Марк Урнов: "Россия: виртуальные и реальные политические альтернативы". Перспективы сорока лет
На образовательной конференции "Лимуд" политолог Марк Урнов рассказал, почему Россия поддерживает иллюзию "великой державы", какой политический режим необходим стране и чем хороша коррупция.
Россия и великодержавие
Предлагаю поговорить о двух виртуальных альтернативах. Одна из них — "Россия либо великая держава, либо ничего", вторая виртуальная "либо устойчивая либеральная демократия, либо тоталитаризм".
Пафос великодержавности у нас как минимум с XV века, когда появляется доктрина "Россия — третий Рим", но потом наступает культурный облом — приходит советская власть.
Где-то с появления путинского руководства и вплоть до середины 2006 года в нашей официальной фразеологии присутствует "пафос великой державы", но это инерционно.
"Великая держава" на языке политической теории — это определенное место на иерархической шкале, которое теперь подменяется расплывчатыми формулировками: "мощная", "обладающая огромными ресурсами", "способная влиять" и так далее.
Для того, чтобы быть великой державой, нужно обладать "жесткой" силой и "мягкой" силой. Что это означает? Прежде всего, военный потенциал, территориальный, людской, ресурсный потенциалы.
Привлекательность и желание жить в России
В этом году, скорее всего, бегство капиталов превысит официальный прогноз. В три раза. Особенно не сильно мы привлекательны.
Идет нарастание регионального сепаратизма — это когда сибирские элиты и сибирские люди перестают ощущать себя принадлежащими к данной стране и называют себя "сибиряками", а не россиянами.
Мы будем наблюдать автономизацию территорий и превращение из унитарной державы либо в очень глубокую федерацию, либо в нечто похожее на конфедерацию.
Что значит хорошо жить в России?
Понимая, в каком состоянии находится население и как вылезать из той норы, в которой мы находимся.
Нужны инвестиции в медицину, образование.
В мозгах огромного количества граждан России — видение Запада как опасного зверя, который только и думает, как нас покусать и истребить.
Нужно становиться частью мирового сообщества: какой частью и какого мирового сообщества? С Китаем дружить? Запросто! Будем младшим братом. Съедят и спасибо скажут. Эта цивилизация нам не особо понятна.
Либеральная демократия или тоталитаризм?
Либеральной и устойчивой демократии не может быть в силу сложившейся культуры большинства: очень патерналистской и ищущей блага.
Я бы сказал, что в ближайшие 40 лет нам не светит устойчивая либеральная демократия. А что касается тоталитаризма — тоже не получится. Любая тоталитарная культура требует очень мощного подъема населения.
Мы сейчас находимся в специфическом состоянии культуры, мы никому не доверяем вообще: мы не доверяем друг другу, не доверяем гражданскому обществу, государству. Мы самое авторизированное общество в северном полушарии.
Может быть либо такая полулиберальная демократия или полутоталитаризм, но соблюдающая законы, либо откровенная клептократия: господство бандитских кланов. В ближайшие три года будет достаточно спокойно, но доверие к власти стремительно падает.
Скорее всего, в атмосфере апатии и застоя мы доживем до ближайших выборов. Я абсолютно убежден, что на ближайших думских выборах "Единая Россия" не победит.
Если к чему и идет подготовка, то к внедрению в массовое сознание представленияо том, что мы специфическая цивилизация, ни с кем не сравнимая, со своими собственными ценностями.
На самом деле коррупция — отвратительная вещь, но спасающая от политического экстремизма. Если у тебя деньги на иностранных счетах, то веди себя прилично, чтобы тебя пускали туда.
Комментарии