Вклад евреев в мировую цивилизацию

На модерации Отложенный

Вклад евреев в мировую цивилизацию

 

 

 

ВКЛАД ЕВРЕЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ

 

«…любить наш народ и ценить

              сокровища его духа, которые

               рассеяны по всем глухим

               закоулкам необъятного мира».

 

                Шолом-Алейхем

 

 

«Тяга к знаниям ради знаний, чуть ли

не фанатическая любовь к справедливости,

стремление к личной независимости, -

вот черты еврейской традиции»

 

А.Эйнштейн

 

  Подчеркну сразу: автор предлагаемых заметок – не еврейский националист и тем более не шовинист. Отмечая вклад еврейского народа в мировую цивилизацию, автор отнюдь не умаляет вклада других народов и ни в коем случае их не унижает.

   Человечество имеет единое происхождение и 97-98 процентов общих генов (остальные 2-3 процента обусловливают индивидуальные особенности людей), следовательно, все мы биологически равноценны. Но исторически народы по разным причинам развивались неравномерно, и потому их роль в прогрессе различна.

   Судить об интеллектуальном потенциале и нравственном уровне того или иного народа следует, ориентируясь на его выдающихся представителей, внёсших вклад в сокровищницу мировой культуры. В подобном аспекте и рассматривается роль еврейского народа в развитии мировой цивилизации.

   История еврейского народа необычна, - он один из немногих, сохранившихся с древности, несмотря на потерю собственной территории и государственности, гонения, погромы, вынужденную ассимиляцию.   

   Разбросанных по всему миру евреев объединяют, главным образом, общее происхождение, религия («Евреи несли Библию сквозь века, как портативную родину» Г.Гейне) и антисемитизм.

 

______

Еврей тот, у которого оба или один из родителей – евреи.

  

  

   Веками живя среди других народов, евреи не были пассивными созерцателями событий, они отличались активностью и, если позволяли

условия, трудились в различных областях культуры, способствуя прогрессу не только культуры стран, где жили, но и мировой культуры. Поэтому в определённой степени изучать историю еврейского народа значит изучать всеобщую историю и историю цивилизации.

 

* * *

 

  Eвреи положили начало письменной истории (изложенной в Библии) ещё до древних греков – Геродота и Фукидида. Еврейская письменность, изобретённая Моисеем, легла в основу фригийского, греческого, латинского, славянского и затем русского письма.

   Моисей – одна из выдающихся личностей в еврейской и мировой истории. Именно он сплотил евреев в единый народ, реформировал их религию. Один из первых в истории законодателей, создавших свод законов. Основав монотеизм, заменивший многобожие, Моисей совершил переворот в религиозных взглядах людей.

 

     Евреями впервые в истории провозглашён гуманизм в качестве доктрины. «Перестаньте делать зло, - призывает Яхве, - научитесь творить добро, ищите правосудия, помогите угнетённому».

   Одним из древних литературных памятников является Библия. В ней впервые в мировой литературе с поразительным мастерством даны реалистические портреты людей и с огромной эмоциональной силой изображены исторические события.

   

время плакать

и время веселиться…

время разбрасывать камни

и время собирать камни…

время молчать

и время говорить…

   Кратко и поразительно ёмко характеризуются действия людей, жизнь которых состоит из малозначащих поступков:

   Утверждение: «Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах» свидетельствует о подлинно материалистическом понимании автора «Экклезиаста» одного из законов природы – круговорота веществ   Об одном из потрясающих произведений в составе Ветхого Завета историк религии П.Джонсон пишет, что никому в древности «не удалось создать документа загадочного и душераздирающего», подобного книге Иова. «Эта книга, - полагает Джонсон, - о Холокосте, ибо в ней содержится основополагающий вопрос, тысячелетиями волнующий человечество: почему всемогущий Бог допускает (или сам совершает) столь ужасные вещи»,

   Крупнейшим историком и писателем античности был Иосиф Флавий, написавший ценные труды, в том числе по истории еврейского народа. Иосиф Флавий – человек сложной судьбы, был одним из руководителей восстания Иудеи в I веке. Попав в плен к римлянам, благодаря таланту и жизнестойкости добился достаточно высокого положения в Риме.

 

   В соответствии с мировоззрением еврейского народа человек создан по образу Бога, не случайно кодекс Моисея предусматривает равенство всех людей перед Всевышним, то есть Законом. Именно поэтому жизнь человеческая представляет высшую ценность на Земле. Библия предупреждает: «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся». Не только жизнь, но и собственность человека находится под охраной Бога (в демократическом обществе – охраняется законом). С позиций гуманизма ветхозаветные пророки осуждали «преступные законы и … несправедливые решения, чтобы …присвоить права нищих».

   Таким образом, евреи впервые в юриспруденции выдвинули важнейший принцип демократии – равенство всех перед законом.. Евреи выступили против коллективной ответственности: каждый, совершивший преступление, должен отвечать сам.

   По иронии судьбы, точнее – гримасе истории, христиане считали весь еврейский народ во веки веков виновным в казни Иисуса, совершённой римлянами, что стало одним из источников антисемитизма.   

 

   Принцип коллективной ответственности, который не только исповедывали, но и претворяли в жизнь большевики и гитлеровцы, впервые выдвинул враг еврейского народа евангелист Матфей, поддержанный апостолом Петром.

   Еврейский народ первым в истории высказался против войн и проповедывал мир. Евреи, нация с древности грамотная (читать умели не только горожане, но и крестьяне) и, обладая высоким самосознанием (к сожалению, в результате многовекового угнетения это качество у евреев исчезает), никого насильно в свою веру не обращают. Еврейский народ всегда стремился жить в мире с другими народами. Одному из авторов Ветхого Завета – пророку Исайе – принадлежат пережившие тысячелетия слова: «Перекуём мечи на орала и копья свои – на серпы» и «Да не поднимет народ на народ меча».

Иудаизм в принципе отвергает насилие, поэтому, согласно мировоззрению еврейского народа, нормальное состояние общества – мир. Это положение развил Маймонид и прекрасно отразил Шолом-Алейхем в рассказе «Будь я Ротшильд». Человечеству понадобились тысячелетия, чтобы провозглашённая евреями идея мирного сосуществования овладела сознанием людей (к глубокому сожалению, далеко не всех).

 

  

*   *   *

 

   На развитие европейской и, соответственно, мировой цивилизации решающее влияние оказали древнегреческая культура и иудаизм, последний – через христианство, возникшее в лоне иудаизма, основанное на его идеях и постулатах. По замечанию П.Джонсона, христианство вместило в себя «очень многое из морали, догм, литургии, установления и фундаментальных концепций евреев».

   Это подтверждает и сравнительный анализ Ветхого (иудейского) и Нового (христианского) Заветов, который свидетельствует об их глубинной идентичности и прямых заимствованиях. Сравнив, например, заповеди Моисея и Христа, легко заметить поразительное их сходство не только по духу, но и в формулировках.

   Моисей: «Почитай отца своего и мать свою. Не убивай, не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего. Кто ударит человека так, что он умрёт, да будет предан смерти. Око за око, зуб за зуб, руку за руку». Юридический смысл последнего положения заключается в адекватности наказания преступлению, его не следует понимать буквально.

   Иисус: «Не убивай, кто же убьёт, принадлежит суду. Не прелюбодействуй. Око за око, зуб за зуб. Люби ближнего своего».

   Да и чудеса, приписываемые Христу, совпадали (что тоже было «чудом») с деяниями иудейского пророка Илии. Например, Илия воскрешает мёртвых, ударом плаща заставляет расступиться реку Иордан.

 

   Христианство заимствовало не только мораль и этику иудаизма, но и книги еврейских мудрецов и пророков, институт синагоги в качестве прообраза церквей. Христиане присвоили псалмы и хоралы, гимны и горящие лампады, свечи и ладан. И идею раскаяния и искупления в целях очищения совести христианство переняло из иудаизма, апостол Павел ввёл в христианство заимствованное из иудаизма положение, согласно которому человек только тогда свободен, когда совесть у него чиста.

