Военные России включаются в фантастическую гонку вооружений

Консилиум ученых, входящих в Общественный совет при ВПК, возглавляемом Рогозиным, и Фонд перспективных исследований в системе оборонных инноваций (аналог американской DARPA, специализирующейся на разработке оружия будущего) пришли к выводу, что избежать участия в уже начавшейся гонке военных технологий не удастся, иначе Россия может просто исчезнуть с политической карты мира.

«Мы не должны повторять ошибки пресловутой гонки во­оружений периода „холодной войны“, но мы должны исключить вероятность резкого, неблагоприятного для России смещения военно-стратегиче­ского баланса вследствие выхода на авансцену технологий нового поколения», ― говорится в подготовленном к заседанию докладе (имеется в РБК daily). При этом ученые предлагают сконцентрировать усилия на опережающих, высокорисковых исследованиях.
rogozin-24011045-050391-3139.jpg
Среди предложенных идей ― создание передовых биомедицинских технологий, способных предотвратить смерть человека в результате ранений. За счет стволовых клеток человека предлагается создать технологии промышленного производства искусственной крови, идентичной донорской. Отдельное внимание уделено военной робототехнике. Предлагается сконструировать глубоководных роботов-разведчиков и для обслуживания кабелей на океанском дне, высотный беспилотный комплекс разведки и целеуказания со сверхдлительным временем барражирования, наземного патрульного робота на автомобильном шасси и экзоскелет, усиливающий мышечную силу человека.

Предлагается также подумать над созданием гиперзвукового вакуумного поезда, электромагнитной катапульты, космоплана и, наконец, построить космиче­ский лифт ― тросовую транспорт­ную систему, основанную на действии центробежной силы.
Военные включаются в фантастическую гонку вооружений
«Это все красиво выглядит на бумаге, но больше напоминает сценарий к фантастическому фильму о городах будущего, нежели реальную программу совершенствования обороно­способности страны, ― оценивает документ главный специалист-изобретатель ВПК Игорь Кротов, поработавший и в СССР, и в России в области бортовых систем управления боевой техники и микроэлектроники.

― Ничего из предложенного я не представляю в реальности в ближайшие десять лет даже в армии США, чего уж говорить о нас».

По словам эксперта, главная проблема в том, что плеяда военных ученых советской закалки разогнана, а на их место никто не пришел.

«Я изучил имена авторов этого доклада — там совсем молодые ребята, чуть более 30 лет им, один и вовсе с юридическим образова­нием, — рассуждает он. — В наши годы было невозможно представить, чтобы в таком возрасте ученые писали какие-то труды, которые будут предложены высокопоставленным чиновникам. Мне кажется, это еще один факт, свидетельствующий о несерьезности этого труда».

Военные включаются в фантастическую гонку вооружений

Хотя есть, по словам бывшего изобретателя, в программе и рациональные вещи. «Они в основном касаются угроз и перспективных стратегических разработок. Вот, например, призыв усилить в военном отношении Дальний Восток, где наши позиции особо слабы», ― отметил г-н Кротов.

По стечению обстоятельств именно во вторник замминистра обороны Юрий Борисов анонсировал начало работ в Московском институте теплотехники (разработчик известной ракеты «Булава». ― РБК daily) по разработке боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), наводивших ужас на соседей СССР во времена «холодной войны».

По словам военного эксперта Игоря Коротченко, главное преимущество «ядерных поездов» в их неуязвимости. «Он может перемещаться и оставаться незамеченным, поскольку железнодорожный состав с ракетными установками для средств техразведки противника ничем не отличается от обычного грузового поезда», ― пояснил он.

Источник РБК daily в Мин­обороны сказал, что БЖРК будут защищать в том числе и дальневосточные границы страны.

Получить комментарий вице-премьера Рогозина о перспективных оборонных разработках не удалось. Источник в его окружении согласился, что некоторые планы в программе звучат нереалистично. «Но на то фонд и называется„перспективных идей“, а не „срочно реализуемых“. В целом же программа продуманная, взвешенная и в перспективе, мы надеемся, воплотимая», ― отметил он.