Смысл жизни и Национальная идея. Часть 3. (Размышления на склоне лет)
На модерации
Отложенный
Сорокин В.А. 11.02 2013г.
Смысл жизни и Национальная идея. Часть 3.
( Размышления на склоне лет)
«В самом искании истины…лишь тогда есть
действительное величие, когда оно сопровождается
неудержимым влечением к справедливости».
Ф.Ницше
Предисловие
Перечитывая первые две части этой работы, опубликованные на сайте http://www.ateism.ru пять лет назад, я понимаю, что необходимы дополнительные доводы для обоснования своей позиции. Именно это побуждает меня продолжить свою работу, тем более , что пятилетний перерыв позволяет мне более предметно говорить на данную тему. Исходя из этого, прошу извинить меня за повторное обращение к тем темам, которые уже рассматривались во второй части. Пусть не все совпадает с позицией читателя, тем более будет замечательно познакомиться с другой позицией. Ведь мировоззрение каждого человека субъективно и определяется его предыдущей и настоящей жизнью, теми ценностями и знаниями, которые характерны для него. А качество жизни всего общества, да и само существование человеческой цивилизации, зависит от того, как мы продвинемся в понимании себя и других.
Выражаю огромную благодарность Евграфу Каленьевичу Дулуману, моему Учителю и вдохновителю в поисках жизненных истин и смыслов… Ему посвящаю эту работу!
- 1. Выбор смысла жизни.
1.1 Личность, как объект исследования.
«Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам».
Сартр
Прежде чем обсуждать смысл жизни человека, как личности, необходимо вспомнить, что такое Личность (см. часть 2).
Анализ работ ведущих психоаналитиков современности, работающих в области теорий личности (персонологов), развивающих или пересматривающих учение З.Фрейда, позволяют определиться с основными взглядами на систему формирования личностных черт конкретного индивидуума. Приведем здесь важные для нас аспекты, определяющие и формирующие личность.
«Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды».(1)
Следует отметить, что создаваемые теории личности развивают и дополняют друг друга, иногда отрицают положения предыдущих теорий, но все они, так или иначе, рассматривают четыре основных аспекта:
- структура личности ;
- мотивация;
-причины поступков;
- развитие личности (основной фактор развития- окружающий социум).
Более подробно с этой темой можно познакомиться в исследовании (1).
В рамках вопросов этой статьи интересны мотивационные аспекты и их изменчивость от младенчества до зрелости, а потом и в старости. Объяснение этих изменений является основным в теории личности.
Как правило, в рассматриваемых теориях личности изменения мотиваций происходят на основе прохождения психосоциальных, психосексуальных или временных интервалов развития человека.
Объединяющим элементом всех теорий является эволюция мотиваций в процессе развития личности.
Приведу перечень основных групп мотиваций, которые сопровождают человека в его жизни:
- мотивации, обусловленные инстинктивными и врожденными потребностями, присущими человеку-Животному, как биологическому виду: еда, сон, защита, сексуальные потребности, и т.д.
Если, по З.Фрейду, потребности сдерживаются и не удовлетворяются, создаются напряжения в психике, и только удовлетворение потребности создает немедленную разрядку напряжения, которая получила название принципа удовольствия. Управление этими процессами осуществляет, на уровне бессознательного, низшей структуры сознания – Ид.
-мотивации, направленные на постижение окружающего мира с целью познания и использования полученных знаний в жизни или приобретения нового опыта с целью получения удовольствий.
- мотивации, направленные на совершенствование, повышение компетентности, получения превосходства и полной реализации личностного «Я».
-мотивации, направленные на преодоление чувства неполноценности и развитие системы компенсаций.
-мотивации, связанные с поиском и идентификацией себя с другими личностями, как примерами для подражания (особенно характерно для молодежи).
-мотивации, обусловленные фиктивными (по А. Адлеру) личностными установками. Как пример, стремление к жизни в Раю на основании веры в жизнь после смерти у христиан или следование определенным идеологиям.