   Вместе с тем, создатели христианства стремились всячески отмежеваться от иудаизма, многие поколения христиан считали евреев врагами Христа (евреи не признавали Христа богом, ибо «еврей верует в религию Иисуса; еврей не в силах заставить себя уверовать в религию об Иисусе» – Ч.Фаньяни), облыжно приписав им вину в его убийстве, из-за чего евреи не только стали христианами преследоваться и презираться, но евреев ненавидели. Даже гуманист Лев Толстой как-то обронил, что евреев надо любить. Звучит двусмысленно: почему надо? Из гуманных соображений – евреи тоже люди?…Евреи не просят любви, им достаточно, чтобы их не унижали. Этого они не заслужили.

 

*   *   *

 

   Еврейский народ на протяжении всей его древней истории неоднократно завоёвывали и изгоняли со своей земли. Окончательно евреи лишились государства после жестокого подавления Римом неоднократных восстаний Иудеи против римского владычества в III веках, и еврейский народ в очередной раз был расселен, в данном случае по обширной Римской империи. Наступил самый трагический (не считая Холокоста) почти двухтысячелетний период еврейской истории, когда евреи вынуждены были жить среди, как правило, враждебных народов – будь то христиане или мусульмане.

   Многие евреи оказались на Пиренейском полуострове, завоёванном в VII веке арабами-мусульманами, по сравнению с христианами терпимо относившимися к иудеям. Но всё же иудеи не были полноправными гражданами – платили особые налоги, им запрещалось строить новые синагоги, занимать государственные должности. Правда, законы эти не всегда строго соблюдались. Временами вспыхивали еврейские погромы, устраиваемые фанатиками-мусульманами. Занималось еврейское население ремеслами и торговлей. Но не только. Были среди евреев врачи, писатели, поэты, даже государственные деятели, занимавшие высокое положение при дворах арабских и испанских монархов (Пиренейский полуостров постепенно завоёвывали христиане).

  

.

 

 

  

 

   Но вернёмся на Пиренейский полуостров, где жившие в средние века евреи отличались образованностью («Если уронишь золото и книгу, подними сначала книгу» – еврейская пословица), что сыграло немалую роль в возникновении в Италии Возрождения, расцвет которого пришёлся на XV XVII века. Началось Возрождение в XIIIXIV веках со знакомства европейцев с античной культурой, что стало возможным благодаря переводам древнегреческих и древнеримских авторов на еврейский и арабский, затем – на латинский языки. Следовательно, истоки Возрождения нужно искать в недрах арабо-еврейской цивилизации, которая с Пиренейского полуострова распространилась через южную Францию в Италию, где в городах Генуе, Флоренции и других жили евреи со времён Рима.

   В годы Возрождения (Ренессанса) ветхозаветные идеи гуманизма получили дальнейшее развитие, вызвав переворот в мировоззрении европейцев и изменив их взгляды на человека. Тем самым был дан мощный толчок новому этапу развития цивилизации, в том числе демократии, в центре которой – человек, его права и собственность.

 

*   *   *

 

   В конце XV века произошло крупнейшее событие, оказавшее колоссальное влияние на последующую историю человечества, в том числе на укрепление демократии и распространение её в мире. Речь идёт об открытии Нового Света – Американского континента, которое совершил живший в Генуе еврей, носивший нередкое в Италии еврейское имя Колон (Коломбо по-итальянски, Колумбус по-латыни). Происходил Колумб (так звучит его имя по-русски) из семьи изгнанных с Пиренейского полуострова евреев. Колумб говорил, что он потомок царя Давида. Так это или нет, неизвестно, но свидетельствует о том, что он не сомневался в своём еврействе.

   Благодаря открытию Колумба, пишет Стефан Цвейг, «начинается такая лихорадка открытий и приключений, какой ещё не видел наш старый мир. развития, - продолжает Цвейг, -

  

   Интересны размышления немецкого физика и философа В.Гейзенберга, «в чём, собственно, заключалось великое достижение Христофора Колумба, открывшего Америку». Если объяснять, исходя не только из организаторских способностей великого мореплавателя, но и учитывая его психологические особенности, то, как полагает Гейзенберг, «самое трудное в этом путешествии-открытии было, несомненно, оставить всю известную до сих пор землю и плыть так далеко на запад, чтобы возвращение назад с имеющимися запасами было уже невозможно».

   Колумб, разумеется, не ведая, оказал неоценимую услугу еврейскому народу. Ведь в демократические США в конце XIX и в начале XX века устремились тысячи евреев из Российской империи, спасаясь от национального гнёта и погромов, а в 30-е годы бежали германские евреи из фашистской Германии, спасаясь от поголовного физического уничтожения.

   Евреи в США – полноправные граждане, полностью вписались в американское общество. Хотя и там наблюдались проявления антисемитизма.

 

*   *   *

 

  

 

.

 

  

.

  

 

   Тяжко сложилась судьба еврейского народа, расселившегося в Европе после подавления восстаний в Иудее. Евреи, ещё раз подчеркнём, вынуждены были жить среди враждебного христианского населения. Одна из особенностей еврейского национального характера состоит в том, что, потеряв родную землю и пребывая в многолетней диаспоре, евреи считают родиной ту страну, где родились и выросли, являются её патриотами. Тем не менее, в глазах так называемой коренной нации евреи всегда – чужие, «не наши», что глубоко евреев травмирует.

 

В конце XVIII века миллион польских евреев оказался в одночасье в Российской империи в результате расчленения Польши при Екатерине II. Она отнеслась к еврейскому населению, доставшемуся ей в качестве приложения к новым территориям, как было принято на её родине – в Германии: сразу загнала евреев за черту оседлости и превратила их в бесправный народ. В этом состоянии евреи пребывали до марта 1917 г., и только после свержения монархии Временное правительство ликвидировало черту оседлости.

 

   Еврейский народ не только лишили гражданских прав в большинстве христианских стран, включая право на проживание, - евреев физически уничтожали во время крестовых походов за приверженность иудаизму; во время эпидемий чумы, оспы, тифов, других эпидемических болезней, так как евреи считались виновниками этих болезней; евреев сжигали живьём на кострах как колдунов; евреев калечили и убивали во время погромов, обвиняя в употреблении крови христианских детей в ритуальных целях, да и просто потому, что они евреи…

   Евреев заключали в гетто, обязав носить на одежде специальный опознавательный знак. (Этот средневековый обычай возродился в фашистской Германии и в оккупированных ею странах). Вырваться из гетто могли евреи, принявшие христианство, что многие и делали, как правило, из сугубо практических соображений. Среди выкрестов встречались отъявленные антисемиты, например, К.Маркс; очень переживал, что в нём имеется примесь еврейской крови, Р.Вагнер.

   Для евреев существовал запрет почти на все виды деятельности, им разрешалось быть грузчиками, торговцами и финансистами.

   Возникает естественный вопрос: почему евреям разрешалось торговать и совершать финансовые операции? (В отношении грузчиков вопросов нет).

   Дело в том, что основатели христианства весьма неодобрительно относились к торговле, деньгам, вообще к богатству. Апостол Павел, например, утверждал, что деньги – корень всех зол, и потому любить их, тем более зарабатывать – преступление, пусть этим грязным делом евреи занимаются. Так как иудаизм не противопоставляет материальное благосостояние и благочестие, а круг занятий евреев был резко ограничен, то ничего удивительного, что торговля и финансы в средневековой Европе находились в их руках. Ещё важное обстоятельство. Евреи концентрировались в городах, так как заниматься сельским хозяйством им запрещалось. В европейских городах с участием евреев, трудившихся в сфере торговли и финансов, создавалась городская культура. В этой связи П.Джонсон отмечает: «Едва ли не величайшим вкладом евреев в прогресс человечества было то, что они заставляли европейскую культуру примириться с деньгами и их властью». Одним из следствий этого стало возникновение в городах самоуправления, ведь торговля, вообще товарно-денежные отношения могут развиваться, если их не сковывать жесткими рамками феодальных законов. И хотя в торговлю постепенно втягивались христиане, особенно протестанты, всё равно антисемиты до сих пор презрительно называют евреев «торгашами».

 

  

   Если взглянуть на проблему развития экономических отношений без предвзятости, то становится ясно: именно евреи в значительной степени заложили основы современной рыночной экономики, что имело решающее значение для утверждения демократии в Европе и Соединённых Штатах Америки.

