о Человеке. Или знакомство с одной фальшивкой.

Ян Ка́рский (польск. Jan Karski, настоящая фамилия Козеле́вский24 июня 1914 годаЛодзь — 13 июля 2000 годаВашингтон) — участник польского движения СопротивленияПраведник мира.

После окончания факультета права и дипломатии львовского университета в 1935 году, был отличником в артиллерийском училище подхорунжих во Владимире-Волынском. В январе 1939 года начал работу в Министерстве иностранных дел Польши.

После нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 г. Козелевский был мобилизован и направлен в уланскийполк. Его полк был наголову разбит танковыми частями вермахта. Ян был ранен и затем был пленён советскими войсками, вторгнувшимися в Польшу с востока, и в результате обмена военнопленными оказался уже в немецком плену. В ноябре 1939 года бежал из немецкого эшелона для военнопленных, вступил в польскую подпольную организацию и совершил тайную поездку во Францию с рапортами для правительства Польши в изгнании, тогда располагавшегося во Франции. В подполье Козелевский принял псевдоним "Карский", который он позднее стал использовать как официальную фамилию.

В июне 1940 года попал в руки гестапо в Словакии, но в результате операции Союза вооружённой борьбы был освобождён из больницы в г. Новы-Сонч. Позднее он нелегально пробрался в Польшу и работал в Бюро пропаганды и информации Главного штаба партизанской Армии КрайовойЕго фотографическая память идеально подходила для курьера между польским подпольем и польским правительством в изгнании, сначала находившемся во Франции, а затем после падения Польши -  в Лондоне.

В 1942 г. Роман Кнолл, глава отдела внешних сношений Армии Крайовой, бывший министром иностранных дел Польши, направил Карского в Лондон. тайно доставить в Лондон польскому правительству в изгнании отчет о ситуации в Польше. Положение евреев на оккупированной территории было одним из разделов отчета. Польское правительство в изгнании интересовала деятельность подпольных партий, поэтому перед отъездом Карски провел встречи с различными фракциями, включая евреев-сионистов и еврейскую социалистическую партию Бунд. Он встретился с двумя еврейскими лидерами, которые просили его информировать мировых политиков об отчаянном положении польского еврейства и безнадежности их ситуации. В послании так и было записано:«Весь наш народ будет уничтожен».

Мольбы еврейских лидеров тронули Карского и он решил своими глазами убедиться в услышанном.Перед поездкой Роман Кнолл познакомил Карского с Леоном Файнером, активистом Бунда. Файнер сказал Карскому: «Польша снова обретет независимость после войны. Но польских евреев к тому времени не останется. Поезжайте в Лондон. Мы должны сделать всё, чтобы никто из союзников после войны не смог сказать, что ничего не знал об истреблении евреев... Я отправил десятки писем, сотни раз, прорвавшись к телефону, разговаривал с евреями в Швейцарии и Франции. Никто мне не поверил…». По просьбе Файнера Карский тайно посетил варшавское гетто и, переодевшись  гетто в  Избице Любельской, из которого заключённых направляли в лагеря уничтожения Белжец и Собибор.

Через Германию и Францию Карский добрался до нейтральной Испании, откуда он через Гибралтар попал в ноябре 1942 года в Лондон

Ужас, которому Карски стал свидетелем, потряс его и заставил не только исполнить функцию посланника польского подполья, но и сосредоточить внимание правительства на трагедии умирающих евреев.

Карски добрался до Лондона, доставил отчет польскому правительству в изгнании, а затем встретился с Уинстоном Черчиллем и другими политиками, журналистами и общественными деятелями. Генерал Владислав Сикорский, глава правительства Польши в изгнании решил передать доклад Карского правительствам Великобритании и США.

В июле 1943 года Карский был принят президентом США Франклином Рузвельтом и рассказал ему о судьбе жертв Холокоста. Карский умолял об оказании помощи гибнущим. Президент США продемонстрировал недоверие и равнодушие.

Позднее Карский встретился с многими лицами из мира политики и культуры – но все они оказались неспособны поверить ему.