-мотивации, связанные со стремлением к творческому самовыражению и физическому совершенству, к приобретению социального статуса в обществе.
-мотивации, обусловленные ростом потребностей, обусловленных развитием человека, как личности, или как способа адаптации человека к окружающей среде; следование стилю жизни, под которым (по А. Адлеру) понимается уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взятые в совокупности, определяют картину жизни личности.
-мотивации, связанные с моральными и социальными личностными установками, в том числе и забота о благополучном будущем близких людей и всего человечества.
При рассмотрении мотиваций можно связать их с определенными периодами жизни человека, от рождения и взросления до зрелости и старости. Кроме того, явно прослеживается связь мотиваций с типами личностей, данными А.Адлером:
-управляющий тип ( личность самоуверенная, напористая, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Поведение не предполагает заботы о благополучии других. Характерна установка превосходства над внешним миром. Вопросы он решает во враждебной, асоциальной манере).
- берущий тип (относятся к внешнему миру паразитически , удовлетворяют свои потребности за счет других; нет социальных интересов, основная цель в жизни- получить от других как можно больше).
- избегающий тип (нет достаточного социального интереса и активности даже для решения своих собственных проблем; более опасаются неудачи, чем стремятся к успеху; цель жизни - избегание все проблем).
- социально- полезный тип (личность – воплощение зрелости в системе взглядов А. Адлера; высокий уровень социального интереса и активности, социально ориентированный, осознает необходимость сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие общества.)
Следует упомянуть о доминантных жизненных установках в теории К. Г. Юнга:
- экстраверсия(направленность интересов к внешнему миру - другим людям и предметам; экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности).
- интроверсия (направленность интересов во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта; интроверт созерцателен, сдержан, стремится к уединению, интерес сосредоточен на себе самом).
Черты экстравертности и интравертности сосуществуют в конкретной личности и определяют дополнительное их многообразие совместно с типами личностей, рассмотренными выше.
Для связи мотиваций с определенными периодами жизни человека можно обратиться к теории Э. Эриксона о восьми психосоциальных стадиях развития личности:
младенчество (до 1 года), раннее детство (до3 лет), возраст игры (до 6 лет), школьный возраст (до 13 лет), юность (до 20 лет), ранняя зрелость (до 25 лет), средняя зрелость (до 64 лет) и поздняя зрелость (до смерти).
Каждая стадия определяется эпигенетическим принципом созревания и характеризуется типичной моделью поведения.
Стадия сопровождается кризисом, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости. Задача состоит в том, чтобы человек разрешал адекватно каждый кризис, и тогда у него появляется возможность перейти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью.
Приведем основные мотивации на каждой из восьми стадий развития:
-стремление к приобретению чувства доверия к другим людям и окружающему миру (стадия « младенчество»).
-стремление к возможности выбора в условиях определенной «степени свободы» (стадия «раннее детство»).
-стремление к похвале за успехи и к инициативе; стремление к фиксации собственной личности, как человека (стадия «возраст игры»).
-стремление к освоению навыков труда и приобретению чувства компетентности в текущих вопросах (стадия «школьный возраст»).
-стремление освоиться с различными социальными требованиями и с новыми ролями, а также к пониманию своей эго-идентичности (стадия «юность»).
-стремление к интимным отношениям и к созданию семьи, к обретению профессии и «устройству» в жизни (стадия «ранняя зрелость»).
-стремление к продуктивности и самореализации, заботе и участию в судьбах близких и всего общества (стадия «средняя зрелость»).
-стремление к оценке своей жизни, к приспособлению с реалиями старости и осознанию мудростей жизни, к ликвидации тревоги за будущее близких и всего общества (стадия «поздняя зрелость»).