   Главным образом евреи в XVII веке создали в лондонском Сити крупнейший в Европе финансовый рынок, разработали механизм безналичного перемещения денег – аккредитивы и чеки на предъявителя, что облегчало и ускоряло финансовые операции; сформулировали один из важнейших принципов торговли (и сервиса) – покупатель (клиент) всегда прав. Евреи сыграли ведущую роль в организации в Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке фондовых бирж и стали одними из первых брокеров. Тогда же (в ХVII-XVIIIв.в.) зародилась наука, изучающая экономические законы, столь же объективные, как и законы природы.

 

*   *   *

 

   В XX веке произошёл прорыв в познании первооснов материи и законов мироздания, немалая роль в этом принадлежит квантовой физике.

  

 

   Никому в наше время не надо доказывать значение кибернетики для прогресса цивилизации. Создатель кибернетики – американский еврей Н.Винер, родители которого бежали из Российской империи, пишет о своём отце, учёном-филологе, что он «впитал… лучшие традиции немецкой научной мысли, еврейской интеллектуальной культуры и того, что принято называть американским духом»; всем этим пропитался и сам Н.Винер. Он был математиком, но не ограничивался рамками этой науки, всегда стремился понять физический смысл математических формул. Интересовала его и физиология, не случайно он сотрудничал с мексиканским евреем физиологом А.Розенблютом. Широта мышления, знание законов функционирования живого организма как саморегулируемой системы позволили математику Винеру создать науку об общих законах управления в живой и неживой природе.

  

   В XVII веке произошло событие, сыгравшее важную роль в изучении этиологии инфекционных болезней. Нидерландский купец А.Лёвенгук открыл мир микроорганизмов. Но не он стал родоначальником науки о микробах. Честь её создания принадлежит французу Л.Пастеру, немцу, лауреату Нобелевской премии Р.Коху и российскому еврею (эмигрировавшему во Францию) И.Мечникову, разработавшим в XIX веке философию и методику микробиологии. Благодаря их трудам, их учеников и последователей в разных странах были открыты возбудители многих болезней.

     Разгадали одну из самых таинственных загадок природы И.Мечников и германский еврей П.Эрлих – основоположники, наряду с Л.Пастером, иммунологии.

   Мечников открыл клеточный (фагоцитарный) механизм иммунитета, Эрлих объяснил бесклеточный механизм защиты организма от возбудителей болезней, за что оба были удостоены Нобелевской премии.

Основоположником химиотерапевтического метода лечения инфекционных болезней является П.Эрлих. Он же, вместе с немцем Р.Вирховым, заложил основы гематологии, изучающей механизмы кроветворения, болезни крови и разрабатывающей методы их лечения. Заметный вклад в гематологию внёс И.Кассирский, способствовавший становлению этого раздела медицины в СССР.

   Дальнейшее развитие иммунологии связано с именем ученика Мечникова российского еврея А.Безредки, эмигрировавшего во Францию. Безредка – автор концепции местного иммунитета (кстати, более полувека в СССР не признававшийся).   Теория А.Безредки обогатила медицину более глубоким пониманием механизмов, обусловливающих устойчивость организма к микроорганизмам, вызывающим заболевания.

 

   В медицине на рубеже 30 – 40-х годов зародилась эра антибиотиков, у истоков которой были лауреаты Нобелевской премии англичане А.Флеминг и Х.Флори, английский еврей Б.Чейн (родители которого эмигрировали из России) и российский еврей, эмигрировавший в США, З.Ваксман, который и ввёл в науку термин «антибиотики». Важные положения химиотерапии (в том числе антибиотикотерапии) сформулировал И.Кассирский – один из основоположников этого направления медицины в СССР.

   Изучение физиологии, в частности, функций нервной системы, позволили Г.Гельмгольцу и его сотруднику российскому еврею Н.Баксту сделать крупное открытие – измерить скорость распространения импульса по двигательным нервам, в том числе у человека. Но оставался таинственным механизм передачи нервного импульса с одного нерва на другой и на исполнительный орган. Тайну разгадали германский еврей О.Лёви, англичанин Г.Дейл, английский еврей Б.Кац, швед У.Эйлер, американский еврей А.Аксельрод, награждённые Нобелевской премией, и российские евреи А.Самойлов и А.Гинецинский совместно с российским армянином Л.Орбели.

   Одну из центральных проблем обмена веществ – механизм окисления органических соединений в организме выяснили эмигрировавший в Англию германский еврей А.Кребс (в науку вошел термин «цикл Кребса») и эмигрировавший в США германский еврей Ф.Липман, получившие за эти исследования Нобелевскую премию.

   Эпохальное открытие в генетике совершили английский еврей Ф.Крик и американец Дж.Уотсон, расшифровавшие структуру гена, за что были удостоены Нобелевской премии.

 

   Во все времена человечеству угрожал голод. Одна из причин заключалась в низких урожаях из-за дефицита в почве азота – составной части белка. А ведь земная атмосфера на ¾ состоит из азота, но растения (кроме бобовых), как, впрочем, и человек, усваивать этот элемент из воздуха не могут. Задача заключалась в обогащении почвы азотом в доступной для растений химической форме. Для этого подходил аммиак – соединение азота с водородом. Но получать его в требуемых количествах в промышленных условиях не умели. Эту непростую проблему решили германский еврей Ф.Габер, изгнанный из Германии после прихода к власти Гитлера, и немец К.Бош, удостоенные Нобелевской премии. В определённой мере можно считать, что благодаря Габеру и Бошу человечеству голод не грозит, если, разумеется, исключить различные катаклизмы – войны, социализм и др.

 

   Медики с древности пытались переливать кровь для лечения болезней, но эта процедура часто необъяснимо оканчивалась трагически для реципиента (кому переливали кровь). Причину смертельных осложнений установил австрийский еврей К.Ландштейнер, открывший группы крови, что стало крупнейшим достижением в гематологии. Он же выявил в крови резус-фактор. препаратов. Не удивительно, что К.Ландштейнер был удостоен Нобелевской премии.

   И ещё крупное открытие К.Ландштейнера – он доказал, что опасное заболевание – полиомиелит – вызывается живым возбудителем, то есть является инфекционным. Изучение свойств вируса – возбудителя полиомиелита позволило получить вакцину против этой болезни.

  

Традиционно евреи продолжали участвовать в духовной сфере, в частности, сыграли немалую роль в развитии музыкальной культуры. «Еврейская музыкальная традиция, - отмечает П.Джонсон, - намного старше любой другой в Европе», ведь музыка – элемент еврейского богослужения, а кантор – не менее уважаемое лицо, чем раввин.

   Живший во Франции германский еврей Ж.Оффенбах – один из создателей самого демократического жанра музыкально-театрального искусства – оперетты. Блестящими представителями этого вида искусства были австрийский еврей И.Штраус (младший), венгерский еврей, эмигрировавший в США, И.Кальман, российский еврей И.Дунаевский.

   Классиками симфонической и инструментальной музыки и оперного жанра являются германские евреи Я.Мендельсон-Бартольди – композитор, дирижер, пианист, органист, основатель первой в Германии Лейпцигской консерватории; Г.Малер – композитор, дирижер, возглавлял венскую придворную оперу; Дж.Мейербер – композитор; американский еврей Дж.Гершвин - композитор; российские евреи А.Рубинштейн – композитор, дирижер, пианист, основал и возглавил первую в России Петербургскую консерваторию; его брат – Н.Рубинштейн – пианист и дирижер, основатель Московской консерватории и ее директор.

 

   Крупнейшим представителем немецкой и мировой поэзии был германский еврей Генрих (Хаим) Гейне.

   Г.Гейне был противником тирании, возражал против идей Маркса (они были лично знакомы) о диктатуре пролетариата и социализма. В одном из писем он пишет о социализме с такой точностью, будто жил в СССР или в ГДР:

   «Социалистическое будущее пахнет кнутом, кровью, безбожием (Г.Гейне – сторонник свободы совести. – Р.В.) и обильными побоями». О диктатуре пролетариата он тоже точно сказал: «Я очень боюсь жестокой пролетарской власти».

   Г.Гейне, как и его далёких предков – авторов Ветхого Завета, волновал вопрос: почему в мире много несправедливого.

Отчего под ношей крестной,

Весь в крови, влачится правый?

Отчего везде бесчестный

Встречен почестью и славой?

