Наказание за прелюбодеяние по Шариату

На модерации Отложенный

Неженатый юноша или незамужняя девушка, совершившие прелюбодеяние, не наказываются в форме смертной казни. Наказание их — лишь сто ударов плетью публично: «Прелюбодей и прелюбодейка... Накажите каждого из них ста ударами плетью. Не испытывайте сострадания к ним, исполняя предписанное Богом, если уверовали вы в Господа и Судный День. И пусть группа верующих будет свидетелями приведения наказания в исполнение» (Св. Коран, 24:2). Наказание публично для того, чтобы изначально отбить у кого-либо желание совершать данное социально-пагубное преступление /1/

За нарушение супружеской верности полагается другое наказание — смертная казнь. И она допустима при двух условиях: 1) когда имеются четыре свидетеля /2/, воочию видевшие сам процесс полового сношения /3/, или 2) явка человека (мужчины или женщины) с повинной, когда он не ограничился покаянием пред Богом, а просит вершить над ним суд, не желая быть отягощенным этим пагубным грехом остаток жизни.

Подозрения и словесные обвинения абсолютно не принимаются во внимание. Когда есть свидетели (не менее четырех), все они по отдельности допрашиваются. Если будет явное расхождение в показаниях, то все эти «очевидцы» публично наказываются /4/ за оскорбление чести женщины /5/, а подозрения с обвиненных мужчины и женщины снимаются.

Кстати сказать, самосуд в Исламе запрещен. Наказания приводятся в исполнение лишь и только официальными судебными органами. В случае, когда мусульмане живут в светском государстве, наказание производится в соответствии с действующим законодательством. В то же время наказание — это не самоцель. Цель заключается в пробуждении сдерживающего начала через знание о жесткости наказания, которое не даст человеку совершить столь пагубный грех. К тому же отсутствие покаяния или фактического наказания в этой жизни усугубляет адское наказание в вечности. А жизнь — это годы, пролетающие как миг. 

Любое весомое сомнение в причастности обвиняемого к преступлению отменяет меру наказания, например, в форме смертной казни. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Наказания отменяются (аннулируются) сомнениями [в причастности обвиняемого к данному преступлению]» /6/.

Если дело не дошло до суда и касается лишь самого человека или другого, но тот простил преступника, тогда оно может остаться между преступившим закон и Творцом всего сущего, когда имеется осознание греха, раскаяние и вознамеренность не возвращаться к этому впредь. Когда же дело дошло до суда, — обратного пути нет, кроме как если имеются обоснованные сомнения в очевидности преступления /7/.

Если мужчина скажет женщине, не являющейся его женой, что она прелюбодейка (или что-то явно имеющее такой смысл), и при этом у него не будет четырех свидетелей, очевидцев греховного процесса, тогда он наказывается публично восьмьюдесятью ударами плетью. Это явится наказанием за высказанное оскорбление, защитой чести женщины и назиданием для других: «Те, кто клевещет на целомудренных женщин (или девушек) /8/, не имея при этом четырех свидетелей[-мужчин], наказываются восьмьюдесятью ударами плетью /9/, и никогда в дальнейшем не будет приниматься их свидетельство [при тех или иных судебных разбирательствах]. Они (клеветники) — грешники, за исключением тех [из них], кто покается и исправится [в том числе и извинившись публично перед той, которую оклеветали]. Воистину, Всевышний Всепрощающ и Милостив [а потому человеку предоставлено множество шансов измениться]» (Св. Коран, 24:4, 5).

Важно отметить, что голословное обвинение женщины в совершении прелюбодеяния, если еще окажется, что она на самом деле не совершала подобный проступок, — один из семи самых пагубных грехов. Честь женщины в Исламе имеет привилегированное положение и посягательства на нее крайне греховны пред Творцом. Пророк Мухаммад предупреждал: «Сторонитесь семи самых пагубных грехов: 1) возведения на уровень Бога кого- или что-либо помимо Единого и Единственного Творца; 2) колдовства; 3) убийства человека /10/; 4) ростовщичества; 5) присвоения себе имущества сирот; 6) побега с поля боя; 7) клеветы, оскорбления в адрес целомудренных верующих женщин, оказавшихся невнимательными [в поведении или любом другом, что становится причиной появления сомнений в их целомудренности]» /11/

