ЛИЦО ЗЕМЛИ

На модерации Отложенный

Что такое лицо земли, что такое лицо человека, что такое лицо Божие, каково лицо праведника и каково лицо грешника? – на эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить вам в лекции о слове «лицо».

Как всегда, я начну с книги «Бытие». И пусть не смущает вас, что в каждой лекции я беру главы о сотворении мира и человека и часто опираюсь на одни и те же стихи. Я делаю так потому, что в немногих словах этих стихов, каждое из которых я хотел бы открыть для вас, плотно спрессованы глубокие тайны бытия в Боге.

И невозможно постичь Писания Божии сразу же, ибо каждое слово текста его требует, чтобы слово, как многогранный кристалл, рассмотрели бы со всех сторон, в разных контекстах, - и только тогда откроется его содержимое.

Вначале мы рассмотрим, что же такое лицо земли, которую орошал пар, поднимающийся от неё.

«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевый кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву… ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли; но пар поднимался с земли и орошал всё лице земли»(Быт 2:4-6).

Но вначале сказано так:

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:1,2).

Как видите, в начале земля была безвидна и пуста, но потом у земли появляется вид, лицо.  Разум, заполняясь сначала бытовыми мыслями и земными знаниями, выделяет из себя мышление, отражённое от всего, что его окружает, и это – пар. Он исходил от земли и орошал всё её лицо, обеспечивая жизнедеятельность доадамового разума. И какова была его жизнедеятельность, таково было и его лицо.

В Писании на языке духа лицо земли выглядит, как географическая карта. На ней есть суша, моря, горы, реки, леса и сады, поля и луга. И всякая растительность, и животные, и птицы; и над землёй – небо, а на нём – солнце, луна и звёзды – всё, как в материальном мире.

Но я снова и снова повторяю вам, что Писание богодухновенно, и за каждым его словом стоит духовная природа. Земля – это разум, и лицом его являются знания.

Бог всё сотворил из знания и знанием. Суша – это твёрдые, проверенные опытом знания, моря – это мир, горы – это высокие учения, трава – простые бытовые мысли, деревья – учения, животные – это различные состояния, через которые проходит индивидуальная душа, ещё не вкусившая дыхания Божия.

Здесь вам необходимо понять следующее: земля, которую Бог создал в начале, вместе со всем тем, что Он произрастил, - не остаётся неизменной. Это – разум, от которого человек постоянно берёт и созидает себя.

Эта земля имеет в себе всю полноту, которую Бог вложил в неё при сотворении от начала. И на этой земле находится человек, от неё он питается и растёт. По малости своей он не может сразу объять всю землю, исследовать и взять её в себя полностью. Он берёт от неё постепенно, и по мере роста человека земля открывается ему тем лицом, которое он способен увидеть и взять в себя.

И сколько человек вместил в себя земли и неба над ней, на этом он и обитает. Бог дал человеку всё, что сотворил, но человек живёт на том участке, который освоил. В процессе познания земля его обитания становится всё твёрже, и её становится больше, но всегда остаётся земля, на которую он ещё не ступал ногой своею.

И есть небо, ведомое ему, с которого он получает дожди. И есть небо, с которого он ещё не получал дождей, и ничего не знает о нём. Но человек растёт, расширяется, и для этого Бог всё приводит пред лицо его: и небо, и землю, и всё, что на них.

Когда Бог создал небо и землю и всё, что на них, и когда уже пар исходил от лица земли, Он увидел, что всё готово к сотворению высокого разума. И Он начинает творить человека по образу и подобию Своему.

Сотворив же человека, Бог удаляет его в землю, из которой он взят. И от этой земли начинается его странствие в поисках земли обетованной.

Земля, в которую был выслан Адам, проклята рождать ему тернии и волчцы, и лицо этой земли – проклятие, где он в поте лица своего должен был добывать хлеб. Хлеб – пища небесная, и чтобы его есть, надо много трудиться, держать лицо своё в трудах. Пот лица – это результат огромных усилий и трудов, через которые человеческий разум начинает свой путь к совершенству.

И есть в Писании земля Нод, куда поселился Каин, и есть земля Ханаанская, куда пришёл Авраам по повелению Божию, чтобы обживать её, и есть земля Египетская, откуда Моисей выводил народ в землю, текущую молоком и мёдом. И всякая земля имеет своё лицо, выражающее духовное состояние растущего разума. И человек как душа живая проходит через все земли и от них получает лицо своё. 

 

(глава "Яви нам свет лица Твоего, Господт!" книги "И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ...")