 

 

   Мировой известностью пользуются произведения писателей и поэтов германских евреев Л.Фейхтвангера, лауреата Нобелевской премии Н.Закс (эмигрировавшей в Швецию), французских евреев М.Пруста, А.Моруа и лауреата Нобелевской премии А.Бергсона (не только писателя, но и философа), израильтянина лауреата Нобелевской премии Ш.Агнона, австрийских евреев лауреата Нобелевской премии Э.Канетти и С.Цвейга, российских евреев Шолом-Алейхема (эмигрировавшего в США), А.Рыбакова, Д.Самойлова, Н.Коржавина (эмигрировавшего в США), В.Аксенова (эмигрировавшего в США), лауреатов Нобелевской премии А.Зингера (Башевиса, живущего в США), Б.Пастернака и И.Бродского (эмигрировавшего в США) и В.Гроссмана.

   Василий (Иосиф Соломонович) Гроссман – автор лучшей в советской литературе эпопеи о войне «Жизнь и судьба». Совершенно прав критик Л.Анненский, что это произведение стоит в первом ряду русской прозы XX столетия. Такую книгу мог написать не только талантливый писатель-гуманист и интернационалист, но и высокообразованный, прекрасно разбирающийся в психологии, политике, истории, военном деле и философски мыслящий, во всех подробностях знающий жизнь советских людей – от рядовых до начальствующих.

   В.Гроссман убедительно показал принципиальную идентичность политико-идеологических режимов фашистской Германии и СССР; беспощадно разоблачил процветавший в СССР махровый антисемитизм, поразивший все слои населения, сформулировал основные признаки этого позорного явления. Если следовать верному суждению Наполеона: «Обращение с евреями в каждой стране – термометр её цивилизации», то и фашистская Германия, и социалистическая Россия цивилизованными странами не были уже по этому критерию; антисемитизм в обоих государствах не случаен, соответствует формуле А.Эйнштейна: «Тот, кто восстаёт ныне против разума и свободы, кто насаждает бесчувственный мир раболепия, - не может не видеть в еврее непримиримого врага». Хотя и в гитлеровской Германии, и в Советском Союзе было предостаточно и других признаков нецивилизованности.

 

  

   Значительное влияние оказали евреи на кинематографию. Как пишет П.Джонсон, в США «в конце 1890-х годов бедные евреи иммигранты соединили кино с другим созданным для себя институтом – пассажем развлечений о социализме».

   Американскими евреями созданы всемирно известные кинокомпании «XX век Фокс», «Метрополь-Голдвин-Майер» и другие. Нужно отметить, что евреи создавали не только коммерческие предприятия, но, по словам Голдвина, их цель заключалась в создании «картины на прочном фундаменте искусства». И они эту цель достигли. Из среды евреев выдвинулись выдающиеся актёры и режиссёры кино, достаточно назвать английского еврея, жившего в США, Ч.Чаплина, российских евреев С.Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Э.Рязанова, М.Ромма.

 

  

.

   Фильм «Обыкновенный фашизм» (который надо бы демонстрировать постоянно, особенно в Германии и России) благодаря тематически точно подобранному материалу и высокому мастерству М.Ромма наглядно показывает реальную угрозу, которую представлял фашизм для мировой цивилизации.

   Во многом благодаря евреям кино стало наиболее доступным для населения видом культурного развлечения и массового искусства.

   Среди крупных театральных деятелей в СССР выделялся руководитель Государственного еврейского театра, великий актёр, замечательный режиссер и теоретик театра С.Михоэлс (Вовси), оказавший влияние на мировое театральное искусство. В игре Михоэлса сочетались мудрость, великолепная актёрская техника, глубокое проникновение в психологию персонажа. 

   С.Михоэлс произвёл на современников неизгладимое впечатление бесподобным исполнением шекспировского короля Лира – одной из самых сложных ролей в мировой драматургии. Актёр настолько психологически слился со своим героем, что они казались неразличимыми   Душой и телом принадлежа к еврейскому народу, С.Михоэлс был подлинным интернационалистом и гуманистом, эти черты достаточно широко распространены среди еврейского народа. Он хорошо понимал, какую страшную опасность представляет фашизм для мировой культуры. Возглавив Еврейский Антифашистский Комитет (ЕАК), Михоэлс всю свою энергию направил на налаживание связей с американской общественностью, что сыграло немалую роль в оказании материальной помощи и моральной поддержки СССР со стороны США во время советско-германской войны (1941-45 г.г.).

   С.Михоэлс пал жертвой государственного антисемитизма, развязанного Сталиным; по его личному указанию Михоэлса зверски убили, инсценировав автомобильную катастрофу. Еврейский театр закрыли, ЕАК разогнали, его членов, кроме Л.Штерн, расстреляли.

   Л.Штерн была профессором Женевского университета (который она закончила, где защитила докторскую диссертацию и руководила кафедрой физиологической химии), автором концепции гемато-энцефалического барьера – физиологического механизма регуляции обмена веществ в центральной нервной системе, обеспечивающего постоянство внутренней среды спинного и головного мозга. Исследовала химические основы физиологических процессов, установила роль ряда ферментов в обменных реакциях, разработала эффективный метод восстановления работы сердца (дефибрилляцию) при его остановке, предложила оригинальные способы лечения шока и туберкулезного менингита. Занималась также проблемами изучения и профилактики старости (что спасло ей жизнь).

 

   Л.Штерн принадлежала к той категории евреев, которые пекутся о счастье всего человечества, что возможно, по их убеждению, только при социализме.   В СССР Штерн сделала неплохую карьеру: она возглавляла организованные ею два Физиологических института, кафедру нормальной физиологии во 2-м Московском медицинском институте, её избрали в Академию наук СССР (была первой женщиной-академиком в стране), Академию медицинских наук. Получила Сталинскую премию. Создала научную физиологическую школу. Добавим, что Штерн была членом Леопольдино-Каролинской академии естествоиспытателей в Галле (Германия) и почётным доктором Женевского университета.

   Однако жизнь заставила её жестоко разочароваться в «прелестях» социализма. В 1949 г. Л.Штерн арестовали (на 71 году жизни) как члена ЕАК и на 3 года и 8 месяцев заключили в одиночную камеру на «Лубянке». На первый допрос её доставили в кабинет министра внутренних дел Абакумова, встретившего её площадной руганью: «Ах ты, старая б-дь!». «Так разговаривает министр с академиком», - с глубокой горечью произнесла Лина Соломоновна. В подобном хамско-хулиганском стиле с ней обращались и её истязатели (официально, следователи). Л.Штерн судили и выслали в Казахстан. После смерти Сталина её вскоре реабилитировали.

   Почему Штерн не расстреляли? Дело в том, что стареющий вождь и лучший друг учёных, особенно евреев, рассчитывал на Штерн в смысле продления молодости и потому распорядился оставить её в живых.

   Евреи сыграли важную роль в развитии информатики, без которой немыслим современный этап развития цивилизации. Эмигрировавший в Англию германский еврей Пауль Рейтер (Израиль Иосафат) основал в середине XIX века крупнейшее в мире агентство новостей, широко известное и ныне.

   Технические средства информатики – компьютеры, телевизоры, мобильные телефоны и другие созданы на полупроводниках, теоретические основы учения о которых заложил российский еврей А.Иоффе. Продолжил и углубил его исследования российский еврей Ж.Алфёров, за что получил Нобелевскую премию.

  

* * *

 

   Одним из признанных объективных критериев вклада ученого и писателя в мировую культуру служит Нобелевская премия, учрежденная в 1901 г. За сто лет существования института Нобелевских премий 25 процентов лауреатов – евреи разных стран. Удостоенных премии жителей Германии до 1933 г. (Нобелевскую премию не признавали в гитлеровской Германии и сталинском СССР) около 30 процентов, треть из них – евреи.

 

   Задумаемся: в каком состоянии находилась бы цивилизация, если бы упомянутые (и неупомянутые) евреи были лишены права учиться и работать или же были убиты во время еврейских погромов в России, Германии и в других странах… И сколько евреев не реализовали свои способности по этим причинам.

 

 

 



м

Вклад евреев в мировую цивилизацию

 

 

 

 

 

Рудольф Воробьёв

 

 

 

ВКЛАД ЕВРЕЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ

 

 

 

«…любить наш народ и ценить

 

              сокровища его духа, которые

 

               рассеяны по всем глухим

 

               закоулкам необъятного мира».