Э. Фромм выделяет следующие социальные типы:
- рецептивные (убеждены, что источник всего хорошего в жизни не зависит от них самих; они зависимы, пассивны и считают, что их удел – быть любимыми).
- эксплуатирующие (берут все, что им нужно , о чем мечтают- силою или изобретательностью; неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя это у других).
-накапливающие (стремятся обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви, избегают любых поползновений на свои накопления).
- рыночные (убеждены, что личность оценивается, как товар, который можно продать или выгодно обменять).
- продуктивные ( независимые, честные, спокойные, любящие, творческие, совершающие социально-полезные поступки ).
Влияние идей экзистенциалистов отражается в гуманистической теории А. Маслоу. Он переосмысливает мотивации человека, полагая, что люди мотивированы для поиска личных целей, которые делают жизнь значительной и осмысленной. Он предлагает иерархическую структуру потребностей, от низших к высшим:
- физиологические;
- безопасности и защиты;
- принадлежности и любви;
- самоуважения;
- самоактуализации, или потребности личного самосовершенствования.
Приведенный анализ мотиваций поведения и запросов личности показывает, что они определяются следующими факторами:
- первородными животными инстинктами и предрасположенностью на генетическом уровне ( не все теоретики придерживаются этого фактора);
- возрастом личности и уровень знаний;
- задачами, которые возникали на определенных этапах развития;
- социальной средой, сопровождавшей становление личности;
- морально-этическими нормами и мировоззрением, присущими личности;
1.2 Выбор смысла жизни.
Поиск подлинной, полной смысла, жизни для личности нелегок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются путеводными вехами для нахождения смысла существования. Глобализация и интеграция мира порождают новые смыслы
жизни, основанные на мотивациях и проблемах этого мира.
Исходя из вышеприведенного анализа, можно заключить, что мотивации и запросы определяют выбор смысла жизни конкретной Личности на определенном жизненном этапе и предопределен тем, кто он, что он сделал с собою сам и окружающее его общество.
Смысл жизни человека определяет его объективную (частичную)
принадлежность к человеку – Животному или человеку – Личности.
Объективная необходимость для Человечества и Земли – эволюция
мировоззрения человека и становление его, как Личности, поэтому и
глобальным смыслом жизни для человека должно быть стремление к
собственному становлению, как человека - Личности !
(1) Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности» (3-е издание, «Питер»)
2. Национальная идея
2.1 Вступление
Возвращаясь к вопросу о «национальной идее», считаю необходимым пояснить, что национальной она может являться только по месту появления (в России) и не в коей мере не является субъективной касательно страны и народа, для которого она провозглашается!
Мировые проблемы и процессы настолько взаимосвязаны, что здесь следует рассмотреть не региональные цели и задачи, а рассмотреть глобальные проблемы и пути их решения! Этому и посвящается статья, где я предлагаю
свое видение сохранения и развития человечества на Земле, предлагаю новую парадигму для его сосуществования, основу новой морали и новых
законов, сохраняющих само человечество и его среду обитания- нашу Землю.
2.2 Человек, Земля, Будущее – новая парадигма.
Дорога к истине заказана
не понимающим того,
что суть не просто глубже разума,
но вне возможностей его.
И. Губерман, «Гарики»
Человек - одно из многих проявлений жизни на Земле, но сейчас, не заблуждайтесь, он не слишком отличается от других животных. Эволюция дала ему Разум и Знания в том объеме, чтобы он мог, как минимум, понять, что он имеет свой предел познания на данном этапе эволюции. Человек имеет свою предысторию в животном мире, но в животном мире особи одного вида не существуют за счет других особей этого вида (крайне редко!). Животные не накапливают богатств, не ведут войн по идеологическим причинам, не губят экологию! Так что объективное сравнение, на этом фоне, - не в пользу человека! Только человек поставил Землю у края катастрофы, позволив себе использовать иногда преимущество своего разума для низменных, эгоистических, целей, часто не связанных с физическим выживанием и существованием! Человеку даже стыдно иногда озвучить перед обществом свои жизненные цели!
