ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ: «БЕЗЖАЛОСТНЫЙ КОРАН?»

На модерации Отложенный

"Прелюбодеяние", сечение плетью и побитие камнями

Мы упомянули выше о случае с несчастной Линат, которую талибы в Афганистане подвергли наказанию "джалд" - сечению 100 ударами плетью, за прелюбодеяние (зина`). Тут как бы нечего возразить, такова кара, предусмотренная Кораном за названное преступление. Основной текст - это 24, 2: "Прелюбодея и прелюбодейку - побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладеет вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и последний день. И пусть присутствует при их наказании группа верующих" (.). Для обозначения понятия "прелюбодеяние" Первое предложение аята звучит в арабском оригинале: az-zaniyyat-u wa-z-zani fajlidi kulla wahidin minhuma mia`ta jalldatin используется слово зина`, а для провинившихся женщины и мужчины соответственно - занийях и зани. Среди толкователей Корана и сунны практически царит единогласие относительно того, что эти термины обозначают любую "связь мужчины со всякой женщиной, которая ему не дозволена (харам), притом что они оба знают об этом" (Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991 г., стр. 78.). Следовательно, в этом понятии объединяются как супружеская неверность, так и связь между не состоящими в браке партнерами, равно как проституция. Многие комментаторы, в том числе и немусульманские, обращают внимание на "прогрессивность" аята о прелюбодеянии, поскольку в нем, что не типично для древнего мира, устанавливается равенство между мужчиной и женщиной, на которых возлагается одинаковая ответственность за нарушение сексуальной морали (См., напр., M. Henning, A. Schimmel, Der Koran. Штутгарт. 1996 г., стр. 334, прим. 1; A. Bausani, Il Corano, Милан, 1992 г., стр. 604.).Как бы то ни было, но бичевание, равно как и отсечение руки у воров, как и вообще все формы телесного наказания, рассматривается сегодня в большей части света, в том числе и во многих мусульманских странах, как серьезнейшее нарушение прав человека.

В свете этих соображений закономерно спросить, можно ли считать обязательным во всех случаях применение столь суровой кары к людям, виновным в прелюбодеянии? Нам кажется, что это не обязательно. И тут, как в случае с отсечением руки у вора, Коран оговаривает свою заповедь многими ограничениями. Во-первых, в 4, 15 он выдвигает альтернативное предложение. Там же содержится и требование о подтверждении правонарушения путем достоверных свидетелей: "А те из ваших женщин, которые совершат мерзость, - возьмите в свидетели против них четырех из вас. И если они засвидетельствуют, то держите их в домах, пока не успокоит их смерть или Аллах устроит для них путь". Однако некоторые муфассиры (комментаторы) не считают 4, 15 и 24, 2 альтернативными. Они придерживаются того мнения, что мы имеем дело со случаем an-nash wa-l-mansuh, "переписания и отмены": это означает, что 24, 2 якобы "отменил" 4, 15, то есть сделал его недействительным (См. более подробно: A. Busani, Il Corano, Милан, 1992 г., стр. 527.). Эта гипотеза многим покажется странной, поскольку существует доктрина, согласно которой Коран - сущее слово Аллаха, но такая возможность предусматривается в самом Мусхафе (Коране): "Всякий раз, как мы отменяем стих (аят) или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен?" (2, 106). И на самом деле есть муфассиры, предполагающие, что в Коране есть не менее 500 "отмененных" аятов, которые формально еще содержаться в нем, но заменены "лучшими" (Mir Wali Ullah, Muslim Juriprudence and the Quranic Law of Crimes, Лахор, 1982 г., стр. 7-8). Мы считаем эту теорию несостоятельной, не только ввиду утверждаемой боговдохновленности ал-Фуркана, но и в силу простой логики. Книга законов, в которой сотни предписаний были бы отменены сотнями других без четкого на то указания, была бы совершенно вздорной и бесполезной.

Другие же муфассиры предполагают, что 4, 15 не относится к области сексуальной морали. "Мерзость", о которой говорится в этом аяте - перевод арабского слова фахишах, производного от глагола фахаша, который означает не только "быть неприличным, непристойным", но и "быть непомерным, чрезмерным, чудовищным". В одном из "ахмадийских" комментариев высказывается даже предположение, что значение фахишах скорее всего "подстрекательство к ссоре, беспокойству" и не относится к области прелюбодеяния (Qur`an-i Majid, Рабвах. Пакистан. 1954 г., стр. 639, прим. 36.). Эта точка зрения нас не убеждает: в арабском языке слова, производные от трехсогласного корня фшх, однозначно относятся к сфере сексуальной морали. Кроме того, надо рассматривать 4, 15 в литературном контексте. Следующий аят, 16-й, гласит: "А те двое из вас, которые совершат это, - причините им боль. Если они обратятся и совершат благое, то отвернитесь от них. Поистине, Аллах, приемлющий обращение, милостивый". Согласно общепринятому толкованию, имеются в виду гомосексуалисты (в некоторых переводах дается, поясняюще, - "двое мужчин"), а местоимение "это", которое тут употребляется, очевидно, перекликается с "мерзостью" в предыдущем аяте. Оба стиха связывает совместная ссылка на по-разному незаконные половые сношения.