Подозрения, домыслы, женские пересуды в данном вопросе неприемлемы. Они чрезвычайно грешны и имеют природу возвращающегося бумеранга /12/

«Те же, кто обвиняет в измене своих жен и не имеет свидетелей (очевидцев), кроме как самих себя, должны четырежды засвидетельствовать свое обвинение [перед судьей или имамом, муфтием, указывая рукою на жену], оговаривая при этом, что свидетелем является и Всевышний в том, что он (муж) правдив в своих словах. На пятый раз он (муж) говорит: «И пусть покарает меня Господь, если я солгал». Жена же, чтобы не быть наказанной, должна четырежды засвидетельствовать [также перед судьей и, указывая на мужа], сказать, что свидетелем правдивости ее является Всевышний, а супруг лжет. На пятый раз она говорит: «И пусть же будет на мне гнев Творца, если муж мой правдив» (Св. Коран, 24:6–9). То есть муж, который обвиняет свою жену, или приводит четырех свидетелей, или инициирует упомянутый в аятах процесс для разрешения внутрисемейной ситуации /13/. Кстати, если муж обвинит супругу в измене, но откажется от участия в судебном освидетельствовании, то его также публично наказывают восьмьюдесятью ударами плетью за наговор в адрес своей жены. 

Хиляль ибн Умайя в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обвинил свою супругу в измене. Посланник Господа несколько раз повторил: «Или ты нам принесешь доказательства, или будешь наказан [за ложное обвинение]». Сподвижник в недоумении воскликнул: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я правдив! Воистину, Всевышний низведет знамения, которые защитят мою спину от наказания!» Через некоторое время ангел Джабраил (Гавриил) низвел аяты Корана: «Те же, кто обвиняет в измене своих жен...» (см. Св. Коран, 24:6–9). Затем супругов пригласили к Пророку. Он проговорил назидание, упомянув: «Воистину, Всевышний Творец знает, что один из вас лжет. Может быть, кто-то из вас раскается?» /14/. В итоге супруги были разведены, но никто из них не был подвергнут наказанию. 

Теперь подробнее о процессе освидетельствования. В мусульманском богословии он называется «ли‘ан». Итак, если нет необходимого количества свидетелей, которые воочию видели, как супруга данного человека имела половую связь с другим мужчиной, и супруга отрицает, а муж утверждает, тогда производится процесс, по итогу которого они перестают быть мужем и женой.

1. Процесс должен проходить в присутствии имама, муфтия, старосты, судьи /15/ — то есть того, кто занимается общественно-религиозными вопросами в том или ином городе, селе и имеет соответствующее знание о данном процессе (ли‘ан).

2. Назидание, предшествующее свидетельствам и клятвам, должно поспособствовать правдивости супругов, пробудить в них чувство набожности пред Творцом, Которому известно абсолютно все.

3. Желательным (необходимым) является присутствие не менее четырех человек на данном мероприятии, а также чтобы супруги вставали во время произнесения свидетельств.

4. При произнесении свидетельствующих формул каждый из супругов рукою указывает на другого.

5. Желательно, чтобы все это происходило в мечети. 

6. По завершении данного процесса, то есть после проговаривания всех необходимых формул, судья (или имам, муфтий) объявляет, что данные супруги перестают быть мужем и женой.

Никакие наказания не предусмотрены. С мужа снимается обязанность материального обеспечения бывшей супруги /16/. То, что принадлежит жене или было даровано ей мужем, в полной мере остается у нее. Вот смысл слов, проговоренных Пророком по этому поводу: «Всевышний вам судья! Но кто-то из вас лжец. Муж не имеет права забирать у жены то, что было передано или даровано ей» /17/

7. После такой формы расторжения брака супруги больше никогда не смогут стать мужем и женой /18/

Упомянутый процесс (ли‘ан) как форма разрешения подобной конфликтной ситуации предусмотрен лишь в случае, когда это происходит между мужем и женою /19/. Кстати, ученые рекомендуют не доводить до публичного разбирательства внутрисемейные проблемы, а, не вынося сор из избы, развестись, если в результате обоснованных обвинений в измене мужа либо жены совместная жизнь стала невыносима. Если же найдутся силы и воля простить после искреннего раскаяния, тогда они канонически имеют полное право оставаться мужем и женою. 