Человек двуедин, он и Животное, и Личность. Он обладает разумом, самосознанием, определенными знаниями и мировоззрением.
Человек расположен оценивать личное мировоззрение, отношения к миру, как наиболее правильное, что порождает личностные «мудрости» и веру в их абсолютную истинность.
Каждая предъявляемая человеку «мудрость» пропускается через личностный «входной контроль» его знаний и мировоззрений. Путь к знаниям труден, и не всем по силам!
Знания рождаются из опыта и гипотез. Превращение гипотезы в знание происходит в разные по длине отрезки времени, при этом сам процесс идет с накоплением фактов и доказательств. На данный момент, например, вопросы происхождения жизни и человека все еще окончательно не закрыты, но приемлемая для нашего мировоззрения теория существует (в рамках ограниченности в фактических материалах и, что важнее, в ограниченности самого человеческого разума и используемых методик доказательств).
Человек хочет знать картину мира сейчас и использует ту картину, которая для него, в силу его знаний и интеллекта, является наиболее вероятной. Люди с научным складом ума ищут дополнительные доказательства своих гипотез и руководствуются научными методами для обоснования своих гипотез. Пробелы в обоснованиях - это стимул для поиска новых доказательств и развития научных знаний.
Верующие склонны в таких ситуациях объяснять эти вопросы «промыслом Божьим» и не искать дальнейших ответов на эти вопросы. Религии ничего не дали в деле познания мира, одни фантазии и упования на всесильного Бога! Переосмысливание и встраивание
идеи Бога в насущные проблемы Земли и Человечества непродуктивны и уводят Разум
человечества в недоказуемую область фантазий, веры , надежд, спасения и т.п.…
Недостающие знания человек восполняет Верой - верой в Бога, как Высший Разум, научные гипотезы и теории... Этим он создает для себя целостную картину мироздания и верит, что только его мироощущение соответствует Истине... Но Вера не ведет к Знанию, только научные методы познания ведут к истине... Там, где присутствует элементы исключений, сомнения - там нет знания ! Только сомневающиеся способны эволюционировать и развивать знания, «верующие» же - это пассивный балласт.
Вывод прост, надо учить человека сомневаться, а не «верить» !
Мракобесие не путь к единению, а путь к разъединению народов! Ни одна религия не признается в своей несостоятельности, ни одна не уступит добровольно своих позиций!
А это означает наличие постоянного очага мировых противоречий. Единственный путь решения - неустанно бороться с религиозностью, как таковой, доказывая ее несостоятельность!
Выживание человечества не в разъединении человечества и борьбе религий, основанных, в большинстве своем, на вере в вечную жизнь в загробном Раю, а в объединении человечества ради сохранения самой Земли, как нашей матери, родившей и вскормившей нас, а в будущем и наших потомков. Через свои гены в наших потомках мы обретем свое бессмертие, и не как иначе!
Мне крайне несимпатично это Человечество, у которого нет будущего, если оно не будет руководствоваться Разумом, а пойдет на поводу своих желаний и потребностей, несоразмерных с суммарными возможностями самой Земли и интересами общества.
Несовершенство человека, как Личности, на данном этапе эволюции, при его технократических возможностях все чаще ставит человечество на грань катастрофы, не позволяет включить общественный интеллект для своей защиты! Человек, как вид, вымрет, погибнет, причем увлекая за собой и флору и фауну Земли!
Мировой экономический кризис есть предвестник общего кризиса человечества, кризиса существующей парадигмы существования, основанной на идеологии эгоизма и максимального потребления , животной жажды наживы, пренебрежения интересами большинства и игнорирования последствий неразумной деятельности человечества на будущность Земли, как среды обитания для человечества и его потомков...