Следовательно, вполне логично считать стих 4, 15, предписывающий "домашний арест" прелюбодейке до смерти или до раскаяния, альтернативным стиху 24, 2, в котором предусматривается сечение ее плетью. Кроме того, 4, 15 содержит другое правило, которое, если оно применяется по совести, дальше затрудняет наказание женщины, подозреваемой в нарушении нравственности: обвинители должны привести четырех свидетелей, которые бы дали достоверные показания о случившемся. Важно тут обратить внимание на то, что эти свидетели должны быть очевидцами, а не просто распространителями слухов. 24, 13, ведь, гласит: "Поистине, те, которые любят, чтобы разглашалась мерзость (tasiyu`a-l-fahisah-u) о тех, которые уверовали, им - мучительное наказание". В 24, 11-12 содержится намек на обвинение в прелюбодеянии против А`иши, любимой жены Мухаммада, а в следующем, 13 аяте, уточняется: "Отчего бы они не привели четырех свидетелей в этом? А если они не привели свидетелей, то они у Аллаха - лжецы". Но, ввиду самой природы прелюбодеяния, весьма трудно и маловероятно, чтобы при нем присутствовали свидетели, да и не один, а целых четыре.

Если серьезно отнестись к словам Мухаммада (вернее, для мусульман - к словам самого Аллаха, переданным через Мухаммада), должно быть очень трудно найти свидетелей, чьи сведения о чужом "прелюбодеянии" шли дальше слухов, а в этих условиях в редчайших случаях дело могло бы дойти до наказания виновных. Тем более, что ложное, или не подкрепляемое свидетелями, обвинение кого-нибудь в прелюбодеянии может навлечь на обвинителя тоже суровое наказание: "А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, - побейте их восемьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда: это распутники, / кроме тех, которые потом обратились и исправили. Ибо поистине Аллах прощающ, милосерден!" (24, 4-5). В оригинале слово "целомудренные" употреблено только в женском роде (muhsanat), но многие юристы считают, что посредством кийаса (аналогии), его можно отнести и к мужчинам. К этому следует добавить еще одно обстоятельство: в 24, 3 читаем, что "прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка - на ней женится только прелюбодей или многобожник. И запрещено это для верующих". Из этого следует, что виновные в нарушении сексуальной морали могут заключить брак, хотя и только между собой. Но это было бы немыслимо, если бы "прелюбодейка" была осуждена на пожизненный, домашний арест.

Подводя итоги, можно сказать, что Коран, правда, предусматривает строгие наказания для нарушителей нравственности, но в то же время не предписывает бездушную строгость, механическое применение самых суровых кар при исключении всякого понимания и милосердия. Были ли найдены четыре свидетеля, чьи сведения превысили бы уровень сплетен, и были ли соблюдены заповеди милосердия в деле несчастной афганки Линат? Эти вопросы, которые, по-видимому, останутся без ответа.

Исламские фундаменталисты (а нередко и салафиты) применяют еще более страшную кару за "прелюбодеяние" - побитие камнями (раджм). Пока из Афганистана, а тем более из других стран Центральной Азии, не поступало сообщений о вынесении подобных приговоров. Но соответствующие сведения есть из шиитского Ирана. Весь мир облетели втайне отснятые киносъемки побития камнями двух солдат в одной казарме: в этом убийстве участвовали десятки других военнослужащих. Та же кара грозит немецкому бизнесмену Гельмуту Гоферу, которого обвиняют в любовных связях с мусульманской студенткой. Этот вид наказания следовало бы объявить вне закона, потому что не только противоречит любой, даже самой элементарной концепции прав человека, но и не только в хадисах, и далеко не все они являются сахих, "подлинными", даже тогда, когда они приводятся под этим названием.

Согласно принятой в тафсире (толковании Корана) теории, аят о раджме первоначально стоял в Мусхафе, но потом был отменен без замены. Значит, это случай мансуха без насха: "Стирает Аллах, что желает, и утверждает; у него - мать книги". Но если Аллах, стерев аят, не заменил его "лучшим", или похожим на него" (2, 106), то следует полагать, соответствующая заповедь полностью лишена силы.