 

 

 

                Шолом-Алейхем

 

 

 

 

 

«Тяга к знаниям ради знаний, чуть ли

 

не фанатическая любовь к справедливости,

 

стремление к личной независимости, -

 

вот черты еврейской традиции»

 

 

 

А.Эйнштейн

 

 

 

  Подчеркну сразу: автор предлагаемых заметок – не еврейский националист и тем более не шовинист. Отмечая вклад еврейского народа в мировую цивилизацию, автор отнюдь не умаляет вклада других народов и ни в коем случае их не унижает.

 

   Человечество имеет единое происхождение и 97-98 процентов общих генов (остальные 2-3 процента обусловливают индивидуальные особенности людей), следовательно, все мы биологически равноценны. Но исторически народы по разным причинам развивались неравномерно, и потому их роль в прогрессе различна.

 

   Судить об интеллектуальном потенциале и нравственном уровне того или иного народа следует, ориентируясь на его выдающихся представителей, внёсших вклад в сокровищницу мировой культуры. В подобном аспекте и рассматривается роль еврейского народа в развитии мировой цивилизации.

 

   История еврейского народа необычна, - он один из немногих, сохранившихся с древности, несмотря на потерю собственной территории и государственности, гонения, погромы, вынужденную ассимиляцию.   

 

   Разбросанных по всему миру евреев объединяют, главным образом, общее происхождение, религия («Евреи несли Библию сквозь века, как портативную родину» Г.Гейне) и антисемитизм.

 

 

 

______

 

Еврей тот, у которого оба или один из родителей – евреи.

 

  

 

  

 

   Веками живя среди других народов, евреи не были пассивными созерцателями событий, они отличались активностью и, если позволяли

 

условия, трудились в различных областях культуры, способствуя прогрессу не только культуры стран, где жили, но и мировой культуры. Поэтому в определённой степени изучать историю еврейского народа значит изучать всеобщую историю и историю цивилизации.

 

 

 

* * *

 

 

 

  Eвреи положили начало письменной истории (изложенной в Библии) ещё до древних греков – Геродота и Фукидида. Еврейская письменность, изобретённая Моисеем, легла в основу фригийского, греческого, латинского, славянского и затем русского письма.

 

   Моисей – одна из выдающихся личностей в еврейской и мировой истории. Именно он сплотил евреев в единый народ, реформировал их религию. Один из первых в истории законодателей, создавших свод законов. Основав монотеизм, заменивший многобожие, Моисей совершил переворот в религиозных взглядах людей.

 

 

 

     Евреями впервые в истории провозглашён гуманизм в качестве доктрины. «Перестаньте делать зло, - призывает Яхве, - научитесь творить добро, ищите правосудия, помогите угнетённому».

 

   Одним из древних литературных памятников является Библия. В ней впервые в мировой литературе с поразительным мастерством даны реалистические портреты людей и с огромной эмоциональной силой изображены исторические события.

 

   

 

время плакать

 

и время веселиться…

 

время разбрасывать камни

 

и время собирать камни…

 

время молчать

 

и время говорить…

 

   Кратко и поразительно ёмко характеризуются действия людей, жизнь которых состоит из малозначащих поступков:

 

   Утверждение: «Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах» свидетельствует о подлинно материалистическом понимании автора «Экклезиаста» одного из законов природы – круговорота веществ   Об одном из потрясающих произведений в составе Ветхого Завета историк религии П.Джонсон пишет, что никому в древности «не удалось создать документа загадочного и душераздирающего», подобного книге Иова. «Эта книга, - полагает Джонсон, - о Холокосте, ибо в ней содержится основополагающий вопрос, тысячелетиями волнующий человечество: почему всемогущий Бог допускает (или сам совершает) столь ужасные вещи»,

 

   Крупнейшим историком и писателем античности был Иосиф Флавий, написавший ценные труды, в том числе по истории еврейского народа. Иосиф Флавий – человек сложной судьбы, был одним из руководителей восстания Иудеи в I веке. Попав в плен к римлянам, благодаря таланту и жизнестойкости добился достаточно высокого положения в Риме.

 

 

 

   В соответствии с мировоззрением еврейского народа человек создан по образу Бога, не случайно кодекс Моисея предусматривает равенство всех людей перед Всевышним, то есть Законом. Именно поэтому жизнь человеческая представляет высшую ценность на Земле. Библия предупреждает: «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся». Не только жизнь, но и собственность человека находится под охраной Бога (в демократическом обществе – охраняется законом). С позиций гуманизма ветхозаветные пророки осуждали «преступные законы и … несправедливые решения, чтобы …присвоить права нищих».

 

   Таким образом, евреи впервые в юриспруденции выдвинули важнейший принцип демократии – равенство всех перед законом.. Евреи выступили против коллективной ответственности: каждый, совершивший преступление, должен отвечать сам.

 

   По иронии судьбы, точнее – гримасе истории, христиане считали весь еврейский народ во веки веков виновным в казни Иисуса, совершённой римлянами, что стало одним из источников антисемитизма.   

 

 

 

   Принцип коллективной ответственности, который не только исповедывали, но и претворяли в жизнь большевики и гитлеровцы, впервые выдвинул враг еврейского народа евангелист Матфей, поддержанный апостолом Петром.

 

   Еврейский народ первым в истории высказался против войн и проповедывал мир. Евреи, нация с древности грамотная (читать умели не только горожане, но и крестьяне) и, обладая высоким самосознанием (к сожалению, в результате многовекового угнетения это качество у евреев исчезает), никого насильно в свою веру не обращают. Еврейский народ всегда стремился жить в мире с другими народами. Одному из авторов Ветхого Завета – пророку Исайе – принадлежат пережившие тысячелетия слова: «Перекуём мечи на орала и копья свои – на серпы» и «Да не поднимет народ на народ меча».

 

Иудаизм в принципе отвергает насилие, поэтому, согласно мировоззрению еврейского народа, нормальное состояние общества – мир. Это положение развил Маймонид и прекрасно отразил Шолом-Алейхем в рассказе «Будь я Ротшильд». Человечеству понадобились тысячелетия, чтобы провозглашённая евреями идея мирного сосуществования овладела сознанием людей (к глубокому сожалению, далеко не всех).

 

 

 

  

 

*   *   *

 

 

 

   На развитие европейской и, соответственно, мировой цивилизации решающее влияние оказали древнегреческая культура и иудаизм, последний – через христианство, возникшее в лоне иудаизма, основанное на его идеях и постулатах. По замечанию П.Джонсона, христианство вместило в себя «очень многое из морали, догм, литургии, установления и фундаментальных концепций евреев».

 

   Это подтверждает и сравнительный анализ Ветхого (иудейского) и Нового (христианского) Заветов, который свидетельствует об их глубинной идентичности и прямых заимствованиях. Сравнив, например, заповеди Моисея и Христа, легко заметить поразительное их сходство не только по духу, но и в формулировках.

 

   Моисей: «Почитай отца своего и мать свою. Не убивай, не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего. Кто ударит человека так, что он умрёт, да будет предан смерти. Око за око, зуб за зуб, руку за руку». Юридический смысл последнего положения заключается в адекватности наказания преступлению, его не следует понимать буквально.

 

   Иисус: «Не убивай, кто же убьёт, принадлежит суду. Не прелюбодействуй. Око за око, зуб за зуб. Люби ближнего своего».

 

   Да и чудеса, приписываемые Христу, совпадали (что тоже было «чудом») с деяниями иудейского пророка Илии. Например, Илия воскрешает мёртвых, ударом плаща заставляет расступиться реку Иордан.

 

 

 

   Христианство заимствовало не только мораль и этику иудаизма, но и книги еврейских мудрецов и пророков, институт синагоги в качестве прообраза церквей. Христиане присвоили псалмы и хоралы, гимны и горящие лампады, свечи и ладан. И идею раскаяния и искупления в целях очищения совести христианство переняло из иудаизма, апостол Павел ввёл в христианство заимствованное из иудаизма положение, согласно которому человек только тогда свободен, когда совесть у него чиста.

 

   Вместе с тем, создатели христианства стремились всячески отмежеваться от иудаизма, многие поколения христиан считали евреев врагами Христа (евреи не признавали Христа богом, ибо «еврей верует в религию Иисуса; еврей не в силах заставить себя уверовать в религию об Иисусе» – Ч.Фаньяни), облыжно приписав им вину в его убийстве, из-за чего евреи не только стали христианами преследоваться и презираться, но евреев ненавидели. Даже гуманист Лев Толстой как-то обронил, что евреев надо любить. Звучит двусмысленно: почему надо? Из гуманных соображений – евреи тоже люди?…Евреи не просят любви, им достаточно, чтобы их не унижали. Этого они не заслужили.