Глобальной целью для человека должна стать эволюция от Животного к Личности и смене самой парадигмы существования человечества, сущность которой в том, что Высшей Целью и смыслом жизни должно являться сохранение человечества и самой Земли, как нашей среды обитания, так и среды обитания наших потомков.
Другие, фантазийные миры с жизнью на других планетах, а также и «загробный» мир верующих, человеку просто неприемлем - человек эволюционировал только для жизни на Земле, это его дом и среда обитания, дающая ему ощущение настоящей жизни!
Этот постулат должен однозначно определять отказ от эгоистических устремлений, ущемляющих интересы других членов общества; главенство общественных интересов над интересами индивида; необходимость нравственной эволюции от человека-Животного к человеку-Личности; разумное ограничение запросов; отказ от материальных благ, приносящих вред Земле; главенство научных знаний...
Эта мудрость должна стать нравственным смыслом и Высшим законом, объединяющим все Человечество! Против этого сейчас религии, для которых Высшая цель- служение Всесильному личному Богу (извечный вопрос: "Может ли Бог сотворить такой камень, который он не сможет поднять? ") и надежда на вечную жизнь в выдуманном ими«загробном» мире, а жизнь человека на Земле рассматривается как временный испытательный полигон…
Другой целью человечества, обусловленной эволюцией человека - Животного, с первородными инстинктами, к человеку- Личности, является разумный отказ от эгоизма в пользу альтруизма.
Человек прошел громадный путь от животного, с его эгоистическими инстинктами, к человеку - Личности, признав тот факт, что необходимо для собственного выживания и выживания человечества поступиться собственными интересами ради общественных.
Эгоизм неминуемо ведет к катастрофе, к гибели человека, как вида, подобно нашим предшественникам-животным, вымершим после опустошения растительного покрова на многих территориях при неконтролируемом размножении и в угоду бездумным животным инстинктам, животному эгоизму. Выживание живых существ в природе потребовало их организации в сообщества и способствовало выживанию видов. Человек пошел дальше, образовывая уже всемирные институты защиты общих интересов.
Эгоистов, в прямом смысле, общество уже привыкло осуждать, поэтому свою животную сущность уже никто и не афиширует! Далее, человек кроме инстинктов имеет и РАЗУМ, который управляет человеком не только на основе инстинктов, но и рассматривает отдаленные последствия его поступков (что не характерно даже для высших животных, исключая человека). Человек поступает в жизни не по повелению инстинкта, а соизмеряя поступки со своим разумом, даже вопреки своему эгоизму.
Объединение усилий невозможно без отказа от принципов эгоизма! Сейчас же наблюдается обратный процесс- превращение человека в сверхживотное, стремящееся правдами и неправдами сколотить "бабло" и узурпировать общественное достояние и сами человеческие жизни.
Есть люди, пропагандирующие антропоцентризм. В философии антропоцентризма человек- центр вселенной, ее повелитель, его интересы имеют высший приоритет ! Эти
люди не учитывают и игнорируют те мировые проблемы, которые поставлены и озвучены в работах Римского клуба. Сегодняшние проблемы несоизмеримо возросли, они не были известны человечеству до 20-го века!
Эти проблемы невозможно решить в рамках предлагаемого антропоцентризма. Время диктует приоритет общественных, надгосударственных ценностей, поэтому бред антропоцентризма ведет только к гибели человечества и Земли !
Вывод - мы должны опираться прежде всего на Разум!
Для человека-Личности сохранение Земли - выше даже самой его жизни, ибо он не исповедует антропоцентризм с присущим ему эгоизмом, а исповедует альтруизм и ценности, которые выше его жизни ! Если человек готов отдать жизнь за сохранение жизни на Земле и самой Земли - он уже не антропоцентрист, т.к. его жизнь становится ниже, по приоритету, относительно Высших Ценностей.
… Я не забыл военные и послевоенные годы, когда общество было объединено в борьбе с фашизмом, когда мы делили последний кусок хлеба (с постным маслом и посыпанным солью) с друзьями и люто ненавидели тех, кто не делился им!