Но несмотря на это, многие в исламском мире считают побитие камнями еще действительным, ссылаясь на авторитет второго "праведного" халифа, `Умара. Основное свидетельство о том, что аят о раджме первоначально был "ниспослан" Мухаммаду, мы находим в собрании хадисов ал-Бухари (810-870 гг.). Там рассказывается, что `Умар в одной из проповедей с минбара (амвона) мечети в Медине обратил внимание верующих на то, что когда-то Расул-уллах получил соответствующее откровение. Вот рассказ ал-Бухари: "Аллах открыл Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) истину и ниспослал ему Книгу, и среди того, что Аллах ниспослал, был аят о раджме (В оригинале: wa anzala `alayhi-l-kitaba fakana mimma anzala Allahu ayat-ur-raym.), и мы читали этот аят и понимали его и изучили наизусть. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) налагал это наказание и так мы делали после него. Я боюсь, что по прошествии длительного времени кто-нибудь скажет: "Клянусь Аллахом, мы не находим этот аят о раджме в Книге Аллаха", и таким образом они заблудятся, отказавшись от обязанности, которую ниспослал Аллах" (Muhammad ibn-Isma`il al-Buhari, "Sahih al-Buhari", Бейрут, 1993, т. VIII, стр. 539.)Побитие камнями - старинный обычай уже у доисламских арабов, у древних евреев и других народов разных регионов мира. По-древнееврейски этот вид наказания называется "sеqilah" и предписывается в качестве кары за разные нарушения сексуальной морали в "Законе, Пророках и Писаниях" (так называется еврейская Библия, сокр. по-древнеевр. - "танах"; для христиан - "Ветхий Завет"); ср. напр. Втор. 22, 21: "То отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти; ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего". В древнем Риме засвидетельствованы как побитие камнями (lapidatio), так и другие изуверские кары, вроде закапывания живыми в землю весталок (жриц богини Весты), нарушивших обет целомудрия. Кое-где побитие камнями практиковалось и в средневековой Европе.). В другом собрании хадисов, "Мабсуте" ("Разостланный /ковер/" ас-Сарахси), приводится даже текст "отмененного" аята о побитии камнями: "Женатого мужчину и замужнюю женщину, если они прелюбодействуют, то непременно /albattah/ побивайте их камнями" (as-Sarahsi, "Mabsut", 30 тт., Каир, 1906 г., т. 9, стр. 36. В оригинале употреблены слова as-sayh и as-sayhan, которые дословно означают "старик" и "старуха", но в данном контексте они имеют значение "женатого мужчины" и "замужней женщины".). Судя по этому хадису, побитие камнями - это вид наказания, применяемый только к людям, состоящим в браке, то есть, это наказание за супружескую измену, как подтверждают и другие источники (См.: Jalaluddin al-Hudayri as-Safi`i as-Suyuti, "Al-itqan fi ulum al-Qur`an" ("Введение в науку о Коране"). Оснабрюк. Германия, 1980 г., 2 тт. (репринт Калькутского издания 1852-1854 гг., т. 1, стр. 524 ).

В том, что Мухаммад применял раджм, по крайней мере, что он не допускал исключений, закономерно сомневаться в свете того, что можно узнать из другого собрания хадисов, "Мишкат фл-масахиб" ("Ниша для ламп"). Там рассказывается следующая история: "Бурайдах говорит: "Ма`из ибн-Малика пришел к Пророку и сказал: "Очисти меня". Пророк сказал: "Горе тебе, иди назад, проси Аллаха о прощении и покайся перед ним". Человек удалился на известное расстояние, вернулся и сказал еще раз: "Очисти меня". Пророк дал ему тот же ответ, что и в первый раз. Человек ушел, вернулся, сказал то же самое, получил тот же ответ и ушел. Он вернулся в четвертый раз и сказал: "Очисти меня". Пророк спросил: "От чего я должен тебя отчистить?" Человек ответил: "От прелюбодеяния". Пророк сказал: "Разве этот человек сошел с ума?" Люди ответили, что он не сошел с ума. Пророк тогда спросил: "Принимал ли этот человек хамр? (Опьяняющее, одурманивающее средство, сивуха, часто отождествляется с вином.) Поэтому один из присутствующих встал, понюхал рот Ма`иза и сказал: "Нет, он не пьян". Пророк спросил человека: "Совершил ли ты прелюбодеяние?" Тот ответил: "Да". Тогда Пророк приказал побить человека камнями до смерти, и так и произошло".