 

 

 

*   *   *

 

 

 

   Еврейский народ на протяжении всей его древней истории неоднократно завоёвывали и изгоняли со своей земли. Окончательно евреи лишились государства после жестокого подавления Римом неоднократных восстаний Иудеи против римского владычества в III веках, и еврейский народ в очередной раз был расселен, в данном случае по обширной Римской империи. Наступил самый трагический (не считая Холокоста) почти двухтысячелетний период еврейской истории, когда евреи вынуждены были жить среди, как правило, враждебных народов – будь то христиане или мусульмане.

 

   Многие евреи оказались на Пиренейском полуострове, завоёванном в VII веке арабами-мусульманами, по сравнению с христианами терпимо относившимися к иудеям. Но всё же иудеи не были полноправными гражданами – платили особые налоги, им запрещалось строить новые синагоги, занимать государственные должности. Правда, законы эти не всегда строго соблюдались. Временами вспыхивали еврейские погромы, устраиваемые фанатиками-мусульманами. Занималось еврейское население ремеслами и торговлей. Но не только. Были среди евреев врачи, писатели, поэты, даже государственные деятели, занимавшие высокое положение при дворах арабских и испанских монархов (Пиренейский полуостров постепенно завоёвывали христиане).

 

  

 

.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

   Но вернёмся на Пиренейский полуостров, где жившие в средние века евреи отличались образованностью («Если уронишь золото и книгу, подними сначала книгу» – еврейская пословица), что сыграло немалую роль в возникновении в Италии Возрождения, расцвет которого пришёлся на XV XVII века. Началось Возрождение в XIIIXIV веках со знакомства европейцев с античной культурой, что стало возможным благодаря переводам древнегреческих и древнеримских авторов на еврейский и арабский, затем – на латинский языки. Следовательно, истоки Возрождения нужно искать в недрах арабо-еврейской цивилизации, которая с Пиренейского полуострова распространилась через южную Францию в Италию, где в городах Генуе, Флоренции и других жили евреи со времён Рима.

 

   В годы Возрождения (Ренессанса) ветхозаветные идеи гуманизма получили дальнейшее развитие, вызвав переворот в мировоззрении европейцев и изменив их взгляды на человека. Тем самым был дан мощный толчок новому этапу развития цивилизации, в том числе демократии, в центре которой – человек, его права и собственность.

 

 

 

*   *   *

 

 

 

   В конце XV века произошло крупнейшее событие, оказавшее колоссальное влияние на последующую историю человечества, в том числе на укрепление демократии и распространение её в мире. Речь идёт об открытии Нового Света – Американского континента, которое совершил живший в Генуе еврей, носивший нередкое в Италии еврейское имя Колон (Коломбо по-итальянски, Колумбус по-латыни). Происходил Колумб (так звучит его имя по-русски) из семьи изгнанных с Пиренейского полуострова евреев. Колумб говорил, что он потомок царя Давида. Так это или нет, неизвестно, но свидетельствует о том, что он не сомневался в своём еврействе.

 

   Благодаря открытию Колумба, пишет Стефан Цвейг, «начинается такая лихорадка открытий и приключений, какой ещё не видел наш старый мир. развития, - продолжает Цвейг, -

 

  

 

   Интересны размышления немецкого физика и философа В.Гейзенберга, «в чём, собственно, заключалось великое достижение Христофора Колумба, открывшего Америку». Если объяснять, исходя не только из организаторских способностей великого мореплавателя, но и учитывая его психологические особенности, то, как полагает Гейзенберг, «самое трудное в этом путешествии-открытии было, несомненно, оставить всю известную до сих пор землю и плыть так далеко на запад, чтобы возвращение назад с имеющимися запасами было уже невозможно».

 

   Колумб, разумеется, не ведая, оказал неоценимую услугу еврейскому народу. Ведь в демократические США в конце XIX и в начале XX века устремились тысячи евреев из Российской империи, спасаясь от национального гнёта и погромов, а в 30-е годы бежали германские евреи из фашистской Германии, спасаясь от поголовного физического уничтожения.

 

   Евреи в США – полноправные граждане, полностью вписались в американское общество. Хотя и там наблюдались проявления антисемитизма.

 

 

 

*   *   *

 

 

 

  

 

 

 

.

 

 

 

  

 

.

 

  

 

 

 

   Тяжко сложилась судьба еврейского народа, расселившегося в Европе после подавления восстаний в Иудее. Евреи, ещё раз подчеркнём, вынуждены были жить среди враждебного христианского населения. Одна из особенностей еврейского национального характера состоит в том, что, потеряв родную землю и пребывая в многолетней диаспоре, евреи считают родиной ту страну, где родились и выросли, являются её патриотами. Тем не менее, в глазах так называемой коренной нации евреи всегда – чужие, «не наши», что глубоко евреев травмирует.

 

 

 

В конце XVIII века миллион польских евреев оказался в одночасье в Российской империи в результате расчленения Польши при Екатерине II. Она отнеслась к еврейскому населению, доставшемуся ей в качестве приложения к новым территориям, как было принято на её родине – в Германии: сразу загнала евреев за черту оседлости и превратила их в бесправный народ. В этом состоянии евреи пребывали до марта 1917 г., и только после свержения монархии Временное правительство ликвидировало черту оседлости.

 

 

 

   Еврейский народ не только лишили гражданских прав в большинстве христианских стран, включая право на проживание, - евреев физически уничтожали во время крестовых походов за приверженность иудаизму; во время эпидемий чумы, оспы, тифов, других эпидемических болезней, так как евреи считались виновниками этих болезней; евреев сжигали живьём на кострах как колдунов; евреев калечили и убивали во время погромов, обвиняя в употреблении крови христианских детей в ритуальных целях, да и просто потому, что они евреи…

 

   Евреев заключали в гетто, обязав носить на одежде специальный опознавательный знак. (Этот средневековый обычай возродился в фашистской Германии и в оккупированных ею странах). Вырваться из гетто могли евреи, принявшие христианство, что многие и делали, как правило, из сугубо практических соображений. Среди выкрестов встречались отъявленные антисемиты, например, К.Маркс; очень переживал, что в нём имеется примесь еврейской крови, Р.Вагнер.

 

   Для евреев существовал запрет почти на все виды деятельности, им разрешалось быть грузчиками, торговцами и финансистами.

 

   Возникает естественный вопрос: почему евреям разрешалось торговать и совершать финансовые операции? (В отношении грузчиков вопросов нет).

 

   Дело в том, что основатели христианства весьма неодобрительно относились к торговле, деньгам, вообще к богатству. Апостол Павел, например, утверждал, что деньги – корень всех зол, и потому любить их, тем более зарабатывать – преступление, пусть этим грязным делом евреи занимаются. Так как иудаизм не противопоставляет материальное благосостояние и благочестие, а круг занятий евреев был резко ограничен, то ничего удивительного, что торговля и финансы в средневековой Европе находились в их руках. Ещё важное обстоятельство. Евреи концентрировались в городах, так как заниматься сельским хозяйством им запрещалось. В европейских городах с участием евреев, трудившихся в сфере торговли и финансов, создавалась городская культура. В этой связи П.Джонсон отмечает: «Едва ли не величайшим вкладом евреев в прогресс человечества было то, что они заставляли европейскую культуру примириться с деньгами и их властью». Одним из следствий этого стало возникновение в городах самоуправления, ведь торговля, вообще товарно-денежные отношения могут развиваться, если их не сковывать жесткими рамками феодальных законов. И хотя в торговлю постепенно втягивались христиане, особенно протестанты, всё равно антисемиты до сих пор презрительно называют евреев «торгашами».

 

 

 

  

 

   Если взглянуть на проблему развития экономических отношений без предвзятости, то становится ясно: именно евреи в значительной степени заложили основы современной рыночной экономики, что имело решающее значение для утверждения демократии в Европе и Соединённых Штатах Америки.