Да, мне нравится то время, время общности интересов, время отсутствия меркантильности
и стяжательства в основной массе народа! И это - одна из причин победы в той войне!
Теперь представьте Россию в той войне либеральной страной с "антропоцентризмом" (Надеюсь, Вы помните, что стало со всей Европой в той войне!).
Если человек-Животное, с его эгоизмом, не эволюционирует до человека-Личности с приоритетом на общественные интересы, никакие глобальные задачи касательно будущего Земли и наших потомков не могут быть решены, т.к. для этого потребуется отказаться от приоритета личного, корпоративного и государственного эгоизма.
Нарастающие мировые проблемы, связанные с деятельностью человека-животного - это предупреждение для защитников эгоизма и прямое указание на общечеловеческую идею главенства общественных интересов над личностными, которая может стать объединяющей идеей для всего человечества.
Следующая цель - принятие принципа ограничения запросов индивидуума, соразмерно возможностям человечества, среды обитания (Земли), без ущемления интересов других индивидуумов.
Это путь для человека-Личности! Ресурсы Земли не безграничны, экологическая нагрузка на среду обитания все время возрастает, поэтому беспредельное потребление и излишние запросы аморальны как к другим людям, так и к самой матери-Земле! Эти запросы возможны только за счет использования общественного жизненного ресурса Земли! Исходя из этого, можно сказать, что Будущее- это не необузданные запросы индивидуумов, а эволюционно измененные сознание и запросы общества, людей, соразмерные текущим возможностям Земли и Человечества!
Будущее планеты Земли связано с осознанием приоритета общественных интересов над личностными.
В этой связи социализм и коммунизм идеологически наиболее близки общечеловеческим интересам, ибо они декларируют этот принцип!
Первые опыты в СССР на этом пути были неудачны, но появилась сама Цель, как первый росток на пути дальнейшей эволюции человека от животного к Личности, где разум станет выше инстинктов! Движение к такому сознанию должно стать неизбежным, т.к. иное ведет к гибели человечества и самой матери- Земли!
Человек всегда стремился к справедливости, равноправию. СССР был прообраз этой мечты, пусть во многом и несовершенным, поэтому стремление к такому обществу, в ущерб собственному эгоизму - это генеральная линия всей человеческой цивилизации!
Возможно, именно смена цели и смысла жизни и развалило СССР, позволило человеку-Животному взять временный верх над человеком-Личностью, но эволюцию невозможно остановить, тем более, что для этого есть и объективная необходимость!
Представьте на минуту человечество альтруистическим, его проблемы будут лежать
совершенно в другой плоскости и решение земных проблем станет достижимым! Появится надежда на продолжение жизни человека на Земле! Да, ПОКА недостижимо, но проблемы нарастают, и вектор развития ДОЛЖЕН быть повернут в сторону альтруизма! Спасение Земли не в эгоизме с его разобщенностью и преобладанием личных (частных, корпоративных, государственных) интересов, а в альтруизме, позволяющем аккумулировать огромные силы, ресурсы, на благо всей планеты! Не надо уподобляться страусу, не видеть нарастающих проблем, жить одним днем (столетием). Надо подняться над сегодняшним Личностным ради будущих поколений!
Об уровне жизни конкретного человека будем думать всегда но, самое главное, не ставя эту задачу выше приоритетных задач для Человечества. На политическом и других уровнях движутся к альтруизму потому, что приходит понимание необходимости этого движения. Но не очень заблуждайтесь в бескорыстном стремлении к альтруизму Запада, он стремится к выживанию сильнейших и однополярному миру с гегемонией США!
Только приоритет общественных интересов над личными, корпоративными и государственными может способствовать решению общих вопросов и должен стать основой новой парадигмы существования человека- Личности и всего человечества!
В. А. Сорокин, 11.02.2013г.
Комментарии