В том же источнике, однако, записана и другая концовка этой истории. После того, как люди стали закидывать камнями Ма`иза, ему удалось сбежать. Но люди его схватили и добили до смерти. Когда Мухаммад узнал об этом, спросил: "А почему вы не дали ему сбежать?" ( al-Bagawi, "Miskat al-Masabih", т. XVI, гл. 1.) Отсюда видно, что даже перед человеком, которому грозило побитие камнями, оставался открытым путь спасения, в отличие от того, что сегодня происходит в Иране. Если даже Мухаммад более 1400 лет тому назад не настаивал на приведении приговора о раджме в исполнение, и если, записав соответствующий аят в Коране, потом убрал его без замены, тем более сегодня пора раз и навсегда отказаться от этой варварской формы наказания.

Преступления, согласно шари`ату, делятся на три категории: 1) убийство и нанесение телесных увечий; 2) преступления, подверженные возмездию типа хадд (множественное число - худуд, "удержание", "пресечение"), то есть преступления, за которые в Коране и сунне предусмотрены конкретные меры наказания; 3) преступления, к которым применяется возмездие типа та`дир, "удержание", "назидание"), то есть правонарушения, мера наказания за которые не точно указаны в Коране и определяются по личному усмотрению судьи.

Преступления и наказания, обсужденные нами в этой статье, относятся ко второй категории, и мы пытались доказать, что предусмотренные за них наказания даже по замыслу Мухаммада не обязательны и сегодня совершенно устарели и недопустимы. Мы не коснулись преступлений первого разряда, потому что тема эта очень сложная и она завела бы нас слишком далеко, между тем как место в нашем распоряжении ограничено. Но не исключено, что к этой теме мы еще вернемся.

Что касается нарушений права и нравственности третьего типа, при всей свободе их оценки со стороны судьей, такая оценка ориентируется на определенные традиции шари`ата и фикха. Однако новоиспеченные фундаменталисты и салафиты, движимые больным фанатизмом, дают волю своей фантазии и налагают на виновных наказания чудовищного садизма. Увы, еще раз приходится обратиться к многострадальному Афганистану. В марте 1998 г. агентства печати сообщили, что в Герате два гомосексуалиста, 22-летний `Абд-ус-Сами` и 18-летний Бисмиллах приговорены к смерти путем захоронения заживо! Они были сброшены в яму и засыпаны землей бульдозером (Deutsche Presse-Agentur (DPA), 23 марта 1998 г.). Сколько бы мы не искали, ни в Коране, ни в сунне мы не нашли обоснования для такой неимоверной меры наказания. Можно думать что угодно о гомосексуализме, что это разврат, или болезнь, или просто иная форма сексуальности, но закапывать человека живым в землю не должно быть дозволено никому. Имя одного из них, `Абд-ус-Сами`, значит "Раб Слышащего", это одно из 99 "прекрасных имен" Аллаха, а имя другого - общеизвестное начало почти всех сур Корана: "Во имя Аллаха". Нам хочется надеяться, что Аллах действительно услышит их и что бесчеловечная смерть искупит в Его глазах их вину, если вообще она таковой и является.

Судьи из стана талибов несомненно взяли в качестве основы для своего приговора 4, 16, в котором говорится: "А те двое из вас, которые совершат это, - причините им боль". "Это", по мнению практически всех муфассиров, эвфемический намек именно на гомосексуализм. Что должно случиться с теми, кто практикует эту форму половых сношений? Глагол fa`duhuma (от корня ada, IV порода корня adiya) употребляемый в аяте, не совсем ясен. Основная порода значит как "испытывать муки", или "боль", так и терпеть ущерб" или "неудобство"; IV порода ("каузатив") означает, соответственно, как "мучить", "причинять страдания", так и просто -"обижать", "донимать", "домогать". Таким образом, то, что имеется в виду в Коране, может идти от легкого телесного наказания до высмеивания. И то и другое были само собой разумеющимися в древнем мире , но совсем неуместны сегодня. Тем более, что талибы забыли вторую часть аята, которая гласит: "Если они обратятся и совершат благое, то отвернитесь от них. Поистине, Аллах приемлющий обращение, милостивый". Не совсем понятно, что имеется в виду под оборотом "отвернитесь от них" (fa`a`ridu `anhuma), но наиболее вероятно это следует понимать как "оставьте их в покое". Ведь, Аллах всегда готов принимать обращение людей к добру (kana tawwaban) и проявлять милосердие.

Если фанатики не слушаются слова Аллаха, то вряд ли можно надеяться на то, что они примут к сведению слова людей, даже когда речь идет о международных организациях с мировым авторитетом. В любом случае, не лишне напомнить, что 24 апреля 1998 г. Комиссия ООН по правам человека приняла 23-мя голосами против 11-ти резолюцию, содержащую призыв к Ирану "принять все необходимые меры", чтобы прекратить применение таких наказаний, как отсечение руки и побитие камнями. Поможет ли это? Инша`Аллах, если Аллах захочет!

 

Джованни БЕНСИ