«И если б не дарование вам больше заслуженного, не милость Всевышнего по отношению к вам [люди], если бы не Его всепрощение и мудрость [в управлении, в установлениях, тогда прегрешения ваши сразу становились бы известными всем, а наказания, заслуженные вами, настигали бы вас очень скоро]» (Св. Коран, 24:10).

В процессе написания данного материала неотступно возникал вопрос: насколько мы, мусульмане, живущие в России, странах СНГ готовы реально проецировать изложенные постулаты на повседневную жизнь? Одно дело соглашаться с теорией для проформы, а другое — соизмерять лично с собой. В этой связи вспомнилось одно четверостишье:

Смотреть — еще не значит видеть,
Дышать — еще не значит жить.
Ругать — не значит ненавидеть,
Привыкнуть — вовсе не любить.

Однако возвратимся к поиску решения для нашей проблемы. «В чем же все-таки смысл такой жестокости наказания?» — спросит современник. Можно предположить, что он сможет себе ответить на этот вопрос, когда его жена забеременеет от соседа по лестничной клетке, дочь в тринадцать лет сделает аборт, а сам он в очередной командировке ознакомится с новой венерической болезнью и омрачится пропажей денег и документов после времяпрепровождения в компании случайной попутчицы.

Примечания:

/1/ Ср.: «Если же сказанное [мужем обвинение в адрес супруги об отсутствии девственности] будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти; ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя. 
Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих, и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. 
Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя» (см.: Втор., 22:20–24).

/2/ Свидетелями должны быть четверо совершеннолетних, разумных мужчин-мусульман, известных в своем окружении как праведные и справедливые (честные), видевших половой акт именно воочию, собственными глазами, а не в записи или какой-либо иной форме передачи информации. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 7. С. 5372, 5373.

/3/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 7. С. 561.

/4/ «Те, кто клевещет на целомудренных женщин (или девушек), не имея при этом четырех свидетелей[-мужчин], наказываются восьмьюдесятью ударами плетью, и никогда в дальнейшем не будет приниматься их свидетельство [при тех или иных судебных разбирательствах]. Они (клеветники) — грешники...» (Св. Коран, 24:4).

/5/ Оскорбление чести девушки или женщины, такого рода клевета в их адрес, является одним из семи самых страшных грехов в Исламе, о чем упомянуто в достоверном хадисе. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 17, хадис № 171, «сахих».

/6/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 314, а также хадис № 313, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 194; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 11. С. 82.
Ср.: «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» (см.: Библия, Числ., 35:30).

/7/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 9. С. 468, 469.

/8/ Ученые, комментирующие Коран (муфассиры), говорят, что здесь также подразумеваются целомудренные мужчины (юноши). Необоснованное обвинение их в грехе прелюбодеяния не менее грешно и также публично наказуемо. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 9. С. 472.

/9/ Это наказание касается лишь ложных обвинений в прелюбодеянии, распутстве. Иного рода оскорбления не наказываются подобным образом, степень наказания по ним (по факту клеветы, в защиту чести и достоинства, например) определяется судом в частном порядке.

/10/ В Исламе приговор о смертной казни преступника выносится только уполномоченным судом. Любой, даже самый «оправданный», самосуд расценивается как преступление и влечет за собой соответствующее наказание.

/11/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 17, хадис № 171, «сахих».

/12/ «...Кто совершает зло, тому непременно воздастся за это» (см.: Св. Коран, 4:123).
Желают того люди или нет, но это — закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

/13/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 7. С. 561.

/14/ Полный текст хадиса см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 288–290, хадисы № 2900, 2901. Также см.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1708, хадисы № 5307, 5308; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 374, хадисы № 1205, 1206.

/15/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 7. С. 565.

/16/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 284.

/17/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 287, хадис № 2894; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1711, хадис № 5312.

/18/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 287, хадисы № 2895–2899, а также с. 288; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 7. С. 581.

/19/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 7. С. 561.