 

   Главным образом евреи в XVII веке создали в лондонском Сити крупнейший в Европе финансовый рынок, разработали механизм безналичного перемещения денег – аккредитивы и чеки на предъявителя, что облегчало и ускоряло финансовые операции; сформулировали один из важнейших принципов торговли (и сервиса) – покупатель (клиент) всегда прав. Евреи сыграли ведущую роль в организации в Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке фондовых бирж и стали одними из первых брокеров. Тогда же (в ХVII-XVIIIв.в.) зародилась наука, изучающая экономические законы, столь же объективные, как и законы природы.

 

 

 

*   *   *

 

 

 

   В XX веке произошёл прорыв в познании первооснов материи и законов мироздания, немалая роль в этом принадлежит квантовой физике.

 

  

 

 

 

   Никому в наше время не надо доказывать значение кибернетики для прогресса цивилизации. Создатель кибернетики – американский еврей Н.Винер, родители которого бежали из Российской империи, пишет о своём отце, учёном-филологе, что он «впитал… лучшие традиции немецкой научной мысли, еврейской интеллектуальной культуры и того, что принято называть американским духом»; всем этим пропитался и сам Н.Винер. Он был математиком, но не ограничивался рамками этой науки, всегда стремился понять физический смысл математических формул. Интересовала его и физиология, не случайно он сотрудничал с мексиканским евреем физиологом А.Розенблютом. Широта мышления, знание законов функционирования живого организма как саморегулируемой системы позволили математику Винеру создать науку об общих законах управления в живой и неживой природе.

 

  

 

   В XVII веке произошло событие, сыгравшее важную роль в изучении этиологии инфекционных болезней. Нидерландский купец А.Лёвенгук открыл мир микроорганизмов. Но не он стал родоначальником науки о микробах. Честь её создания принадлежит французу Л.Пастеру, немцу, лауреату Нобелевской премии Р.Коху и российскому еврею (эмигрировавшему во Францию) И.Мечникову, разработавшим в XIX веке философию и методику микробиологии. Благодаря их трудам, их учеников и последователей в разных странах были открыты возбудители многих болезней.

 

     Разгадали одну из самых таинственных загадок природы И.Мечников и германский еврей П.Эрлих – основоположники, наряду с Л.Пастером, иммунологии.

 

   Мечников открыл клеточный (фагоцитарный) механизм иммунитета, Эрлих объяснил бесклеточный механизм защиты организма от возбудителей болезней, за что оба были удостоены Нобелевской премии.

 

Основоположником химиотерапевтического метода лечения инфекционных болезней является П.Эрлих. Он же, вместе с немцем Р.Вирховым, заложил основы гематологии, изучающей механизмы кроветворения, болезни крови и разрабатывающей методы их лечения. Заметный вклад в гематологию внёс И.Кассирский, способствовавший становлению этого раздела медицины в СССР.

 

   Дальнейшее развитие иммунологии связано с именем ученика Мечникова российского еврея А.Безредки, эмигрировавшего во Францию. Безредка – автор концепции местного иммунитета (кстати, более полувека в СССР не признававшийся).   Теория А.Безредки обогатила медицину более глубоким пониманием механизмов, обусловливающих устойчивость организма к микроорганизмам, вызывающим заболевания.

 

 

 

   В медицине на рубеже 30 – 40-х годов зародилась эра антибиотиков, у истоков которой были лауреаты Нобелевской премии англичане А.Флеминг и Х.Флори, английский еврей Б.Чейн (родители которого эмигрировали из России) и российский еврей, эмигрировавший в США, З.Ваксман, который и ввёл в науку термин «антибиотики». Важные положения химиотерапии (в том числе антибиотикотерапии) сформулировал И.Кассирский – один из основоположников этого направления медицины в СССР.

 

   Изучение физиологии, в частности, функций нервной системы, позволили Г.Гельмгольцу и его сотруднику российскому еврею Н.Баксту сделать крупное открытие – измерить скорость распространения импульса по двигательным нервам, в том числе у человека. Но оставался таинственным механизм передачи нервного импульса с одного нерва на другой и на исполнительный орган. Тайну разгадали германский еврей О.Лёви, англичанин Г.Дейл, английский еврей Б.Кац, швед У.Эйлер, американский еврей А.Аксельрод, награждённые Нобелевской премией, и российские евреи А.Самойлов и А.Гинецинский совместно с российским армянином Л.Орбели.

 

   Одну из центральных проблем обмена веществ – механизм окисления органических соединений в организме выяснили эмигрировавший в Англию германский еврей А.Кребс (в науку вошел термин «цикл Кребса») и эмигрировавший в США германский еврей Ф.Липман, получившие за эти исследования Нобелевскую премию.

 

   Эпохальное открытие в генетике совершили английский еврей Ф.Крик и американец Дж.Уотсон, расшифровавшие структуру гена, за что были удостоены Нобелевской премии.

 

 

 

   Во все времена человечеству угрожал голод. Одна из причин заключалась в низких урожаях из-за дефицита в почве азота – составной части белка. А ведь земная атмосфера на ¾ состоит из азота, но растения (кроме бобовых), как, впрочем, и человек, усваивать этот элемент из воздуха не могут. Задача заключалась в обогащении почвы азотом в доступной для растений химической форме. Для этого подходил аммиак – соединение азота с водородом. Но получать его в требуемых количествах в промышленных условиях не умели. Эту непростую проблему решили германский еврей Ф.Габер, изгнанный из Германии после прихода к власти Гитлера, и немец К.Бош, удостоенные Нобелевской премии. В определённой мере можно считать, что благодаря Габеру и Бошу человечеству голод не грозит, если, разумеется, исключить различные катаклизмы – войны, социализм и др.

 

 

 

   Медики с древности пытались переливать кровь для лечения болезней, но эта процедура часто необъяснимо оканчивалась трагически для реципиента (кому переливали кровь). Причину смертельных осложнений установил австрийский еврей К.Ландштейнер, открывший группы крови, что стало крупнейшим достижением в гематологии. Он же выявил в крови резус-фактор. препаратов. Не удивительно, что К.Ландштейнер был удостоен Нобелевской премии.

 

   И ещё крупное открытие К.Ландштейнера – он доказал, что опасное заболевание – полиомиелит – вызывается живым возбудителем, то есть является инфекционным. Изучение свойств вируса – возбудителя полиомиелита позволило получить вакцину против этой болезни.

 

  

 

Традиционно евреи продолжали участвовать в духовной сфере, в частности, сыграли немалую роль в развитии музыкальной культуры. «Еврейская музыкальная традиция, - отмечает П.Джонсон, - намного старше любой другой в Европе», ведь музыка – элемент еврейского богослужения, а кантор – не менее уважаемое лицо, чем раввин.

 

   Живший во Франции германский еврей Ж.Оффенбах – один из создателей самого демократического жанра музыкально-театрального искусства – оперетты. Блестящими представителями этого вида искусства были австрийский еврей И.Штраус (младший), венгерский еврей, эмигрировавший в США, И.Кальман, российский еврей И.Дунаевский.

 

   Классиками симфонической и инструментальной музыки и оперного жанра являются германские евреи Я.Мендельсон-Бартольди – композитор, дирижер, пианист, органист, основатель первой в Германии Лейпцигской консерватории; Г.Малер – композитор, дирижер, возглавлял венскую придворную оперу; Дж.Мейербер – композитор; американский еврей Дж.Гершвин - композитор; российские евреи А.Рубинштейн – композитор, дирижер, пианист, основал и возглавил первую в России Петербургскую консерваторию; его брат – Н.Рубинштейн – пианист и дирижер, основатель Московской консерватории и ее директор.

 

 

 

   Крупнейшим представителем немецкой и мировой поэзии был германский еврей Генрих (Хаим) Гейне.

 

   Г.Гейне был противником тирании, возражал против идей Маркса (они были лично знакомы) о диктатуре пролетариата и социализма. В одном из писем он пишет о социализме с такой точностью, будто жил в СССР или в ГДР:

 

   «Социалистическое будущее пахнет кнутом, кровью, безбожием (Г.Гейне – сторонник свободы совести. – Р.В.) и обильными побоями». О диктатуре пролетариата он тоже точно сказал: «Я очень боюсь жестокой пролетарской власти».

 

   Г.Гейне, как и его далёких предков – авторов Ветхого Завета, волновал вопрос: почему в мире много несправедливого.

 

Отчего под ношей крестной,

 

Весь в крови, влачится правый?