В 1944 году Карский написал книгу «Курьер из Польши: История тайного государства» («Courier from Poland: Story of a Secret State») напечатанную тиражом 360 тыс. экз.в которую он включил длинную главу, посвященную Катастрофе евреев в Польше.

После войны Карский остался в США и стал профессором Джорджтаунского университета. Он защитил докторскую диссертацию по политологии, в 1954 году получил американское гражданство.

В 1978 г. он принял участие в фильме Шоа, что способствовало осознанию мировой общественностью его усилий с целью остановить Холокост.

В 1982 году получил звание Праведника мира от института Яд ва-Шем, в 1994 году почётное гражданство государства Израиль.

В речи, произнесенной Карским в 1981 году на встрече офицеров армии США, освобождавших концентрационные лагеря, он констатировал, что провалил свою миссию во время войны .«Бог выбрал меня, чтобы Запад узнал о трагедии в Польше. Тогда мне казалось, что эта информация поможет спасти миллионы людей. Это не помогло, я ошибался. В 1942 году, в Варшавском гетто и в Избице Любельской ... и так я сам стал евреем.... все замученные евреи Польши стали моей семьей. При этом я остаюсь католиком. Я католический еврей. Моя вера говорит мне: Второй первородный грех, которое человечество совершило в отношении евреев в годы Второй мировой войны в Европе, будет преследовать его до конца времен…» 

Ян Карски

Из отчета Карского о его посещении Варшавского гетто в октябре 1942 года:
летом 1942 года 280 000 евреев были депортированы в лагерь смерти Треблинка

Нужно ли описывать Варшавское гетто? О нем уже столько известно из документов, отчетов, свидетельств. Можно ли считать гетто  кладбищем? Наверное, нет. Ведь все эти тела еще двигаются, иногда даже приходят в сильное волнение. Это до сих пор живые люди, если их можно так назвать: хотя, кроме кожи, глаз, голосов, в их трепещущих фигурах не осталось ничего человеческого. Повсюду голод, страдание, зловоние разлагающихся тел, жалобные стоны умирающих детей, отчаянный плач и вздохи людей, борющихся за жизнь, несмотря ни на что.

Войти в эти стены, значит, попасть в абсолютно другой мир, совершенно не похожий на что-либо, поддающееся воображению. Кажется, что все население гетто живет на улицах. Нет почти ни одного пустого метра. Пока мы прокладывали путь по грязи и булыжникам, перед нами мелькали тени тех, кто когда-то был мужчиной или женщиной, обгоняющих нас в погоне за кем-то или чем-то, с безумно горящими голодными глазами. Много раз на улицах мы проходили мимо голых трупов. «Что это значит? - спросил я своего проводника. - Почему они лежат голыми?».  
«Когда еврей умирает, - ответил он, - семья раздевает его и выбрасывает тело на улицу. Иначе им придется заплатить немцам за похороны. Они ввели похоронный налог, который практически никто не может осилить. Кроме того, их одежда идет живым. Здесь каждая тряпка на счету...».

«Я почти не вижу стариков, - сказал я. - Они целыми днями сидят взаперти?».

В ответ послышался голос, казалось, исходящий из могилы. «Нет. Вы еще не поняли немецкой системы? Те, чьи мускулы способны на усилие, используются на принудительных работах. Остальных уничтожают по квоте. В первую очередь, больных и пожилых, затем безработных, потом - тех, чья работа не связана напрямую с военными нуждами Германии, и в конце тех, кто работает на транспорте и крупных предприятиях. В конечном счете они намереваются убить нас всех»....

 

А теперь я хочу представить вам фальшивку, обожаемую и цитируемую местными антисемитами. Вперемежку ложь и оч большая ложь, но там есть хроникальные кадры еврейского  гетто - маленького городского пятачка, куда согнали ДЕСЯТКИ тысяч людей.

Сравните теперь информацию , известную  вам и подаваемую об евреях в 1940 году - нацистами. Что изменилось сегодня?(