие в день великого православного праздника – Пасхи. Это во-первых, уберет из их рядов всех, кто пойдет на Всенощное бдение, а во-вторых многими православными может быть попросту признанно кощунством. Впрочем, после истории с Pussy Riot православные и так российскую несистемную оппозицию не слишком жалуют.
В общем, поломать голову Координационному совету есть над чем. Особенно в свете ареста его члена — антифашиста Алексея Гаскарова. По мнению журналиста Сергея Пархоменко, задающего тон в этом неформальном органе народного самоуправления, цель задержания оппозиционера — спровоцировать людей на новые противоправные действия, чего лучше бы свободным гражданам России избежать.
Надо сказать, что и сам КСО внутренние противоречия раздирают по швам. Изначально сформировалось два лагеря: «конструктивные несогласные» в лице Пархоменко, Быкова и Собчак. В оппозиции у них находились «радикалы» из лагеря Пионтковского и Удальцова. Сегодня «большевики» оказались полностью нейтрализованы. Владимир Пионтковский сложил полномочия. Лидер «Левого Фронта» участвовать в работе не может. «Голодающий» Олег Шеин предпочел статус депутата Госдумы посиделкам с недовольной творческой интеллигенцией. Оставшиеся там политики — Илья Яшин и Борис Немцов — находятся под угрозой исключения.
Словом, пациент скорее мертв, чем жив. И митинг 5 мая либо докажет этот тезис, либо опровергнет его. Но события последних месяцев подсказывают, что белоленточная оппозиция в своей нынешней конфигурации доживает последнее лето.
Обозреватель Notertu.com Богдан Безглуздый
Комментарии
Комментарий удален модератором