 

Отчего везде бесчестный

 

Встречен почестью и славой?

 

 

 

 

 

   Мировой известностью пользуются произведения писателей и поэтов германских евреев Л.Фейхтвангера, лауреата Нобелевской премии Н.Закс (эмигрировавшей в Швецию), французских евреев М.Пруста, А.Моруа и лауреата Нобелевской премии А.Бергсона (не только писателя, но и философа), израильтянина лауреата Нобелевской премии Ш.Агнона, австрийских евреев лауреата Нобелевской премии Э.Канетти и С.Цвейга, российских евреев Шолом-Алейхема (эмигрировавшего в США), А.Рыбакова, Д.Самойлова, Н.Коржавина (эмигрировавшего в США), В.Аксенова (эмигрировавшего в США), лауреатов Нобелевской премии А.Зингера (Башевиса, живущего в США), Б.Пастернака и И.Бродского (эмигрировавшего в США) и В.Гроссмана.

 

   Василий (Иосиф Соломонович) Гроссман – автор лучшей в советской литературе эпопеи о войне «Жизнь и судьба». Совершенно прав критик Л.Анненский, что это произведение стоит в первом ряду русской прозы XX столетия. Такую книгу мог написать не только талантливый писатель-гуманист и интернационалист, но и высокообразованный, прекрасно разбирающийся в психологии, политике, истории, военном деле и философски мыслящий, во всех подробностях знающий жизнь советских людей – от рядовых до начальствующих.

 

   В.Гроссман убедительно показал принципиальную идентичность политико-идеологических режимов фашистской Германии и СССР; беспощадно разоблачил процветавший в СССР махровый антисемитизм, поразивший все слои населения, сформулировал основные признаки этого позорного явления. Если следовать верному суждению Наполеона: «Обращение с евреями в каждой стране – термометр её цивилизации», то и фашистская Германия, и социалистическая Россия цивилизованными странами не были уже по этому критерию; антисемитизм в обоих государствах не случаен, соответствует формуле А.Эйнштейна: «Тот, кто восстаёт ныне против разума и свободы, кто насаждает бесчувственный мир раболепия, - не может не видеть в еврее непримиримого врага». Хотя и в гитлеровской Германии, и в Советском Союзе было предостаточно и других признаков нецивилизованности.

 

 

 

  

 

   Значительное влияние оказали евреи на кинематографию. Как пишет П.Джонсон, в США «в конце 1890-х годов бедные евреи иммигранты соединили кино с другим созданным для себя институтом – пассажем развлечений о социализме».

 

   Американскими евреями созданы всемирно известные кинокомпании «XX век Фокс», «Метрополь-Голдвин-Майер» и другие. Нужно отметить, что евреи создавали не только коммерческие предприятия, но, по словам Голдвина, их цель заключалась в создании «картины на прочном фундаменте искусства». И они эту цель достигли. Из среды евреев выдвинулись выдающиеся актёры и режиссёры кино, достаточно назвать английского еврея, жившего в США, Ч.Чаплина, российских евреев С.Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Э.Рязанова, М.Ромма.

 

 

 

  

 

.

 

   Фильм «Обыкновенный фашизм» (который надо бы демонстрировать постоянно, особенно в Германии и России) благодаря тематически точно подобранному материалу и высокому мастерству М.Ромма наглядно показывает реальную угрозу, которую представлял фашизм для мировой цивилизации.

 

   Во многом благодаря евреям кино стало наиболее доступным для населения видом культурного развлечения и массового искусства.

 

   Среди крупных театральных деятелей в СССР выделялся руководитель Государственного еврейского театра, великий актёр, замечательный режиссер и теоретик театра С.Михоэлс (Вовси), оказавший влияние на мировое театральное искусство. В игре Михоэлса сочетались мудрость, великолепная актёрская техника, глубокое проникновение в психологию персонажа. 

 

   С.Михоэлс произвёл на современников неизгладимое впечатление бесподобным исполнением шекспировского короля Лира – одной из самых сложных ролей в мировой драматургии. Актёр настолько психологически слился со своим героем, что они казались неразличимыми   Душой и телом принадлежа к еврейскому народу, С.Михоэлс был подлинным интернационалистом и гуманистом, эти черты достаточно широко распространены среди еврейского народа. Он хорошо понимал, какую страшную опасность представляет фашизм для мировой культуры. Возглавив Еврейский Антифашистский Комитет (ЕАК), Михоэлс всю свою энергию направил на налаживание связей с американской общественностью, что сыграло немалую роль в оказании материальной помощи и моральной поддержки СССР со стороны США во время советско-германской войны (1941-45 г.г.).

 

   С.Михоэлс пал жертвой государственного антисемитизма, развязанного Сталиным; по его личному указанию Михоэлса зверски убили, инсценировав автомобильную катастрофу. Еврейский театр закрыли, ЕАК разогнали, его членов, кроме Л.Штерн, расстреляли.

 

   Л.Штерн была профессором Женевского университета (который она закончила, где защитила докторскую диссертацию и руководила кафедрой физиологической химии), автором концепции гемато-энцефалического барьера – физиологического механизма регуляции обмена веществ в центральной нервной системе, обеспечивающего постоянство внутренней среды спинного и головного мозга. Исследовала химические основы физиологических процессов, установила роль ряда ферментов в обменных реакциях, разработала эффективный метод восстановления работы сердца (дефибрилляцию) при его остановке, предложила оригинальные способы лечения шока и туберкулезного менингита. Занималась также проблемами изучения и профилактики старости (что спасло ей жизнь).

 

 

 

   Л.Штерн принадлежала к той категории евреев, которые пекутся о счастье всего человечества, что возможно, по их убеждению, только при социализме.   В СССР Штерн сделала неплохую карьеру: она возглавляла организованные ею два Физиологических института, кафедру нормальной физиологии во 2-м Московском медицинском институте, её избрали в Академию наук СССР (была первой женщиной-академиком в стране), Академию медицинских наук. Получила Сталинскую премию. Создала научную физиологическую школу. Добавим, что Штерн была членом Леопольдино-Каролинской академии естествоиспытателей в Галле (Германия) и почётным доктором Женевского университета.

 

   Однако жизнь заставила её жестоко разочароваться в «прелестях» социализма. В 1949 г. Л.Штерн арестовали (на 71 году жизни) как члена ЕАК и на 3 года и 8 месяцев заключили в одиночную камеру на «Лубянке». На первый допрос её доставили в кабинет министра внутренних дел Абакумова, встретившего её площадной руганью: «Ах ты, старая б-дь!». «Так разговаривает министр с академиком», - с глубокой горечью произнесла Лина Соломоновна. В подобном хамско-хулиганском стиле с ней обращались и её истязатели (официально, следователи). Л.Штерн судили и выслали в Казахстан. После смерти Сталина её вскоре реабилитировали.

 

   Почему Штерн не расстреляли? Дело в том, что стареющий вождь и лучший друг учёных, особенно евреев, рассчитывал на Штерн в смысле продления молодости и потому распорядился оставить её в живых.

 

   Евреи сыграли важную роль в развитии информатики, без которой немыслим современный этап развития цивилизации. Эмигрировавший в Англию германский еврей Пауль Рейтер (Израиль Иосафат) основал в середине XIX века крупнейшее в мире агентство новостей, широко известное и ныне.

 

   Технические средства информатики – компьютеры, телевизоры, мобильные телефоны и другие созданы на полупроводниках, теоретические основы учения о которых заложил российский еврей А.Иоффе. Продолжил и углубил его исследования российский еврей Ж.Алфёров, за что получил Нобелевскую премию.

 

  

 

* * *

 

 

 

   Одним из признанных объективных критериев вклада ученого и писателя в мировую культуру служит Нобелевская премия, учрежденная в 1901 г. За сто лет существования института Нобелевских премий 25 процентов лауреатов – евреи разных стран. Удостоенных премии жителей Германии до 1933 г. (Нобелевскую премию не признавали в гитлеровской Германии и сталинском СССР) около 30 процентов, треть из них – евреи.

 

 

 

   Задумаемся: в каком состоянии находилась бы цивилизация, если бы упомянутые (и неупомянутые) евреи были лишены права учиться и работать или же были убиты во время еврейских погромов в России, Германии и в других странах… И сколько евреев не реализовали свои способности по этим причинам.